Понедельник, 23 декабря 2024

Анна Мельникова

Браво, маэстро!

Валерий Галактионов — «директор играющий»

Фото: автора

Более двадцати лет Валерий Галактионов учит парфинских детей играть настоящий джаз

На областном празднике работников культуры в Великом Новгороде парфинский образцовый коллектив «Джаз-бенд» был отмечен премией «Браво» как лучший творческий ансамбль. На протяжении двух десятков лет его бессменным руководителем остаётся Валерий Геннадьевич ГАЛАКТИОНОВ. Впрочем, одно дело — управлять бендом, другое — искать для него джазовых вундеркиндов. За время существования коллектива сменилось четыре поколения юных музыкантов. Но общий тренд неизменен — на сцене воспитанники Галактионова всегда исполняют живую музыку.

Человек-оркестр

Двадцать пять лет он возглавляет Парфинскую детскую школу искусств. И столько же административную работу совмещает с творческой. Он — преподаватель по классам баяна, аккордеона, саксофона, балалайки, трубы, тромбона. Словом, человек-оркестр. Правда, сам себя предпочитает называть «играющий директор». В его кабинете с одной стороны — письменный стол, с другой — синтезатор, а на стенах нет свободного места: сплошь грамоты, дипломы и фотографии, на которых Галактионов со своими учениками и отечественными музыкальными знаменитостями.

Первый состав «Джаз-бенда» в Большом зале Кремлёвского дворца. 2001 год (Фото из архива Валерия Галактионова)

«Джаз-бенд» — не единственная гордость директора. Но, так получилось, что в области парфинский коллектив единственный, в котором дети по-настоящему играют джаз. И, надо сказать, весьма достойно. Уже через два года после создания ансамбль из новгородской глубинки участвовал в престижном международном конкурсе-фестивале «Джаз-Парнас» в Санкт-Петербурге, где он стал лауреатом, а солист коллектива был удостоен диплома за лучшую импровизацию. А ещё через год парфинские дети выступали в Большом Кремлёвском дворце в Москве. После концерта все были приглашены на банкет, вышколенные официанты обслуживали мальчишек, как и других профессиональных артистов. Наблюдать за этой картиной было трогательно.

— В марте в Новгородской филармонии, где проходил концерт по поводу церемонии вручения премии «Браво», мне пришлось даже настоять на том, чтобы наш номер прошёл вживую, — признался наставник. — И уже после выступления режиссёр мне сообщила, что он оказался самым лучшим. А всё потому, что эмоции фонограммой не передать.

Идеей о том, что в Парфине должен появиться джазовый коллектив, Галактионов загорелся в конце 90-х годов, когда услышал новгородский «Baby Jazz Band» Эрика Маянова. К сожалению, его группа давно завершила концертную деятельность. Но всё-таки оставила после себя шлейф ярких воспоминаний, которые до сих пор многих воодушевляют.

Самым сложным в организации ансамбля, по словам Валерия Геннадьевича, был поиск музыкальных инструментов. Пришлось объехать все дома культуры, чтобы найти подходящие или хотя бы элементы от них. Так, из частей трёх саксофонов собрал один. Желание устроить джаз в родном посёлке у Галактионова было настолько сильным, что без пособий и нот, на голом энтузиазме его эксперимент увенчался успехом. Ему первому удалось открыть в области класс саксофона.

Оценка преподавателя

— Я окончил Новгородское музыкальное училище по классу баяна. И тут я выступаю с детьми на джазовом конкурсе духовиком. Со стороны покажется, что это несолидно как-то, — чуть смущаясь, сказал Валерий Геннадьевич. — Но то, что ко мне пришло признание как к джазовому исполнителю, я понял, когда на одном из первых конкурсов в Великом Новгороде ко мне подошла мой педагог училища по теории музыки и при детях извинилась за то, что по госэкзамену по сольфеджио поставила мне не пятёрку, а четыре с плюсом. Это дорогого стоит.

В середине 1980-х годов свою отметку от педагога училища Валерий Галактионов воспринял спокойно, расстраиваться не стал, поскольку уже решил, что в консерваторию он поступать не будет. Ему исполнилось 24 года, и тратить ещё пять лет на учёбу он не собирался.

А кроме того, ему поступило весьма заманчивое предложение о работе в знаменитом на всю страну ансамбле песни и танца «Садко» Дома культуры имени Н.Г. Васильева. Уже и с жильём вопрос руководство решило для Галактионова, но директор Парфинского дома культуры нашла для молодого специалиста слова, которые убедили его вернуться на родину, где он окончил среднюю и музыкальную школы.

