Или почему эндоскопист Юрий Екимов хранит аппараты сорокалетней давности
Когда врач онкологического диспансера Юрий Николаевич ЕКИМОВ рассказывает об оборудовании, которым оснащена операционная его эндоскопического отделения, у него даже меняется голос. В интонациях заведующего определённо присутствует восхищение.
Стерильность и технологичность
— Посмотрите, насколько всё удобно, подвижно, мобильно, функционально, — показывает он медицинскую аппаратуру, которая у меня вызывает аналогию с техникой космической станции. — Это — видеосистема, это — электрохирургический блок. Всё подстроено под персонал и пациента. Наше оборудование без всякого преувеличения — одно из лучших в стране.
Особая гордость Екимова — шкаф хранения эндоскопов, оптических инструментов, представляющих собой гибкие трубки, на конце которых размещены миниатюрные видеокамеры. После обеззараживающей обработки они помещаются в стерильную среду, а кроме того, снабжены специальным микрочипом, и можно проследить, когда и кем они использовались. В общем, компьютерная программа запротоколирует каждое действие медиков.
Известно, что эндоскопические процедуры среди пациентов не очень любимы: они настораживают, пугают, отталкивают. К ним следует готовиться за несколько дней. Юрий Екимов, у которого трудовой стаж в эндоскопии почти 35 лет, как никто другой знает, что испытывает человек, например, перед колоноскопией. И когда очередной пациент на столе перед эндоскопистом не в силах сдержаться и высказывает жалобу: «Да сколько ж можно», у врача припасён ответ: «Действуем по нормативам».
— Вся встреча длится около 50 минут. Но когда выполняются манипуляции, мои доктора, у каждого из которых есть опыт и профессионализм, стараются работают быстро, — успокаивает Юрий Николаевич. — Кроме того, эндоскопическая аппаратура стала более приспособленной под пациента. За то время, что я работаю в эндоскопии, её технологии претерпели колоссальные изменения. Я специально берегу аппараты тридцатилетней, сорокалетней давности, чтобы молодые врачи видели, как приходилось раньше проводить диагностику. И они всегда удивляются, как на этом можно было что-то делать.
Лечебная эндоскопия
Юрий Екимов в этом году стал лучшим врачом области. Он применяет методы лечебной эндоскопии, которая помогает бороться в том числе с опухолями на начальной стадии рака. В год благодаря им удаётся прооперировать и вылечить 30—40 человек.
Врач выполняет также малоинвазивные, то есть щадящие, паллиативные операции, которые могут улучшить и продлить жизнь онкологическим больным. В его ежедневной практике — эндоскопические вмешательства при различных формах доброкачественных и злокачественных новообразований трахеи, бронхов, пищевода, желудка, толстого кишечника.
Но бывают и незапланированные пациенты, когда Екимова срочно вызывают в операционные других отделений онкодиспансера. В этих случаях коллегам нужна его консультация, чтобы выяснить или причину неожиданного внутреннего кровотечения у больного, или локализацию опухоли. Его глаз определит мельчайшие патологические изменения.
— Люди стали лучше жить, больше позволяют себе в питании, во вредных привычках, а потом за это расплачиваются, — замечает врач. — Им надо научиться заботиться о себе, посвящать время себе и своему здоровью.
От спорта в медицину
И именно за то, что постоянно надо быть в тонусе, решать лечебные и диагностические задачки, ему и нравится его профессия. По словам врача, она может быть тяжёлой, утомляющей, но рутинной — никогда. Екимов настолько непоседлив, что у него нет отдельного кабинета. Вернее, как шутят его подчинённые, всё отделение — это он и есть.
Как ни странно, но потребность в движении и привела его в медицину. Хотя в детстве Екимов видел себя только спортсменом.
— Я серьёзно увлекался единоборствами, но в ленинградский институт физкультуры имени Лесгафта не поступил. Отправился в армию, где и решил, что в спорт я обязательно попаду, но через медицину: стану спортивным врачом, — поделился Юрий Николаевич.
