Понедельник, 23 декабря 2024

Анна Мельникова

С минимальной травматичностью

После ТЕР-пластики пациент не ощутит боли

Фото: Фото из архива Дмитрия Захарова

Новые технологии, применяемые в клинике № 1 Великого Новгорода, возвращают пациентов к нормальной жизни быстро и без боли

Месяц назад в приёмный покой первой клиники Центральной городской клинической больницы поступила женщина с болями внизу живота. Дежурному врачу объяснила ситуацию — приехала из Дагестана к гости к дочери, только спустилась с поезда с чемоданами и сразу почувствовала неладное. После поднятия тяжести о себе дала знать левосторонняя паховая грыжа.

После осмотра новгородские хирурги поняли, что необходима срочная операция. Так гостья с Кавказа стала одной из первых пациенток клиники, которую вылечили современным методом с помощью лапароскопии.

Это вам не заговор

— Это был интересный случай, который ещё раз показывает, что жизнь непредсказуема. У пациентки помимо этой грыжи обнаружились паховая грыжа справа и послеоперационная вентральная грыжа. Общее количество грыжевых выпучиваний оказалось целых три! Для меня это был первый опыт, когда пришлось одномоментно устранять сразу три грыжи, — вспоминает заведующий хирургическим отделением клиники № 1 Дмитрий ЗАХАРОВ. — Женщину пришлось уговаривать на операцию. Отчасти сомнения развеяли её соседки по палате, которые убедили не бояться и согласиться на хирургическое вмешательство.

По-научному этот метод называется TEP — лапароскопическая предбрюшинная герниопластика. Она основана на глубоких знаниях анатомии паховой области и высокой квалификации хирургов. Способ, при котором применяются специальные видео-

устройства, помещаемые в полость через небольшие надрезы на теле пациента, имеет ряд преимуществ перед привычной открытой, полостной операцией. Пожалуй, самое главное — человек после ТЕР-пластики практически не испытывает болевых ощущений. Он быстрее восстанавливается и к повседневной жизни — когда спокойно встаёт с кровати, передвигается — возвращается уже буквально на следующий день. Кроме того, следы от операции малозаметны. А сетка, используемая для пластики, снижает шанс возникновения рецидива.

Об эффективности новой методики доктор Захаров предложил мне спросить одного из своих пациентов, которому ТЕР-пластику провели два дня назад. Мужчина был не против поговорить.

— Швы немного подтягивают. Но ходить после операции я начал меньше чем через сутки, — признался Константин Юрьевич. — Две грыжи у меня были года три. Не болели, не беспокоили, но стали увеличиваться. Понял, что жить так больше нельзя, и обратился в поликлинику, где хирург сказал, что надо оперироваться.

Традиционно грыжа занимает в структуре хирургической патологии особое место: человек, поступивший с ней в стационар, должен быть прооперирован в течение двух часов. По словам Дмитрия Васильевича, каждому пациенту с учётом его индивидуальных особенностей назначается своя операция. Но современные технологии определённо воодушевляют.

— Хирургия невозможна без творчества, науки и учёбы. Пять лет назад, когда мне только рассказали про ТЕР-герниопластику при паховых грыжах, у меня возникло предвзятое отношение к этой методике. Но любая технология, в том числе и медицинская, проходит три стадии: «полная ерунда», «в этом что-то есть», «да, так и должно быть». Сейчас моя позиция ближе к последней, — рассказал Захаров. — Благодаря отечественным материалам — разработкам томских учёных — удалось сделать такие операции более доступными. Они проводятся в рамках ОМС.

Кстати, пациентка из Дагестана пробыла в клинике всего 10 дней. После больницы погостила немного у дочери и поехала домой успешно пролеченной.

Гипс не нужен!

В отделении травматологии и ортопедии непривычно тихо — пациентов в коридоре не видно.

— Последние два дня происходит массовая выписка пациентов, — объяснил с улыбкой заведующий отделением Артём СОЛДАТОВ. — Зато предыдущие недели интенсивно оперировали — больных было много. Хотя обычно сентябрь — не травмоопасный месяц.

Наплыв пациентов точно жди в новогодние каникулы. И уже сейчас травматологи предупреждают: при травмах не рассчитывайте, что само пройдёт, иначе можно получить серьёзные осложнения, а лечение рискует затянуться.

Не без гордости доктор Солдатов отметил, что в его отделении крайне редко накладывают гипс, поскольку это технология из прошлого.

— По старинке мы не лечим. Гипс заменяется оперативной техникой, если фиксация перелома костей произведена рационально, он не может сместиться. Концепция современной травматологии заключается в том, чтобы начинать реабилитацию в процессе сращивания кости. В результате срок восстановления человека после перелома сокращается, — сообщил Артём Олегович. — В мае в нашем отделении был прооперирован мужчина с серьёзным переломом бедренной кости, а спустя всего четыре месяца он смог приступить к работе. Для сравнения: в советское время только гипс на три месяца накладывался. Некоторых пациентов берём ещё и под амбулаторное наблюдение, чтобы довести их до полного выздоровления.

Травматологи клиники одними их первых в области стали использовать блокируемый остеосинтез предплечья — это технология, при которой кости фиксируются штифтами. После данного лечения пациент снова обретает способность двигать рукой в полном объёме.

Как пояснил врач, в настоящее время разрабатывается схема, при которой стало бы возможным проводить эндопротезирование в первые сутки с момента поступления пациента в стационар:

– Отделение работает в режиме экстренной помощи. Бывает, что к нам попадают пациенты, у которых помимо травмы обнаруживаются заболевания сердца, лёгких, почек и так далее. И эти болезни сами по себе могут быть противопоказаниями к эндопротезированию. Его рассматривают в планах и назначают после того, как человек выполнит клинические рекомендации, касающиеся выявленной патологии.

К специалистам отделения целесообразно обратиться за помощью при хронических болях в коленных суставах, а также при косточках на больших пальцах стоп, патологии, которая мучает в основном женское население. После постановки диагноза ортопеды подберут и соответствующее оперативное лечение. По замечанию Артёма Солдатова, мази, йодные сеточки, приборы магнитного излучения кардинально проблему не решают.