Воскресенье, 03 ноября 2024

Анна Мельникова

Человек Возрождения

Супруги Владимир  Андреевич и Анна Фёдоровна всегда рассчитывали только на себя.

Фото: из архива Ирины ЛАРИНОЙ

Снят полнометражный документальный фильм про безрукого художника из новгородской глубинки Владимира Гусева

В последнюю пятницу сентября в деревне Борок Маловишерского района отметили День деревни. По традиции застолье устроили на улице. Несмотря на холодную погоду, пикник душевный получился. Помимо местных и дачников к нему присоединились гости из Санкт-Петербурга — съёмочная группа кинокомпании «Два капитана», которая завершает работу над фильмом об удивительном художнике, когда-то жившем и творившем в Борке, Владимире Андреевиче Гусеве.

Чёрно-белое повествование

О нём на празднике часто вспоминали. Говорили о его трудолюбии, силе характера, трудной судьбе. Не исключено, что эти разговоры потом войдут в фильм.

Гусев писал картины, не имея рук. В начале 1990-х годов в киножурнале «Наш край» про него вышел пятиминутный сюжет, снятый известным новгородским документалистом Эдуардом Раненко. Чёрно-белое киноповествование под лютневую музыку эпохи Ренессанса как-то по-особенному передало тоскливую атмосферу деревни — размытая в грязь дорога, мужичок в ватничке, курицы на поле, избы в рядок. В одной из них и жил Владимир Андреевич со своей супругой Анной Фёдоровной, которую нежно называл Аннушкой, «дорогой мой человек». Встретил он её в свои тридцать с небольшим в доме инвалидов «Прошково» в Боровичском районе. Туда молодых людей привели печальные события.

Владимир Андреевич родился в Сергове, на берегу Ильменя в 1926 году. Был Володя коренным поозёром. Возможно, став взрослым, и занялся бы он опасным трудом рыбаков. Но война распорядилась по-другому. Немцы уже в августе 1941 года оккупировали его родную деревню. Во время артобстрела подросток получил ранение предплечья. А в немецком госпитале врач, недолго думая, ампутировал ему всю руку. Потом фашисты отправили их с мамой в Прибалтику рыть окопы, а через год, ближе к Победе, загнали в лес на хутор.

После войны он приехал обратно в Сергово, обнаружил на месте дома пепелище и решил вернуться обратно в Латвию, где помогал организовывать колхоз. Однажды по неосторожности его здоровую руку затянуло в пыхтящую во всю силу молотилку. Адская боль, потеря сознания, больница, где пришло осознание, что рук больше нет. От отчаянья его уберегли добрые люди. Не сгинул Владимир Гусев, вернулся в Новгородскую область. Правда, пришлось поскитаться по казённым учреждениям, пока не познакомился с Анной.

А у неё — своя трагедия. Девочкой она попала под поезд и лишилась обеих рук и левой ступни. Однако сумела сохранить и жизнерадостность, и весёлый нрав. Наверное, потому что находился с ней рядом Владимир. Он ей всякие приспособления на ногу придумывал, чтобы она ходить могла. Она и ходила, с бытовыми заботами справлялась, почтальоном работала. А Владимир Андреевич в колхозе пастухом трудился.

— Трудно было. Она — инвалид, я — инвалид. Что нам делать? Как тут нам быть-то? Думал, думал, а потом спросил Аннушку: «Что тебе в жизни надо?». «Знаешь, — отвечает, — были бы домик, банька, земельки кусок, огородик». Я и говорю тогда: «Будет», — рассказывал Гусев о начале их совместной жизни корреспонденту, бравшему у него интервью 30 лет назад.

Переехали из «Прошкова» к родственникам Анны в Маловишерский район. Скопили денег, дом в Борке приобрели. Хозяйство вели, огород имели, дрова сами заготавливали и сами воду вёдрами в дом носили. Некоторые «сердобольные» предлагали Гусеву заняться попрошайничеством и с протянутой рукой по вагонам ходить.

— Как это делать, я даже не представляю, — смущенно сказал Гусев, не зная, какие подобрать слова.

И в беседу тут же бойко вступила Анна Фёдоровна, чтобы мужа поддержать:

— Извините, что вклиниваюсь в разговор. Я многих таких людей осуждаю. С ногами, с руками, здоровы, а они сидят и просят милостыню у метро. Мы никого не просили, ни от кого не зависим. Дочку сумели вырастить.

Наивное Гусева

Рисовать Гусев начал после несчастного случая, ещё в Латвии. Чтобы хоть что-то стало получаться, он долго тренировался. Благодаря упорству, усидчивости, вере в себя он смог овладеть умением рисовать.

