Пятница, 22 ноября 2024

Надежда Маркова

Он «Календарь» перевернул

Пик популярности группы «Календарь» пришёлся на конец 1980-х годов

Кризис 1990-х годов помешал новгородским музыкантам закрепиться на поп-сцене страны

А шансов было немало. До переломного 1991 года группа «Календарь» помимо успешных гастролей по городам и весям СССР успела засветиться и на ТВ: участвовала в культовых программах того времени — «Поп-антенна», «Шире круг», «Утренняя почта», записала два альбома, играла на разогреве у «Ласкового мая», Сосо Павлиашвили, Ирины Понаровской, записала музыку к фильму «Крысиный угол»... Был у коллектива и опыт работы с легендарным рок-гитаристом Magnetic Band Невилом Блумбергом. О том, как музыкантам из провинции удалось так ярко заявить о себе, в музыкальном кафе Константина Гореликова нам рассказал руководитель «Календаря», бас-гитарист коллектива Александр ФИЛЕНКОВ.

— Александр, вы ведь начинали в легендарной группе «Вече». На танцы в ДК Профсоюзов, где играл этот ВИА, билеты раскупались за полчаса, перепродавали втридорога. Но в 1985 году вы ушли из коллектива. Почему?
— Тут надо пояснить, что ВИА «Вече» тогда уже не работал в ДК, а «прописался» в Кремлёвском парке. А почему ушёл — потому что коллектив накрыла очередная волна смены музыкантов, появилось недопонимание среди ребят по поводу музыки, которую хотелось играть. И мы с Сашей Киблером решили, что лучше уйти и создать что-то своё. Тут как раз из армии вернулся Володя Копысов — молодой, талантливый поэт и музыкант. Мы его «поставили» руководить в ДК Профсоюзов кружком ВИА, что дало нам возможность репетировать на базе ДК и пользоваться их аппаратурой.

— «Календарь» был во многом новаторским коллективом — вы устраивали на сцене настоящее шоу: танцевали брейк, одновременно пели вживую. Как вам это удавалось?
— Молодые были, пластичные, хотели экспериментировать. Тем более тогда эта движуха в стране только начиналась, и мы подхватили волну, как говорят. Мы создали в Новгороде клуб брейк-данса, которым руководил наш гитарист Саша Кузнецов. Много смотрели записей концертов западных звёзд — того же Майкла Джексона, например. Кстати, поначалу у коллектива и названия не было. Мы назывались просто АДК — ансамбль Дворца культуры. Но решили объявить конкурс на лучшее название. В итоге «Календарём» нас нарёк Виктор Назаров, работавший тогда художественным руководителем в ДК Профсоюзов. Он сказал: «Ребята, вы все такие разные, как дни в календаре». Лучше и не придумать. Состав у нас был большой: Владимир Копысов (гитара, вокал), Александр Филенков (бас-гитара, художественный руководитель), Александр Киблер (соло-гитара), Михаил Москалёв (вокал), Дмитрий Синицын (вокал), Юрий Воронов (вокал, клавиши), Евгений Новожилов (клавиши), Вячеслав Рогачёв (барабаны), Александр Кузнецов (гитара), Борис Новожилов (звукорежиссёр), Сергей Нешкин (свет). Репертуар группы составили песни Владимира Копысова, Дмитрия Синицына, Алексея Козыря и Александра Ярославского. Кстати, Козырь и Ярославский также влились в «Календарь» как музыканты.

— Говорят, местом восхождения группы стал концерт 1987 года в городе атомщиков — Сосновом Бору. Расскажите, что там произошло?
— Мы поехали туда на фестиваль. Выступили, стали лауреатами. И тут выяснилось, что Марина Капуро, которая должна была давать в городе концерт в тот день, выступать отказалась. А билеты все раскуплены, народ после тяжелого рабочего дня на АЭС хотел расслабиться. Директор ДК был в шоке, и я предложил ему «Календарь». «Мы бесплатно отработаем. Ты концерт не сорвёшь, а мы себя покажем», — сказал я ему. На том и порешили. Принимали нас великолепно! Мало того, после концерта директор ДК попросил нас тут же дать ещё один концерт: по просьбам трудящихся. Отдохнули мы пару часов и в полночь снова на сцену вышли!

