Четверг, 02 мая 2024

Анна Мельникова

Летуч и цепок

Фото: из открытых источников

Снять защитные маски и меньше говорить про коронавирус мы сможем не раньше чем через год

Впервые с вопросом о прогнозе распространения коронавируса к заведующему кафедрой микробиологии, иммунологии и инфекционных болезней Института медицинского образования НовГУ Георгию АРХИПОВУ «НВ» обратились в начале февраля. Ещё не велась регистрация случаев COVID-19, люди не имели представления, насколько опасен вирус, и не знали про самоизоляцию. Но уже тогда профессор Архипов говорил о том, что наша иммунная система оказалась уязвимой для новой инфекции.

— Георгий Сергеевич, вы предполагали, какие проблемы может с собой принести ковид?

— Коронавирус — это необычный вирус, болезнь может протекать в различных формах и вариантах: от легчайших, бессимптомных — у 25% пациентов вообще нет никаких его признаков — до тяжелейших с поражением лёгких, кишечника, почек, печени, мозга, сосудов и приводить к смертельному исходу. Поэтому для предотвращения развития геморрагического синдрома в комплексной терапии и дают антикоагулянты. Признаюсь, я предполагал, что ситуация в стране может пойти по пессимистическому сценарию. Но благодаря организации профилактических мероприятий она всё-таки сложилась лучше, чем во многих странах мира. Но Китай в этом плане всё же стоит на первом месте. Если бы не введение самоизоляции, ситуация была бы значительно хуже. По сравнению с США смертность от коронавируса в России меньше в 10 раз. Из-за того, что вирус распространялся постепенно, произошло проэпидемичивание населения — формируется иммунная прослойка.

— Почему коронавирус непредсказуем? От соприкосновения с ним одни заболевают мгновенно, другие, не замечая, переносят на ногах.

— На недавно состоявшейся ХХ Российско-итальянской конференции «Актуальные вопросы социально значимых инфекционных и паразитарных заболеваний», одним из организаторов которой выступает моя кафедра, профессор из Санкт-Петербурга Всеволод Цинзерлинг выступил с докладом «Вопросы патогенеза коронавирусной инфекции», в котором рассказал о процессах иммунопатологии при заражении коронавирусом, почему происходят кровоизлияния. Если говорить популярно, собственная иммунная система человека съедает его лёгкое. Вместо того чтобы защищать организм, она его разрушает. Вероятно, инфекция имеет генетическую предрасположенность. При проникновении в клетку вирус цепляется за молекулу ангиотензинпревращающего фермента 2, но поскольку у детей его мало, то и вирусу не за что зацепиться, поэтому они болеют легче и реже. Возрастной фактор при заражении коронавирусом уже установлен: чем старее организм, тем тяжелее протекает болезнь — у коронавируса больше возможности связаться с этим ферментом, к тому же у пожилых имеется много сопутствующих заболеваний.

— И тем не менее предрасположенность к заболеванию у всех разная.

— Способность этого гена реализоваться зависит от образа жизни человека — он курит, пьёт, не высыпается, подвержен стрессу, от экологии, от национальности и от других факторов. К слову, ИМО сейчас будет изучать вопрос: насколько население Новгородской области предрасположено к инфекции. На базе своей ПЦР-лаборатории, которую институт несколько лет назад открыл в тубдиспансере, будем секвенировать (метод определения нуклеотидной опосредованности ДНК и РНК. — Прим. автора).

«Чтобы стопроцентно подтвердить диагноз COVID-19, необходимо определять антитела к вирусу методом иммуноферментного анализа. А ПЦР-исследование надо проводить три раза, чтобы точно знать, болен ли человек».

— Как ковид отразился на работе вашей кафедры?

— Аспиранты, сотрудники кафедры заняты в лабораториях, определяют коронавирусы. Клинические ординаторы день и ночь дежурят в стационаре инфекционной больницы. По просьбе регионального минздрава кафедра под руководством профессора Екатерины Архиповой разработала программу подготовки врачей по диагностике, лечению и профилактике коронавируса. Благодаря ей обучены более 50 терапевтов и хирургов.

— И всё же, когда можно будет снять защитные маски и меньше говорить про коронавирус?

— К сентябрю — октябрю 2021 года. Инфекция значительно пойдёт на спад, когда 80% населения будет вакцинировано от неё. Коронавирус, конечно, останется, но будет управляем.