Он учился в Первом Ленинградском медицинском институте имени Павлова, посещал спортивные научные общества. На старших курсах вуза осознал, что медицина намного шире, и в какой-то момент пересмотрел свои предпочтения.
— Я искал такую специальность, где нужно было бы хорошо работать и руками, и головой. Думал о хирургии, но к тому моменту, когда я окончил институт, мне было 29 лет. Не хотелось, чтобы меня как начинающего хирурга в таком возрасте били по рукам более опытные врачи. Поэтому свой выбор остановил на эндоскопии, — признался Екимов. — А сейчас по приказам минздрава эндоскопистом может стать только хирург.
Последние двадцать лет жизни Екимова связаны с онкодиспансером. Он создавал эндоскопическую службу начиная от места, где она сейчас располагается, до команды. Под отделение выделили помещение, которое по первоначальному проекту строительства диспансера предназначалось под станцию переливания крови. Правда, руководство заведующему поставило условие: «Ничего не ломать и денег не просить».
— Как показало время, отдать под отделение помещение, которое первоначально обустраивалось под донорский пункт, было верным и перспективным решением. Здесь предусмотрены хорошая вентиляция, отделка стен, оно максимально подходит для него, — он объясняет так, словно эти строительные нюансы для него не менее важны, чем современное оборудование. — А коллектив врачей — это всё мои ученики, которых я взял сразу после института, что называется, с нуля. Ставил им руку как специалистам, учил мыслить, чтобы у коллектива складывался общий взгляд на пациента, формировались единые правила поведения.
Быть врачом
Юрий Николаевич уверен, что настоящий врач всегда искренне, а возможно, и до фанатизма предан своему делу. Он регулярно должен совершенствовать свои навыки, учиться, осваивать новые методики. А ещё его отличает стрессоустойчивость. Пожалуй, на фоне нескончаемых реформ в здравоохранении это качество — основополагающее в его характере. А что о нынешней отечественной медицине думает сам доктор Екимов, карьера которого началась ещё при Советском Союзе?
— Советская система здравоохранения, основанная на идеях Семашко о централизации, профилактике заболеваний, бесплатной медицине, работала правильно. И несмотря на то что страна пережила много трудностей, в медицине сохраняются многие её элементы. Это прежде всего — доступность. Но в силу разных причин — где-то из-за отсутствия сотрудников, где-то из-за нехватки оборудования — ей часто недостает качества. И всё же отечественная медицина не стоит на месте, она совершенствуется.
В семье Юрия Николаевича (супруга, дочь и сын) — все врачи. Как выразился Екимов, разговоры дома на медицинские вопросы им нисколько не мешают. Его дети — сложившиеся доктора, дочь трудится врачом лучевой диагностики, сын — ортопедом.
Что касается того, как он предпочитает восстанавливать силы, то, как и многие, Юрий Николаевич выезжает на дачу, где занимается грядками на огороде. В нём до сих пор держится спортивная закалка. Когда есть свободное время и позволяет погода, он совершает велопрогулки, играет в футбольной команде новгородских врачей. Физические упражнения для него — что-то вроде отличного способа релаксации и снятия напряжения.
* * *
Встреча с доктором Юрием Екимовым у «НВ» состоялась до того, как в регионе ввели самоизоляцию граждан и жёсткие меры из-за распространения коронавируса. Но уже тогда в беседе невозможно было обойти тему об инфекции.
— В будущее надо смотреть с оптимизмом, — сказал он. — Всё это рано или поздно закончится. Не надо хвататься за голову, кричать «караул» и бежать за гречкой. Нужно следить за гигиеной, тщательно мыть руки, не подносить их к лицу. Это прописные истины, но они эффективны.
Юрий Екимов родился в деревне Дядькино Боровичского района Новгородской области в 1956 году. В 1985 году окончил Первый Ленинградский медицинский институт имени академика Павлова. В 1986 году прошёл интернатуру по специальности «терапия» и специализацию по эндоскопии.