Понедельник, 23 декабря 2024

Игорь Свинцов

Шанс на выздоровление

Старые и модульные ФАПы — сельская медицина разных эпох

Фото: из архива «НВ»

Почему новгородская медицина должна была бы «умереть» к 2022 году и что делать, чтобы она выжила

Изменения в системе здравоохранения Новгородской области — сейчас самая острая и обсуждаемая тема. Мы все, и стар и млад, с разной регулярностью посещаем врачей. И если уж болеем, то хотим удобного и эффективного лечения. Или эффективного и удобного — тут приоритеты не у всех одинаковые. Но когда возникает вопрос о здоровье и тем более жизни, официальная медицина становится для всех без исключения чем-то очень личным. Поэтому и тема такая нервная. Так давайте вместе разбираться, почему завтрашний день новгородского здравоохранения не может быть похож на день вчерашний и даже сегодняшний.

Отложенные вызовы

Это особенность нашего менталитета: в любых изменениях видеть возможность обмана. Не буду спорить, есть подтверждающие прецеденты. Но что и почему хотят менять сегодня в местной медицине? Обратимся к фактам. Давно не секрет — население Новгородской области стареет. Можно говорить про низкую рождаемость и отток в крупные мегаполисы молодого поколения. Это правда. Как правда и то, что у нас один из самых страшных в стране показателей смертности в трудоспособном возрасте — 656,8 человек на 100 тысяч населения. Это на 37% выше, чем в среднем по России. Только у соседей, псковичей, он несколько выше. Это — вызов областной медицине. И, к сожалению, он перестал быть проблемой только здравоохранения. Экономисты, к примеру, скажут, что никакой инвестор не посмотрит в сторону Новгородской области, если трудовые ресурсы территории будут отмечены такой трагической статистикой.

Вызов второй: каждый год начиная с 2015-го программа госгарантий по отрасли «Здравоохранение» принимается с дефицитом, за 4 последних года областная медицина недополучила 1 млрд. 36 млн. рублей. Причём только в 2016 году недофинансирование составило более 400 млн. рублей. С этого же времени начался и рост просроченной кредиторской задолженности медицинских организаций. На сегодняшний день она уже есть у 22% учреждений. О том, как лечить людей при арестованных счетах больниц, спросите их главных врачей.

Это ключевые вызовы в области нашего здравоохранения, и они требуют немедленного решения — радикально сократить смертность населения, в первую очередь в трудоспособном возрасте, и стабилизировать финансовое положение системы. Причины сложившейся ситуации медицинскому сообществу понятны. Чтобы сократить смертность, необходимо увеличить охват качественной медицинской помощью сельского населения, сократить дефицит кадров в первичном медицинском звене, обновить материально-техническую базу лечебных учреждений и сделать профилактику заболеваний действительно эффективной. Что касается бюджетного дефицита, то здесь выход один — сокращать затраты: на неиспользуемые мощности районных больниц, на избыточный объём дорогостоящей стационарной помощи, параллельно увеличивая более дешевую и эффективную профилактику, снижать стоимость медицинских закупок и потери от неэффективного планирования.

Их разыскивают пациенты

Вопрос денег в областной медицине, конечно, наиважнейший. Но не они каждый день лечат больных. Пациентам нужны врачи. О дефиците медицинского персонала первичного звена у нас говорят давно. Правда, врачей от этого в наших больницах пока больше не становится. Так, например, в Старорусской ЦРБ не хватает 11 докторов, в Боровичской — 13, а в Центральной городской клинической больнице Великого Новгорода дополнительная потребность в кадрах — более 100 специалистов.

В учреждениях здравоохранения не хватает около 250 врачей различных специальностей. Дефицит частично покрывается совместительством, что в свою очередь приводит к перегруженности медиков. Поэтому жалобы населения на длительное ожидание врачебного приёма вполне обоснованны: здоровье у каждого одно, и помощь нужна сейчас, а не через неделю-другую.

