Пятница, 22 ноября 2024

Надежда Маркова

Без всплеска сознательности

Александр Бас: «Самостоятельно никто никуда не пойдёт, поэтому надо за руку взять и привести на обследование»

Показатели по диспансеризации в Солецком районе — одни из лучших по области

По словам главного врача Солецкой ЦРБ Александра БАСА, работа в этом направлении налажена хорошо. К 1 июля годовой план по медицинскому обследованию населения выполнен на 46%.

— Ежедневно с приёма терапевт направляет на диспансеризацию тех, кто подходит по возрасту. Кроме того, по вторникам мы выезжаем в ФАПы и на предприятия, руководителям которых заранее даём списки тех, кто подлежит осмотру. Приходим с аппаратами: берем кровь, снимаем ЭКГ, — говорит Бас. — Плюс нам очень хорошо помогает районная администрация — специалисты готовят адресные обращения к гражданам с приглашением прийти на диспансеризацию. По «приглашениям» мы принимаем по четвергам. Для этого мы специально снимаем с приема терапевта, кардиограф, лаборант работают исключительно на диспансеризацию. То есть люди без задержек могут пройти все необходимые обследования на одном этаже поликлиники.

— При такой «массированной атаке» населения неудивительно, что народ стал активнее проходить диспансеризацию.
— Скорее, мы научились работать. А ещё хорошо, что сегодня главам администраций в оценку эффективности их работы включили показатели по диспансеризации. Потому что я как главный врач за что могу отвечать: за качество диспансеризации, за полноту обследования. А как я могу отвечать за её объем? Как я могу отвечать, чтобы райпо прошло обследование или почта, когда они мне не подчиняются. Мне это было всегда непонятно. А с этого года главы районов сами заинтересованы в этих показателях и оказывают нам всестороннюю помощь.

— Насколько я знаю, очень дисциплинированно сольчанки проходят и маммографию — обследование молочных желез. Говорят, вы их в красках напугали тяжелыми последствиями, к которым может привести нежелание обследоваться.
— Мы просто подготовили совместно с областным онкоцентром буклеты с картинками, и со страшными в том числе, о диагностике, первых признаках и последствиях рака молочных желез. Напечатали тиражом в пять тысяч экземпляров и распространили по магазинам, предприятиям, ФАПам. Всплеска сознательности наших граждан не случилось, но заниматься просветительской деятельностью нужно. Ведь рак груди занимает у нас в области первое место по локализации. А наиболее верный способ его выявления на ранней стадии — маммография. Но маловероятно, что женщина сама по себе поедет в онкоцентр, чтобы пройти это обследование. Да и менталитет у русского человека такой, что пока петух не клюнет, никто никуда не пойдёт. Поэтому надо за руку его взять и привести на обследование. Как действуем мы: составляем списки тех, кто подпадает по диспансеризации под это обследование, куда включаем также женщин, которых при малейших подозрениях направляют на маммографию из смотрового кабинета. И когда у нас собирается 80 человек — именно столько пациенток за два дня, что отводится району на обследование, мы можем отвезти в областной центр, я договариваюсь с онкодиспансером, нам назначают даты, в течение которых маммографический кабинет работает только на Солецкий район.

— Результатами такой профилактической работы довольны?
— В текущем году, как и в прошлом, удалось выявить один случай рака молочной железы на ранней стадии и довольно много предраковых заболеваний. Важно, что такие женщины теперь не ходят в неведении, а стоят на учёте в онкодиспансере под наблюдением специалистов.

— А как обстоят дела с врачами в Солецкой ЦРБ?
— У нас в районе есть все специалисты, правда, окулист — в декретном отпуске, и рентгенолога в армию забрали. Но осенью врач должен вернуться из рядов вооруженных сил. Как мы выходим из положения: каждую неделю привозим из Шимска специалистов, кроме того, у нас регулярно работают выездные бригады врачей областной больницы.

— Местные жители говорят, что попасть в больницу бывает трудно — нет мест. У вас не хватает коек или такие врачи хорошие, что все хотят у них лечиться?
— Хочется надеяться, что последнее. Наше терапевтическое отделение круглосуточного стационара рассчитано на 16 коек, но там лежат по 22–24 больных, а то и больше. Это не значит, понятное дело, что они лежат по двое на койке: у нас просто реально развёрнуто больше коек. Поэтому говорить о том, что к нам трудно попасть, нельзя. Мы и так лечим больше людей, чем должны по плану. Например, за пять месяцев текущего года мы должны были пролечить 504 человека, а пролечили — 627 человек. То есть 123 случая нам вообще будут не оплачены. Но мы сознательно идём на это, потому что не можем отказать в медицинской помощи. То есть мы очень доступны.

Говорят, что мы не берем стариков. Но если посмотреть средний возраст наших пациентов — это люди, которым глубоко за 70. Конечно, завотделением может отказать бабушке или дедушке, которые уже несколько раз в этом году лежали и хотят снова, чтобы за ними поухаживали. Но мы не оказываем социальную помощь, это надо понимать.

Фото Людмилы ДАНИЛКИНОЙ