И была у Валерия Геннадьевича ещё одна школа. Это он так образно отозвался о службе в армии:

— После того как я год отучился в музыкальном училище, меня призвали. Служил в Витебско-Новгородской танковой дивизии Северной группы войск в Польше. Это было время, когда Ярузельский ввёл военное положение, чтобы прекратить в стране забастовки. Неспокойно было в части. Мы, солдаты, постоянно находились в полном обмундировании, несколько месяцев из-за прекращения поставок питания ели одни сухари. Но именно там я получил хорошую музыкальную подготовку. Меня забрали в военный оркестр, где рядом со мной были сильные, высокого уровня музыканты-контрактники из филармонии, цирка, эстрады.

Кстати, сын Валерия Геннадьевича, который в первом составе «Джаз-бенда» постигал азы музыкального творчества, три года отслужил на Северном Кавказе. Профессиональным музыкантом он не стал. Но гораздо важнее для Галактионова, что ему удалось из своего ребёнка вырастить человека, правильно выстроившего свой жизненный путь. И такую судьбу педагог желает для всех своих учеников.

— Кто, как не преподаватели школы искусств, научит детей культуре поведения. Куда бы ни приезжали мои ученики, они знают, что представляют Парфинский район. На сцене они всегда в белых рубашках, на шеях — галстуки-бабочки, на ногах — начищенные ботиночки. И с этой привычкой они так дальше и пойдут по жизни. Нация с культуры начинается. Благодаря культуре мир дети видят по-другому, — уверен Валерий Геннадьевич.

На своём месте

Совсем недавно Валерий Геннадьевич сделал для себя небольшое, но приятное открытие. В архиве ему на глаза попался приказ Новгородского областного совета депутатов трудящихся об открытии музыкальной школы в Парфине. Документ датирован 4 мая такого-то года. Число и месяц — день рождения Галактионова. В общем, судьба преподавателю явно намекнула, что он — на своём месте.

— Хочу пятую симфонию Бетховена сделать в джазовой обработке, — поделился он. — Когда я был студентом, ксерокса, Интернета не было, поэтому ноты переписывали вручную. Мелодии подбирали на слух. А сейчас этим молодые музыканты не занимаются. Я делаю аранжировки исходя из возможностей своего коллектива. Где-то упрощаю, где-то придумываю импровизации, переделываю тональность, чтобы произведение получилось таким, которое сможет исполнить ученик. Не надо прыгать выше головы. Открывая некоторые самоучители по игре на саксофоне, трубе, на тромбоне, обнаруживаешь такой репертуар, что сыграть его невозможно. Я стараюсь подбирать пьесы, чтобы ребёнку было интересно исполнить. Сборники надо составлять таким образом, чтобы музыканту было удобно, а не композитору.

Сегодня в «Джаз-бенде» — одни мальчишки: с шестого по десятый класс. Входя в положение детей, которым ещё ВПР (Всероссийская проверочная работа), ОГЭ и ЕГЭ сдавать, к олимпиадам по школьным предметам готовиться, Галактионов позволяет музыкой заниматься, когда им удобнее всего. Учитывает даже физиологию учеников. К слову, своих детей родители приводят к нему, когда те ещё посещают детский сад. Главный принцип педагога — если характер и темперамент ребёнка не соответствуют стандартам образовательной программы, то можно и отступить от неё. Девиз «Не навреди!» относится и к преподавателям.

В Валерии Геннадьевиче нет ни капли снобизма, манерности. В общении с ним легко. Более того, он уверен, что если его ученик в каких-то вопросах разбирается лучше, нет ничего зазорного попросить у него помощи. Например, в компьютерных системах подростки понимают больше многих взрослых.

— У меня опыт работы — более 30 лет. Любому преподавателю, руководителю творческого коллектива некомфортно от кого-то зависеть. Если я один веду ансамбль, то отвечаю и за хорошее, и за плохое. Бывает, учишь-учишь ребёнка год-полтора, и он уходит. Я не уговариваю остаться, не заставляю заниматься, — раскрывает Валерий Геннадьевич секрет обучения. — Самое главное, чтобы у самого ученика были стремление готовиться к конкурсам и терпение. У джазовых произведений очень трудный ритм. Не один урок пройдёт, чтобы выучить по два такта. И своих воспитанников я всегда предупреждаю: не стесняйтесь говорить, что вам не понятно. Объясню в сотый, в тысячный раз.

* * *

Сейчас одна из забот Галактионова — провести в Парфине джазовый фестиваль. Главный спонсор района — фанерный комбинат — обещал поддержку. Валерию Геннадьевичу хочется провести шоу не для галочки, а так, чтобы оно запомнилось выступлением его талантливых учеников.