Понедельник, 23 декабря 2024

Надежда Маркова

То было раннею весною

«АПМ» предлагает всем новгородским музыкантам этим летом собраться вместе на Софийской площади и исполнить «Там у трёх дорог...»

Фото: Константина Фуфина

Свой первый концерт легендарная новгородская группа «АПМ» дала 30 лет назад

Было это в 1989 году в клубе при мебельном комбинате. Комбината давно уже нет, обновился и первоначальный состав группы, но дело «Артели позитивной музыки» живёт и здравствует. Они могли не раз попасть на вершину отечественной рок-музыки, но обстоятельства сложились иначе. Жалеют ли об этом музыканты? Говорят, что все эти годы просто жили и играли, никуда не торопясь, не делая из любви к творчеству бизнес. Как говорит лидер группы «АПМ» Николай БЕДНЯГИН, «с нашей стороны всегда всё по-честному». За это их и любим.

Послушать и потанцевать под «АПМ» приходит сегодня уже третье поколение. Группа регулярно дает концерты, ездит на гастроли в Германию. Сейчас «Артель позитивной музыки» готовится к своему юбилейному концерту, который пройдет 20 апреля в Новгородском театре для детей и молодёжи «Малый». Чем запомнились музыкантам «АПМ» прошедшие три десятилетия творчества, мы спросили у них на репетиции.

— Мало кто знает, что идея создания группы «АПМ» принадлежит вашему бессменному звукорежиссеру Игорю Степанову и первому барабанщику Гене Парфёнову. Интересно, с чего всё началось?

Игорь Степанов (И.С.): — Я тогда был студентом политеха, играл в ТЮЗе, мне было интересно изучать технику, в том числе и музыкальную. А Коля, работая на мебельном комбинате, заведовал музыкальной точкой предприятия — ключи от клуба были в его руках. И при этом он сам ещё играл на гитаре и неплохо пел. Вот мы и решили с друзьями-музыкантами объединиться для совместного творчества.

— От встречи до первого концерта «АПМ», который состоялся в клубе мебельного комбината 25 февраля 1989 года, прошло несколько месяцев. А меньше чем через год вы отправились уже на первый фестиваль. Неплохо стартовали.

Николай Беднягин (Н.Б.): — Да, хотя нас, собственно, никто не приглашал на фестиваль акустического рока «Череповец-90». Но, услышав о нем по радио, решили ехать. Благо комбинат выделил автобус, и мы рванули. Мороз — 30 градусов, мы сидели, укутавшись в одеяла, потому как наш старый транспорт такой температурной нагрузки не выдерживал, но до места назначения добрались. И не пожалели: столько впечатлений! Кстати, именно там мы познакомились с «Чайфом» и другими рок-группами, ставшими позднее легендами. Но, чтобы выступить, нам нужно было удивить организаторов. И мы удивили. В итоге нас утвердили открывать третий день феста. В отличие от многих групп, которые туда приехали с контрабасами и скрипками, мы заявились с баяном. Такие весёлые новгородские парни, всех развеселили и тут же уехали. Хотя по уму надо было бы остаться, со всеми познакомиться, наладить связи. Но мы тогда об этом не думали. Тем более нас автобус ждал: водитель был главней. И мы уехали.

После того выступления публика о нас узнала, даже пресса что-то писала про «АПМ». Кстати, информация о том концерте есть даже в «Энциклопедии русского рока». Так что все наши телодвижения тогда были не зря.

— В середине 1990-х постепенно из группы ушли сразу несколько музыкантов, в том числе и лидер, вокалист Андрей Кондратьев. «АПМ» оказалась на распутье. Что удержало вас тогда на плаву?

Н.Б.:— Если внутри тебя есть творчество, нужно продолжать. Нужно двигаться дальше несмотря ни на что. Например, наш соло-гитарист Леша Афанасьев уже который год на репетиции и концерты из Старой Руссы ездит. Он даже в консерваторию в своё время на заочное отделение поступил, а не на дневное, чтобы из концертного графика не выбиваться. Да и родители, видимо, нас правильно воспитали: начатое дело нужно доводить до конца. Мне и сейчас жалко всё бросать. Поэтому группу держим в тонусе! А человеческий фактор есть всегда. Нужно быть просто к этому готовым.

— Это правда, что свой первый альбом вы записали на гонорар, полученный от концертов в поддержку Бориса Ельцина?

И.С.: — Было дело. Когда в новгородском Союзе молодежи, с которым сотрудничали многие музыканты, нам это предложили, мы согласились. Мы тогда объездили всю область. За месяц дали более 30 концертов, бывало и по два выступления в день. Для нас это был большой опыт концертной деятельности и общения. Ведь дело было не в политике. Люди приходили на концерты не только из-за лозунгов, а чтобы музыку послушать, пообщаться. Нас тогда стали узнавать. А мы узнали, какие удивительные места есть на Новгородчине.

Н.Б.: — Гонорар мы тогда, кстати, не такой уж большой заработали. Но на общем собрании решили, что нужно его пустить на дело: записать альбом. «АПМ» на тот момент было уже почти 10 лет, а ни одного альбома не выпущено. Да и негде его в Новгороде тогда было записывать. Поэтому мы поехали в Питер. После такого плотного гастрольного тура мы были в хорошей форме, записались быстро. А имея на руках альбом, мы уже могли продвигать себя более серьёзно.

