Какие перемены идут в областной службе скорой помощи
Чтобы узнать об этом, мы отправились в Шимский район, где уже с 1 декабря прошлого года филиалы Новгородской станции скорой медицинской помощи (СМП) — один в районном центре, другой в деревне Уторгош — живут в новом режиме. Вызовы пациентов они больше не принимают, за них это делают диспетчеры Новгородской станции СМП, которые и направляют бригады скорой к жителям района.
На этом новшества для бригад скорой не закончатся. В рамках проекта по созданию единой региональной дежурно-диспетчерской службы до конца этого года они должны быть обеспечены планшетными компьютерами для применения телемедицинских технологий. Впрочем, какие бы современные информационные программные продукты ни внедрялись в практику скорой помощи, спасение жизни человека зависит прежде всего от мгновенных решений медиков. Их с нетерпением ждут в час беды, на них нередко обрушиваются критика и агрессия пациентов.
Планшет вместо бумаги
Ликвидацию диспетчерской в Шимском отделении СМП, которое ещё в 2013 году перешло под руководство Новгородской станции, население района не почувствовало. Да и сами медики заблаговременно были предупреждены, что рано или поздно это произойдёт. Медсёстры, ранее принимавшие звонки по 103 и 112, трудоустроены — теперь они ездят на выезды в бригаде скорой.
Сейчас в распоряжении Шимского филиала СМП четыре арендуемых кабинета на первом этаже Шимской центральной районной больницы (ЦРБ), один автомобиль медицинской помощи на базе «Соболь», укомплектованный всем необходимым оборудованием, и мобильный телефон. Поступит вызов — и из ЦРБ скорая поспешит к пациенту. И хотя в день моего приезда у старшего фельдшера Шимского отделения СМП Валентины САПОЖНИКОВОЙ после смены был отсыпной, она всё-таки пришла в больницу, чтобы пообщаться со мной и рассказать о буднях скорой помощи на периферии, о том, на что надеется медик и почему 39 лет она верна своей профессии. Если бы Валентина Васильевна дежурила, обстоятельный разговор с ней вряд ли получился бы.
— У каждого из нас в работе есть папка с бланками карты вызова, — продемонстрировала она мне серый тоненький портфель с бумагами. — В первую очередь я должна взять с пациента согласие. И выходит как в анекдоте: стреляют, бомбят, а я ползу к раненому, истекающему кровью, и прошу дать мне разрешение на обработку его персональных данных. Затем заполняю в документе графы, где указываю диагноз, время и место госпитализации пациента. Всю эту информацию потом передаю по телефону на Новгородскую станцию. А с планшетами все занесённые сведения сразу будут отображаться в общей электронной базе станции. Делать это я должна буду на вызове. Если на нём будет двое медиков, сложностей с оформлением возникнуть не должно. Но ведь бывают такие ситуации, когда и двоим не присесть. Кроме того, в отдалённых деревнях связь часто пропадает.
В среднем в сутки шимская скорая выезжает на 6–8 вызовов. Их количество в последние несколько лет держится на одном уровне. Но есть такие дни в году, когда число обращений от населения за экстренной медицинской помощью значительно увеличивается — тогда бригада мчится от одного адреса к другому. Как правило, ритм работы ускоряется в новогодние каникулы и в сезон простуд и гриппа. С таким положением дел Валентина Васильевна давно свыклась.
Карету мне, карету!
Вчерашнее дежурство Сапожниковой началось с того, что в деревне Малая Уторгош, которая находится за 58 километров от Шимска, у больного случился гипертонический криз. «Повезли его в Новгород, потом была почечная колика в деревне Медведь, тоже госпитализировали в областной центр», — перечисляет она истории болезней. Бывает, что поводы для вызова не требуют экстренного реагирования. Да и случаи, когда звонки на скорую поступают регулярно с одного и того же адреса, тоже имеются.
— За примером далеко ходить не надо, — рассказала фельдшер. — Вчера выезжали к женщине 80 лет. Ей оказывается амбулаторная помощь, врач к ней из поликлиники приходит регулярно, советует лечь в стационар. Но она этого не хочет. Мы ей тоже предлагали госпитализацию, но она написала отказ. С такой категорией населения сложно работать. Хронический больной может неожиданно дать и экстренное состояние.
К непростой группе Валентина Васильевна относит и дачников, которые прибывают в район из Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Они более требовательны. Приезжают на свои фазенды, окунаются в полевые работы и, не рассчитав силы, оказываются в стационаре Шимска: дают знать застарелые болячки. Лечиться дачники предпочитают в районной больнице, а не в клиниках Санкт-Петербурга. Закрытие с 1 января круглосуточных коек в ЦРБ, предполагает Валентина Сапожникова, станет для них неприятной новостью. Принять её до конца она тоже не может.