На культе правой руки медики — то ли по хирургической изобретательности, то ли непредумышленно — сделали разрез, чтобы получилось что-то вроде двух больших пальцев. Но таким образом Владимир Андреевич мог и паяльником, и кистью художника управлять. Но есть воспоминания, что работал он также, держа инструмент в зубах. Предпочитал рисовать маслом. Цветы, сосны, берёзы, озёра — любимые гусевские мотивы. Его живопись искусствоведы относят к наивному искусству. Темы его картин трогательны и просты. Полотна пронизаны теплом и уютом, нет в них и намёка на горе, страдание и пессимизм, а этого Владимир Андреевич много хлебнул.

Точное количество его картин неизвестно. Часть из них бесследно исчезла после расстрела Белого дома в 1993 году, где накануне проходила выставка, на которой были работы и новгородского безрукого живописца.

Такой видел свою деревню художник Гусев.

Часто свои полотна он дарил своим близким и знакомым. В Борке у многих картины Гусева хранятся. Об этом и будет фильм с рабочим названием «Неизвестный художник. XX век».

— Два года назад я решила сделать в Малой Вишере выставку картин Владимира Андреевича, приближалось его 95-летие, — говорит внучатая племянница Гусева, фотохудожник Ирина ЛАРИНА. — Четыре его полотна предоставил Новгородский дом народного творчества, четыре — Маловишерский краеведческий музей. Остальные были из частных коллекций.

В поиске новых работ художника наудачу она отправила сообщение одному из участников группы «ВКонтакте» с амбициозным названием «Борок — столица Мира» Игорю Воронину: «Есть ли у вас картины Гусева?». И тот поразил её ответом: «Конечно, есть».

«Снимается кино»

Быстро выяснилось, что Игорь живёт в Северной столице, он — сценарист, а в Борок приезжает на дачу. О героической жизни автора картин, висевших у него дома, до диалога с Ириной ничего не знал. Но после того, как посмотрел эпизод о Владимире Андреевиче в киножурнале, загорелся создать о нём полнометражный документальный фильм. Его режиссёром стала Анна Драницына, завоевавшая уже три Гран-при на ведущих российских кинофестивалях. Проект получил финансирование Министерства культуры РФ. По словам Ирины Лариной, выйти фильм по плану должен в феврале. А пока в Ново-Николаевской галерее в Малой Вишере открылась экспозиция «Снимается кино», где будут фотографии моментов, как проходили съёмки, а также несколько картин Гусева.

— По ходу съёмки немного поменялся концепт фильма. Он сконцентрирован не на моментах жизни Владимира Андреевича, а на людях, которые хранят его картины. Они — а это его земляки, журналисты, фотографы из Малой Вишеры и Новгорода — рассказывают свои истории. Владимира Гусева уже давно нет на этом свете, но добро, которое он нёс, помнят и ценят, — пояснила Ирина.

На протяжении многих лет художник записывал свои размышления и наблюдения. Они и сейчас как будто сформулированы на злобу дня: «Мне никогда не надоест восхищаться великими творениями рук и ума человеческого. В какой бы форме оно ни было изображено: в живописи, скульптуре, архитектуре или другом виде, просто в хорошо построенном доме, в котором людям тепло и радостно жить. Когда смотришь на творения прекрасного, задумываешься над жизнью своей, как нам, народу, быть достойным и благоразумным хранителем, чтобы сохранить эту красоту, в какие бы времена и эпохи она ни была сотворена, прошлые или настоящие. Неся людям прекрасное, чтобы мы сами стали лучше и прекраснее и несли дальше всё лучшее из лучших, но не забывая нашу жизнь».

— Дед был очень начитанным, глубоким человеком, на грани философа. В доме было много книг. Он выписывал журналы, сочинял стихи. Деревня — это случайное его место жительства. Он оказался не в том месте и не в то время, — делится Ирина.

* * *

Умер Владимир Гусев в октябре 1994 года, а в январе 2002 года не стало и Анны Фёдоровны. Всё, как и было в доме при их жизни, хранит дочь Татьяна. Протезы родителей, письма, записки, фотографии, старенькие ламповые телевизоры. Самостоятельно разобравшись, как они работают, Владимир Андреевич помогал жителям деревни их ремонтировать.

Кто-то верно заметил: когда уходит из жизни добрый человек, о нём остаётся память. А если он ещё и талантлив, память о нём становится достоянием народа.

Теги: Владимир Гусев, художник, Малая Вишера