По заявлению областного министерства здравоохранения, в течение следующих 5 лет в лечебные учреждения планируется привлечь на работу около 150 новых специалистов первичного медицинского звена — терапевтов, педиатров, врачей общей практики. В том числе из других регионов. Для этого правительство готово пойти на дополнительные стимулирующие переезд меры. Например, субсидирование ставки по ипотечным кредитам.

Параллельно необходимо снижать необоснованно высокие затраты на вспомогательный персонал. Сокращение одной административной ставки дает экономию 300 тыс. рублей в год. В совокупности это миллионы рублей. Медицинские учреждения переводятся на централизованное ведение бухгалтерского учета. Это сократит расходы фонда оплаты труда ещё на несколько процентов.

От ФАПа до вертолёта

Оказание первичной медико-санитарной помощи в удалённых населённых пунктах области проводится в фельдшерско-акушерских пунктах. 167 (или 60%) новгородских ФАПов эксплуатируются уже более 30 лет и имеют высокую степень износа. Ремонт или новое строительство всех этих капитальных строений влетит в непосильную бюджету копеечку, поэтому заменить их могут модульные конструкции и мобильные ФАПы. Последние планируется закупить для каждого муниципального района. Мобильности областной медицины вообще уделяется особое внимание.

Районные больницы будут нацелены на оказание первичной помощи, а стационарное лечение сконцентрировано в специализированных межрайонных центрах, для плановых госпитализаций в которые будет организована бесплатная перевозка пациентов пенсионного возраста. Создаётся единая диспетчерская служба скорой помощи, в экстренных случаях доставка больных будет проводиться санитарной авиацией. Поскольку в стационарных ФАПах тоже не хватает специалистов, в практику вводится обследование населения выездными врачебными бригадами. Такие трансформации, конечно, повлекут за собой изменения не только в сфере здравоохранения. Для того чтобы всё задуманное стало эффективной системой, необходима настройка общей логистики: отремонтированные дороги, удобное сообщение общественным транспортом, устойчивая связь, информированность населения, наконец повышенная ответственность перед потенциальными пациентами самих медиков. Чтобы этот механизм сложился и правильно заработал, нужны время и оперативное взаимодействие властей и населения.

Своя больничка

Опять вернёмся к вопросу удобства и эффективности медицинского обслуживания. Уже понятно, что в наших реалиях повсеместно качественным оно быть не может. Хотя бы потому, что многие медицинские организации Новгородской области не оснащены медицинским оборудованием в полной мере, и это не позволяет оказывать медицинскую помощь по стандартам Минздрава РФ. В конце концов в больницах должны лечить, начиная от анализов и постановки правильного диагноза и заканчивая здоровым пациентом с выписным эпикризом. Однако закрытие в некоторых ЦРБ круглосуточных стационаров вызвало возмущение части местных жителей. Причём в сотый раз уточним, что ни одна районная больница в Новгородской области закрыта не будет. А то, что в большинстве закрываемых стационаров есть лишь койки, но уже почти отсутствует медицина, не всегда становится услышанным. Некоторые доводы людей понятны. Многие опасаются за организацию транспортного сообщения, особенно с деревнями. Напомним, что круглосуточные стационары закрываются в Шимской ЦРБ, и госпитализировать из этого района будут в больницы Великого Новгорода, в стационар Старорусской ЦРБ — из Парфинского района, больных Мошенского примут в Боровичах. Но новгородский минздрав обещает, что доставка пациентов на плановую госпитализацию будет проводиться бесплатно медицинским транспортом. В правительстве говорят и о возможном изменении маршрутов и видов общественного транспорта для синхронизации с медицинским пациентопотоком.

