Понедельник, 23 декабря 2024

Надежда Маркова

Парень эпохи Вудстока

Фото: Вадима Гудкова

В свободное от работы время председатель городского комитета культуры Константин ХИВРИЧ не прочь поиграть фолк у стен детинца

В представлении он не нуждается. Многие новгородцы и жители области знают Константина Хиврича. Кто-то — по его волонтёрским делам по очистке берегов рек от мусора и сохранению вековых дубов, благоустройству велодорожек или выступлениям в городской Думе. Но прежде всего Костя — музыкант. Даже руководя сегодня комитетом культуры администрации областного центра, он не убирает гитару далеко. Так, в конце января его коллектив VOODOO BLUES BAND дал концерт в одном из клубов, а на новогодних каникулах Константин Викторович гастролировал по Новгородской области.

— Костя, мы с тобой давно знакомы, поэтому, несмотря на твою нынешнюю должность, давай на ты. Скажи, имея плотный рабочий график и семейные заботы, у тебя — трое детей, как ты находишь время на музыку? Насколько я знаю, ты ведешь несколько личных музыкальных проектов и даже участвуешь в гастролях.

— После работы и на выходных. Понятное дело, что времени на проекты сейчас стало меньше, но, как говорится, «без музыки нам смерть». Сейчас я более-менее активно участвую в двух коллективах. Один из них — это уже в какой-то мере легендарный VOODOO BLUES BAND, который возник на обломках группы «ШАМБАЛА», в которой я играл с 1997 года. Мы даём концерты пару раз в месяц — радуем себя и своих знакомых. Играем блюз, джазовые импровизации. Группе много лет, поэтому мы уже никуда не торопимся, играем и репетируем в своём темпе. Но на новогодних праздниках даже на гастроли в область ездили.

А второй коллектив — GUTAGÅRD — условно фольклорный, появившийся в 2017 году на волне ганзейской темы. Дебютировали мы как раз на Ганзейской неделе в Великом Новгороде 19 мая 2017 года. Я считаю, что в Новгороде с его ганзейскими связями должен быть свой коллектив, играющий средневековую музыку. GUTAGÅRD, что переводится как Готский двор, — это такая аллюзия к Готскому двору, который существовал в Новгороде с XII века. Сначала мы играли ирландский фольклор, потом решили углубиться в века — стали изучать музыкальное наследие европейского Средневековья. Сегодня мы играем средневековую музыку разных народов, экспериментируем с инструментами. Я, например, осваиваю гудок — древнейший музыкальный инструмент, который был найден на новгородской земле. Сейчас мы — в стадии эксперимента, контрольная для нас точка — Ганзейские дни в Пскове, что пройдут в конце июня.

— То есть вы там будете выступать?

— Пока это в стадии обсуждения. Но надеюсь, попадём в программу.

— Интересно, а кроме тебя, в комитете культуры Великого Новгорода ещё есть играющие музыканты?

— Нет, я один. Может быть, пока.

— Это ты сейчас говоришь: «Мы уже никуда не торопимся». А было время, вы целый год пропадали на гастролях: объехав почти всю Финляндию, Прибалтику, Беларусь, а также близлежащие и не очень российские города. Свою первую зарубежную гастроль помнишь?

— А как же! Весёлое время было, молодость! На дворе был 2004 год, и мы группой «ШАМБАЛА», в которой я играл на тот момент, отправились в Эстонию. Фестиваль под названием «Музыка без границ» проходил в Усть-Нарве. Там выступали эстонские группы, группы из Белоруссии, Украины и Литвы. Россию представляла только новгородская «ШАМБАЛА». Но тогда организаторы плохо поработали: зрителей было мало, а проливной дождь смыл в итоге и тех немногих, что пришли на фест. Но нет худа без добра. Мало того что нам посчастливилось выступить на одной сцене с самим Тони Эспозито, так мы познакомились с русскими братками, которые сообщили нам, что завтра в Таллине состоится крутой фестиваль русской культуры. Прежде чем сесть в свои джипы, ребята оставили нам визитку с номером телефона и сказали: «Приезжайте. Всё устроим!». Ну мы и поехали. Благо до отъезда в Россию были ещё сутки. Прибыв в Таллин, мы позвонили с уличного таксофона по номеру, указанному на визитке. Через 15 минут за нами приехал белый лимузин и отвёз в какой-то элитный отель, где нам выдали каждому по номеру, накормили до отвала и повезли на саундчек. На Певческое поле! Мы до последнего не верили и думали, что нас с кем-то перепутали. В афише этих Дней русской культуры не было ни одной рок-группы, кроме каких-то металлистов из Таллина, видимо, друзей братков-организаторов. Но зато были DJ ЦветкоFF, группа «Блестящие» и другие поп-звёзды того времени. Мы сыграли шесть песен на разогреве и даже получили какой-то гонорар. Что вообще для нас стало неожиданностью.