— Ваш альбом тогда понравился известному продюсеру Андрею Тропилло, который помог выйти в свет многим российским рок-группам. Чем закончилось ваше сотрудничество?

И.С.: — Это был 1997 год, нас тогда пригласили принять участие в питерском рок-фестивале «Песни конца XX века», который организовал Театр ДДТ. Потом нам предлагали заключить договор с продюсерской компанией, по которому нам нужно было переезжать в Питер и Москву, плотно выступать на разного рода концертах, и «вешали» много других обязательств. То есть у нас была серьёзная возможность раскрутиться. Но этого не произошло. У нас на тот момент уже появились семьи, дети, и мы не решились всё кардинально менять. Да и не очень хотелось, чтобы наше увлечение музыкой стало каким-то бизнесом, поставленным на поток.

— Когда поклонникам ждать выхода нового альбома от «Артели позитивной музыки»? И чем порадуете на юбилейном концерте?

Н.Б.: — Сейчас у нас есть три новые песни, которые мы сыграем на нашем юбилейном концерте в театре «Малый». Одна из них «Окрести меня водой, Господи» на стихи новгородского поэта Геннадия Стрелкова, собрала тысячи лайков в социальных сетях. Неожиданно приятно, потому что мы ещё работаем над её аранжировкой, звучанием. А в Сеть выложили домашнюю версию. Вообще, на концерте хотелось бы «поднять» наши старые песни, где было больше фолка. «Монаха», например. Альбом, конечно, выпустим. Но когда, пока не знаю. Мы никуда не торопимся. Так и прожили 30 лет…

— Вы любите эксперименты: «АПМ» и с камерным оркестром областной филармонии уже выступала, и с хором девочек музыкальной школы имени Рахманинова. Ещё идеи есть?

Н.Б.: — Конечно, хотелось бы на 30-летие сделать что-то яркое и запоминающееся. Почему бы новгородским музыкантам не собраться всем вместе на Софийской площади и не спеть «Там у трёх дорог…»?! Может быть, к предстоящему 1160-летию Великого Новгорода устроим такой флешмоб.

— Отыграв юбилейный концерт в Новгороде, вы традиционно уезжаете на гастроли в Германию, где вас любят не меньше, чем на Родине. Чем вы можете объяснить такой успех?

Н.Б.: — Нашей дружбе с рок-бюро города Хальтерна уже не один десяток лет. И как сказал однажды мэр этого немецкого города: «АПМ» для немецко-русских отношений сделала больше, чем политики». Приятно, конечно. Нашу музыку в Германии действительно любят. Потому что там никого не удивишь ни трешем, ни металлом. Этого у них самих хватает. Поэтому, приезжая из России, будь любезен играть свой репертуар, особенный, с русской изюминкой.

Евгений Аношкин (Е.А.): — Никогда не забуду, как во время моих первых гастролей с «АПМ» в Германию после первого концерта ко мне подошёл немец и попросил подарить палочки. Притом что они были сильно разбиты. Но ему было всё равно! А когда у нас в коллективе появился флейтист, немцы вообще были в шоке. Потому что флейта у них ассоциируется, пожалуй, лишь с Jethro Tull. Тогда как у нас во многих рок-, фольк-группах задействован этот инструмент. При этом, зная нас много лет, немецкие музыканты, те, с кем мы много общаемся, до сих пор так и не могут сыграть наши песни. Ту же «На рассвете». Им тяжело. Нестандартное для них исполнение. Видимо, действительно есть что-то на генном уровне. Хотя немецкий и русский фольклор во многом близки.

— Значительная часть песен «АПМ» написана на стихи новгородского поэта Алексея Апреля. При этом у автора текстов свои стихи до сих пор не изданы. Есть ли у Алексея Апреля любимая песня в исполнении «АПМ»?

Алексей Апрель (А.А.).: — Из тех, что я делал для «АПМ», все любимые. Каждое произведение рождалось или ярким озарением, или долгим, тяжёлым трудом, если на готовую мелодию приходилось вписывать «букву в ноту». Хочется верить, что мой внутренний цензор не подвёл и не было ни одной пустой или бездарной песни. Другое дело, что ничего искреннего и сильного сделать невозможно, если не пропустить, как ток от молнии, через себя, чтобы сохранить эту вспышку. Как в одной из наших песен:

...так успей, наконец, посмев,

как умел — из поста в запой —

вылить боль, и тоску, и гнев

в то, что не заберёшь с собой...

Надежда АЛЕКСЕЕВА, художественный руководитель Новгородского театра для детей и молодёжи «Малый»:

— С «АПМ» наш театр связывает долгая история дружбы и сопричастности. Они были с нашим театром с первых лет основания — например, они записывали музыку для спектакля «С днём рождения, Шардам!» по стихам Хармса. Это был такой драйвовый саундтрек, который до сих пор можно напевать в своём сердце. Они с удовольствием выступали и на юбилее театра, зажигая публику. До сих пор эта группа остаётся явлением на новгородской музыкальной сцене, и нам очень приятно, что песни «АПМ» будут звучать в стенах нашего театра.