Однако после того как прошла информация, что минздрав будет избавляться и от неиспользуемых зданий и помещений, за которые годами платились миллионные коммунальные платежи и налоги, досужие домыслы появились опять. Неэффективные финансовые затраты нашего облздрава на содержание неиспользуемых объектов недвижимости можно проиллюстрировать конкретными цифрами. Например, нежилое помещение площадью 1,5 тыс. кв. метров стоит Старорусской ЦРБ ежегодно 3 млн. рублей пустых трат. По данным новгородского минздрава, экономия на выводе имущества из оперативного управления может составить около 30 млн. рублей в год. Поэтому неиспользуемые помещения и здания будут передавать в муниципальную собственность, приватизировать или сносить.

* * *

А теперь попробуем всё сказанное подытожить. Но не суммируя факты, а приведя новые. На не так давно состоявшейся в Великом Новгороде встрече руководителей медицинских организаций были озвучены главные, на мой взгляд, цифры: при сохранении текущих тенденций просроченная задолженность областных организаций здравоохранения к 2022 году составит 1 млрд. 235 млн. рублей. Пока это прогноз, но он подписывает смертный приговор всей новгородской медицине. Так что ничего не менять уже не получится. И лучше всех это понимают сами врачи. Поэтому вскоре и появилось их письмо, адресованное профессиональному сообществу и населению Новгородской области, в котором, в частности, говорится:

«Мы как никто другой знаем, в каком состоянии сейчас находятся больницы и поликлиники, знаем, что в них не хватает специалистов и нужного для работы медицинского оборудования, лекарств, расходных материалов. Больницы испытывают финансовые трудности. Такая ситуация возникла не вчера, проблемы копились последние годы.

Сегодня руководство отрасли, понимая, что дальнейшее их игнорирование приведёт к тяжёлым последствиям, начало преобразования в лечебных учреждениях. Систему ещё больше стало лихорадить, и это объяснимо: лечение не проходит без неприятных процедур. Не все согласны с тем, что происходит в больницах области. Людям не нравится, что они впоследствии не смогут получать отдельные медицинские услуги рядом с домом. Их можно понять, но при этом большинство жителей области открыто говорят о необходимости преобразований. Мы поддерживаем начинания регионального министерства. Надо менять нашу медицину, делать её мобильной и современной, привлекательной для молодых специалистов, дающей человеку шанс на выздоровление. И сейчас есть все возможности для этого. Нам нужно только объединить усилия…».

А чего же конкретно хотят добиться авторы начатых преобразований? Частичный ответ есть в заявлениях регионального минздрава: системное внедрение инициатив позволит ликвидировать кредиторскую задолженность медицинских учреждений к концу 2021 года и профинансировать реализацию национальных проектов в здравоохранении Новгородской области.

- В семи ЦРБ не станет круглосуточных стационаров, но ни одна районная больница в Новгородской области закрыта не будет.

- Каждый год начиная с 2015-го программа госгарантий по отрасли «Здравоохранение» принимается с дефицитом, за 4 последних года областная медицина недополучила 1 млрд. 36 млн. рублей. Причём только в 2016 году недофинансирование составило более 400 млн. рублей.

- В Новгородской области один из самых больших в стране показателей смертности в трудоспособном возрасте — 656,8 человек на 100 тысяч населения. Это на 37% выше, чем в среднем по России.

- При сохранении текущих тенденций просроченная задолженность областных организаций здравоохранения к 2022 году может составить 1 млрд. 235 млн. рублей.

- 60% ФАПов Новгородской области эксплуатируются уже более 30 лет.

- Многие медицинские организации Новгородской области не оснащены медицинским оборудованием в полной мере, что не позволяет оказывать медицинскую помощь по стандартам Минздрава РФ.

- В учреждениях здравоохранения не хватает около 250 врачей. В течение следующих 5 лет минздрав планирует привлечь на работу около 150 новых специалистов первичного медицинского звена.

- Системное внедрение инициатив позволит ликвидировать кредиторскую задолженность медицинских учреждений к концу 2021 года и профинансировать реализацию национальных проектов в здравоохранении Новгородской области.