— А как в твоей жизни вообще появилось увлечение музыкой: с похода в музыкальную школу или, как водится, с игры на гитаре во дворе?

— У меня нет музыкального образования, да и желания посещать ещё одну школу никогда не было. Но всегда было желание научиться играть и петь песни любимой группы «Битлз». В 14 лет я впервые взял в руки гитару, в 16 — уже играл в группе «ШАМБАЛА». Интерес к фольклору отчасти, наверное, связан с учёбой на истфаке. Хотя, в принципе, всю музыку, которую мы играем, можно назвать народной: мы не имеем музыкального образования, как и наши предки, в совершенстве играющие на народных инструментах.

— Ты вырос в музыкальной тусовке 90-х годов. Сегодня жизнь в этой среде также активно бьёт музыкальным ключом?

— Надо признаться, сегодня я не так активно слежу за ней и участвую. Но, конечно, сейчас возможностей у музыкантов стало больше, чем 20 лет назад. Есть больше мест для выступлений, есть возможность выложить свой материал в Интернет и стать популярным намного быстрее, чем раньше. Но группы прошлых лет мне нравятся больше. Не знаю почему. Может быть, потому, что с этими людьми мы плотно общались, может быть, я был тогда моложе и активно впитывал всё происходящее вокруг, и поэтому нынешнюю музыку воспринимаю на основе своих уже сформировавшихся музыкальных вкусов. В Новгороде в среднем существует 50–60 музыкальных коллективов, в которых постоянно происходят ротации. Один музыкант может играть сразу в нескольких группах. Новгородцы в массе своей предпочитают играть русский рок, мы себя к этой музыке не относим. В этом плане мы верны музыке Запада 1960-х годов, Вудстоку — одному из знаменитейших американских рок-фестивалей, прошедшему в августе 1969 года. Откуда и черпаем вдохновение.

— Когда тебя только назначили председателем комитета культуры Великого Новгорода, многие горожане стали давать советы, на что в первую очередь обратить внимание. Естественно, коллеги по цеху — музыканты — надеялись, что ты их в обиде не оставишь: появятся новые площадки для выступлений, репетиционные точки. А ты чувствуешь, что музыкальный аспект — зона твоего особого внимания?

— Я бы так не сказал, культура — это ведь не только музыка или только живопись. А что касается создания точек для репетиций — это дело людей, которые готовы этим заниматься, а не задача комитета культуры предоставить каждой группе по подвалу. Мы сами в подвале репетируем, арендованном на определенных условиях. И у каждой группы есть своя ниша в этом плане. Я стараюсь, чтобы в городе на мероприятиях было больше живой музыки. Например, на этот Новый год на площади выступала в живом звучании «Малиновская банда», в прошлом году — играл STEREOBAND. В рамках Дня города у нас есть площадки, где звучит живая музыка. И я думаю, на предстоящем 1160-летии областного центра будут такие концерты. Конечно, здесь можно рассуждать, насколько качественно звучит живой звук на улице, но живое звучание должно быть в основе выступления. Когда я сегодня слышу, что порой и классическая музыка звучит под фонограмму, меня это расстраивает. Люди, занимающиеся музыкой профессионально, не должны этого делать. Живая музыка — настоящая, и хотелось бы, чтобы её в городе было больше.

— Кстати, в своё время много споров вызывали выступления новгородских музыкантов на мосту перед аркой в кремль. Дескать, некрасиво это — стоять со шляпой в центре города и петь. Ты был, кстати, одним из тех, кто регулярно там пел. Сейчас, вроде бы, там не поют?

— Почему же, поют. Я лично этим летом играл там пару раз. Этот мост — культовое место для новгородской молодёжи: место встречи, знакомств, выступлений. Первый раз я там играл в 1997 году. Бывало, гоняли нас оттуда то милиция, то сотрудники музея, да и несознательные граждане пару раз лезли на конфликт. Сейчас, конечно, этого нет, спокойно. Во многих европейских городах уличные музыканты играют в исторических частях. Это часть музыкальной культуры. Поэтому ни о каком регулировании уличных выступлений речи быть не может. Если у людей есть желание петь и играть музыку, хоть у стен кремля, хоть у фонтана или на площади, не нужно им мешать. Главное, чтобы они делали это не слишком громко. Почему бы и нет?