— Пациентов с непонятными болями в животе, обострениями хронических болезней, мелкими травмами можно было бы оставлять в шимской больнице. Но мы не имеем права везти людей в поликлинику, и дневной стационар ЦРБ нас не принимает. В больнице открыт кабинет неотложной помощи, где дежурит медсестра, но она не может оказывать медицинскую помощь, — вздохнула Сапожникова. — Время на один вызов из-за транспортировки больного в стационары Великого Новгорода увеличивается. А так двух автомобилей скорой на район — нашей и из Уторгоши — вполне достаточно.
— А как люди реагируют, что приходится ждать машину скорой? — спрашиваю я.
Валентина Васильевна встаёт из-за стола, чтобы показать мне ещё один документ: приказ о проведении в начале апреля на базе Новгородской станции СМП курсов о том, как вести себя бригадам скорой в нештатных ситуациях.
— Люди врукопашную готовы пойти на нас, если, как они считают, есть задержка в вызове. Контингент бывает неадекватным. Ругаются: мол, вы виноваты, — говорит медик.
Полный боекомплект
В Шимском районе работают общепрофильные фельдшерские бригады скорой помощи — учитывая количество населения в районе, так и положено. Но пациента, жизнь которого находится под угрозой, меньше всего интересует, кто к нему приехал: врач или медик среднего звена. У фельдшера скорой должны быть хорошее клиническое мышление и умение владеть современной медицинской аппаратурой: дефибриллятором для проведения сердечно-сосудистой реанимации, прибором дистанционной ЭКГ, который позволяет в случае сомнения передать электрокардиограмму по Интернету врачу и оперативно получить от него консультацию, прибором искусственной вентиляции лёгких.
Владеют фельдшеры и тромболитической терапией, когда внутривенно вводится препарат, растворяющий тромб. И хотя сама по себе процедура, которая не даёт развиться инфаркту, проста в применении, она является серьёзной медицинской манипуляцией, способной вызвать ряд осложнений. Между тем, как призналась Валентина Васильевна, для неё самое сложное — приезжать к пациентам с запущенной болезнью:
— Я знаю, если поступает вызов из деревни, ночью, к мужчине, то точно будут носилки и кислород. Они тянут до последнего, — сообщила она. — Но я уже не представляю себя без своей работы, как будто предопределена она мне была. После новгородского медучилища устроилась работать в медпункт в Голине. И вот однажды снится сон, что мне надо куда-то ехать срочно, говорят про деревню Раглицы. Я тогда и название это ни разу не слышала. И точно: на следующий день звонят по телефону и предлагают перевестись на скорую, работать там некому. А про Раглицы я потом узнала.
…Из Великого Новгорода вернулись коллеги Валентины Васильевны — 34-я бригада: медсестра Галина Сидоревич и фельдшер Валентина Васильева. Согласно маршрутизации больного с рвотой кровью они доставили в хирургическое отделение клиники № 1 Центральной городской клинической больницы. У женщин есть время заполнить документацию, передохнуть, выпить кофе. Самый пик в их работе будет после пяти вечера.
Для модернизации и совершенствования
В настоящее время диспетчерская служба Новгородской станции СМП может принять звонки от 340 тысяч жителей области, а конкретнее — из Новгородского, Крестецкого, Батецкого, Шимского, Солецкого, Чудовского районов, а также из Великого Новгорода. В ближайшем будущем на станцию будут направляться звонки и со всех остальных районов, а затем их будут передавать на три подстанции: Новгородскую, где процесс отлажен, Боровичскую и Старорусскую — там ещё предстоит настроить систему и оснастить рабочие места.
— На Новгородской станции есть диспетчеры, которые принимают вызовы от населения, и диспетчеры, которые работают по направлениям. Последние в онлайн-режиме могут увидеть, какие машины свободны, какие — в работе, и направить на вызов ту бригаду, которая ближе и не занята, — рассказал главный врач Новгородской станции СМП Андрей ФЁДОРОВ.
И чтобы было понятно, как отображаются все перемещения выездных бригад, развернул для меня мониторы двух компьютеров. Если строчка с номером бригады чёрная, то это означает, что человека госпитализируют.
Система сохраняет аудиозаписи общения пациентов с диспетчерами, номера телефонов, с которых был сделан звонок, а также их количество. А ещё она поддерживает прямую связь с другими оперативными службами — полицией, ГИБДД, МЧС. Вся информация фиксируется.
Пояснил Андрей Фёдоров и необходимость планшетов: благодаря им медики скорой будут оповещаться о вызове, а также смогут получить доступ к системе электронных медицинских карт. Сразу на месте увидят, какие болезни перенёс пациент, и оперативно сориентируются в тактике оказания медицинской помощи. Планшеты, кстати, уже приобретены — после тестирования они сразу будут переданы бригадам скорых.