На том концерте нас заметил Александр Романовский. Личность легендарная. В то время он занимался в Питере тиражированием музыкальной аудиопродукции: у него в студии стояли десятки магнитофонов, которые сутками напролёт перезаписывали альбомы разных коллективов. На фестивале в Сосновом Бору он как раз искал новые имена и среди других выбрал нас. В общем, он на этом хорошо зарабатывал, а нам было приятно, что мы становимся более-менее популярными. И кроме того, Романовский рекомендовал нас Владимиру Киселёву, который взялся продвигать новгородский «Календарь» на поп-сцену страны.

— Владимир Киселёв — бывший барабанщик и художественный руководитель группы «Земляне»?
— Да. После ухода в 1988 году из ВИА «Земляне» он решил создать в Ленинграде собственный музыкальный центр. Почему он выбрал нас — непонятно, если честно. Киселёв не особо любил попсу, больше тяготел к рок-музыке и такие же коллективы к себе приглашал. Но чем-то мы ему приглянулись. Хотя особо нами он не занимался, затыкал «дырки» в сборных концертах и ставил на разогрев к музыкальным звёздам того времени.

— Одной из них, несомненно, была группа «Ласковый май», с которой вы гастролировали по стране около полугода. О заработках этих сирот-музыкантов ходят легенды, а вам хорошо платили за концерты с ними?
— Ставка у нас была стандартная — 30 рублей за выступление. Иногда и вовсе мы выступали бесплатно. Но мы не заморачивались сильно на эту тему — мы выступали, нас знали, и это радовало. Удивляло другое: как наш народ сходил с ума от этих шестнадцатилетних пацанов! Накануне концерта «Ласкового мая» в СКК выступал Ингви Мальмстин — легендарный шведский гитарист-виртуоз, включенный в список 100 величайших гитаристов всех времён по версии Classic Rock. Киселёв достал нам билеты, и мы попали на его выступление. И как же я был удивлен, когда увидел, что зал едва заполнен наполовину. Зато на следующий день на концерте «Ласкового мая» в СКК было не протолкнуться. После каждого их концерта сцена была завалена цветами, конфетами и игрушками. Видимо, любовь к сиротской песне в крови у русского человека.

— А что за скандал у вас вышел на записи программы «Утренняя почта»?
— Съёмки того выпуска «Утренней почты», куда пригласили нас, проходили в Угличе на часовом заводе. Снимали три дня. И вот мы уже собираемся уезжать домой, а режиссёр Светлана Ильинична Аннапольская говорит, что нужно переснять материал: что-то ей не понравилось. А мы не можем: у нас, как в том анекдоте, ёлки в ДК. На что Аннапольская сказала: «Ну надо, так надо, постараюсь что-то из отснятого выбрать». А в итоге нас просто вырезали! Потом, как выяснилось, Аннапольская устроила разнос Киселёву, а он — нам. «Даже Алла Пугачёва отменяет все дела, если режиссёр просит переснять материал, — негодовал наш менеджер, — а вы тут такие фортели выкидываете». Урок был хороший!

— Что помешало «Календарю» подняться ещё выше по лестнице российского шоу-бизнеса?
— Как и другим — ситуация в стране в 1991 году и последующий кризис. Организовывать концерты стало слишком хлопотно — у народа не было денег, чтобы покупать на них билеты. Тогда потонули многие известные в конце 1980-х коллективы. Выжили лишь те, кто успел закрепиться при Росконцерте, выступал на партийных концертах.

— Но в истории группы в тот тяжелый момент было яркое событие — участие в съёмках фильма «Крысиный угол» с Александром Иншаковым в главной роли и запись песни для этой ленты.
— Да, в фильме звучит наша песня «Хоть иногда», текст и музыку к которой написал Алексей Козырь, а исполнил Юрий Воронов. Кстати, несколько лет назад Леша зашёл на «Кинопоиск» и с удивлением обнаружил, что в аннотации к фильму авторство песни было приписано Константину Меладзе. Козырь написал письмо в администрацию ресурса, и правда восторжествовала, слава богу. За работу над этой лентой, которая, кто не знает, снималась в Новгороде, «Мосфильм» обещал снять «Календарю» клип. Этот материал мы должны были предоставить менеджерам из Германии, с которыми планировали работать в дальнейшем. Но во время работы над фильмом я по семейным обстоятельствам был вынужден уехать на месяц в Молдавию, а когда вернулся, то ребята сообщили мне, что больше не хотят заниматься музыкой. Я был зол невероятно! И в сердцах тогда пообещал никогда больше не брать в руки гитару!

— Слово сдержали?
— Почти. По крайней мере, работать стал совершенно в другой сфере.

Фото из личного архива Сергея НЕШКИНА