Четверг, 19 декабря 2024

Анна Мельникова

Не гаджетом единым

Фото: Фото из архива «НВ»

Двигательная активность развивает ребёнка не только физически, но и умственно

Как там в детской песенке, сочинённой более двадцати лет назад, пелось о мальчишках и девчонках:

«Должен он бежать и прыгать,
Всё хватать, ногами дрыгать,
А иначе он взорвётся,
Трах-бабах — и нет его».

Про нынешнее поколение детей, пожалуй, так и не скажешь. Гиподинамия! А всё из-за их чрезмерного увлечения электронными гаджетами. «Привычка ребёнка каждую свободную минуту проводить за смартфоном или планшетом вредит его физическому здоровью», — говорит заведующая отделением реабилитации и восстановительного лечения детской поликлиники № 1 Великого Новгорода, врач-педиатр Светлана ГРАЧЁВА. С ней журналист «НВ» беседует о том, к каким последствиям приводит недостаток двигательной активности, как её правильно организовать и как можно справиться с отклонениями здоровья при помощи лечебной физкультуры.

— Светлана Викторовна, кажется, что нынешние дети уже рождаются с умением пользоваться электроникой. Но почему их нужно ограничивать в этом?
— При длительном использовании планшетов и смартфонов, когда ребёнок долгое время находится в одной позе, склонив голову вниз, ухудшается осанка, страдает шейный отдел, может развиться искривление позвоночника. В свою очередь нарушение осанки приводит к миопии, близорукости. Залипая в гаджетах, дети часто не контролируют свой аппетит, любят поесть что-то вкусненькое и как результат набирают вес. Осознав, что у ребёнка появилась патология, родители направляют его на массаж, мануальную терапию, рефлексотерапию и часто забывают о физкультуре. А именно физические упражнения и создают ребёнку мышечный корсет.

Езда на велосипедах, самокатах, скейтах отлично помогает поддерживать школьникам физическую активность

— Давая ребёнку в руки планшет, родители прежде всего рассчитывают, что с помощью развивающих игр будут улучшаться его интеллектуальные способности.
— Но и двигательная активность развивает ребёнка умственно, а не только физически. Если у малыша есть задержка с речью, то неврологи рекомендуют ему занятия лечебной физкультурой в группе. Там он научится слушать задание, выполнять его, а также научится сосредоточиваться, общаться со сверстниками. И родители уже через некоторое время заметят, что речевое развитие пойдёт более активно.

— Каким детям в первую очередь нужна лечебная гимнастика?
— Уже по тому, как ребёнок появился на свет, можно делать прогноз, чего ждать от него, какие у него будут отклонения. Так, малыши, родившиеся путём кесарева сечения, как правило, имеют мышечную гипотонию — вялое напряжение мышц. Они позже поднимут головку, позже перевернутся, позже сядут. Поэтому им сразу с массажем назначается и лечебная гимнастика. Также она необходима детям с плоскостопием, когда свод стопы уплощается или с завалом стопы вовнутрь. Данные виды отклонений видит ортопед на профилактических осмотрах, которые проводятся ребёнку в год, перед детским садом, перед школой. Если их не исправить, то в будущем будут страдать колени, тазобедренные суставы, осанка. К слову, в нашей поликлинике открыт зал ЛФК, курс лечебной гимнастики составляет не менее трех месяцев.

— Какие упражнения для профилактики плоскостопия можно проводить дома?
— При плоскостопии так называемое ахиллово сухожилие, находящееся на задней части голени, заваливается вовнутрь стопы. Чтобы вернуть вертикальное положение мышце, её нужно растянуть. Для тренировки связочного аппарата стопы рекомендуется ходьба на пяточках, на носочках, собирать пальчиками ног мелкие предметы, например, карандаши — это классические упражнения. К профилактике плоскостопия относится также и ходьба по гальке. Одновременно со стимулированием ступней, где расположено огромное количество нервных окончаний и рецепторов, происходит и точечное массирование внутренних органов. Но всё-таки ходьба по гальке — это пассивное упражнение.

— Гиподинамия у школьников, к сожалению, становится обычным явлением. Сколько времени двигательная активность в распорядке дня должна занимать у учащихся?
— С гиподинамией связывают повышенный риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, расстройств опорно-двигательного аппарата. Также у современных детей страдает координация, многие не могут держать равновесие. А физическая нагрузка, напротив, увеличивая способность эритроцитов переносить кислород к мышцам, тканям, обеспечивает растущему организму питание всех органов и систем, в том числе она повышает интеллектуальную продуктивность, помогает в профилактике вирусных инфекций. Для школьников физические упражнения должны занимать 8–12 часов в неделю. И только уроки физкультуры не могут полностью удовлетворить биологические потребности молодого организма в движении. Езда на велосипедах, самокатах, скейтах после школы отлично помогает поддерживать физическую активность. Даже ходьба в быстром темпе 40–60 минут в день способна обеспечить лучшую тренировку мышцам, чем бег.

— От каких ошибок в физической нагрузке вы бы предостерегли?
— Из-за того, что во время бега у школьников неправильно ставится стопа, она травмируется, впоследствии начинают болеть колени и спина. Поэтому правильному бегу детей надо учить. Кроме того, чтобы он приносил пользу здоровью, необходима и правильная обувь.