Понедельник, 23 декабря 2024

Елена Кузьмина

Дело в титрах?

Коллаж Алёны ГЕРЦ

Или почему количество антител к COVID-19 стало популярной темой народных исследований

Пандемия коронавируса поставила перед всеми нами множество новых вопросов. Один из них — количество антител, отвечающих за появление иммунитета и достаточных для защиты от COVID-19. Дома и на работе мы обсуждаем друг с другом, у кого сколько антител, сколько их было после болезни, до и после прививки, и пытаемся сами судить, достаточно ли этого для хорошего уровня защиты.

Много или мало?

Автору этих строк, к примеру, через месяц после заболевания тест частной лаборатории показал значение 106. Сотрудница прокомментировала, что это немного. В беседах с коллегами звучали другие цифры — от 10 и до нескольких сотен.

Что все эти количественные показатели значат? Люди пытаются найти ответы на этот вопрос, чтобы понять, нужно ли им вакцинироваться сейчас, а если отложить прививку, то насколько. За ответами мы обратились к специалисту — заместителю руководителя областного управления Роспотребнадзора, эпидемиологу Ирине ИВЧЕНКО.

Антитела, вырабатываемые организмом человека в ответ на вторжение возбудителя новой коронавирусной инфекции, бывают нескольких видов.

Выявление антител IgA, которые иммунная система вырабатывает первыми, значит, что человек находится в острой фазе заболевания, даже если нет симптомов.

Антитела IgM начинают вырабатываться на третий-четвёртый день после появления симптомов. Исследование на эти антитела используют для уточнения фазы инфекционного процесса.

Интересующие нас антитела IgG начинают вырабатываться примерно через 10–14 дней после появления симптомов. Они-то и указывают на то, что у человека сформировался иммунитет. Речь идёт либо о поздней фазе заболевания, когда больной уже выздоравливает, либо о том, что человек переболел COVID-19 раньше.

Признаемся, что придётся разочаровать читателя, ждущего точного ответа о нужном количестве антител IgG, достаточных для защиты от заболевания. Специалисты называют его титр — число антител на единицу измерения человеческой крови.

— Единого нормативного показателя достаточности титров антител в применении к новой коронавирусной инфекции ни в рекомендациях Министерства здравоохранения России, ни в требованиях санитарных норм и правил Роспотребнадзора нет, — сказала Ирина Ивченко. — Пандемия началась совсем недавно, заболевание ещё изучается. Тех данных, которые пока есть в распоряжении медиков, эпидемиологов и других учёных, недостаточно, чтобы назвать цифру, относительно которой можно судить о достаточности антител у отдельно взятого человека.

Важно помнить и то, что российские лаборатории применяют различные тест-системы для выявления антител и данные об их количестве приводят, применяя свои градации титров. Так что сравнивать число антител из заключения одной лаборатории с цифрами другой организации бессмысленно.

— Почему возник ажиотаж вокруг количества антител, достаточных или недостаточных для вакцинации, мне непонятно, — недоумевает Ирина Ивченко. — Впервые сталкиваюсь с подобным. За всё время эпидемиологической практики, а ей уже несколько веков, ни медики, ни пациенты не определяли титр антител для того, чтобы принять решение о прививке ни по одной из вакциноуправляемых инфекций. Сначала в Советском Союзе, затем в России прививки делали в соответствии с национальным календарём в плановом порядке. К примеру, прививку от гриппа мы должны делать раз в год, перед началом сезона заболеваемости, и никто не проверяет перед этим титр антител к этому заболеванию.

Хотя нормативные показатели достаточности антител для защиты от заболевания или от вызванных им летальности и серьёзных осложнений для уже известных инфекционных заболеваний существуют. Их смогли определить благодаря многолетним наблюдениям, которые ведут специалисты в рамках прививочных кампаний и серологического мониторинга эффективности вакцинации.

Защита от смерти

Сегодня, согласно информации федерального портала «СтопКоронавирус.рф», российский Минздрав выработал рекомендации по ревакцинации от коронавируса. В период подъёма заболеваемости это нужно делать раз в полгода, в спокойное время — раз в год, сообщил министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко. Сейчас в стране идёт увеличение числа случаев заражения.

Однако, по словам Ирины Ивченко, люди, пользуясь собственными выводами о том, что такое много и мало, принимают решение о сроке вакцинации или, что ещё хуже, об отказе от неё.

— А ведь речь идёт о сохранении жизней людей, — говорит заместитель руководителя управления Роспотребнадзора. — Мы не отрицаем, что привившийся человек может заразиться коронавирусом, но практика показывает, что вакцина защищает пациента прежде всего от летального исхода, а также от тяжёлого течения болезни, и это — её главная задача.

Ирина Ивченко напомнила, что первой изобретённой в мире вакциной стала вакцина от бешенства, и это не случайно. Бешенство, передающееся людям после укуса заражённого инфекцией животного, когда-то было неизлечимым заболеванием и приводило к смерти пациента в 100% случаев. Вакцина от бешенства, изобретённая французским учёным Луи Пастером, была нацелена именно на спасение жизни людей. Гарантий от заражения она не давала. Потом оказалось, что прививка работает и как лекарство от заболевания.

— У вакцины от коронавируса та же цель — спасти жизнь, — говорит Ирина Ивченко. — Она просто необходима, пока население не будет привито минимум на 60 процентов и не будет создан популяционный иммунитет. Опасности для человека она не несёт, что бы ни говорили об этом во всевозможных пабликах. Случаи смерти или каких-либо тяжёлых осложнений от прививки против COVID-19 не зарегистрированы. Привившиеся новгородцы в единичных случаях заболевают коронавирусом, но болеют либо бессимптомно, либо в форме ОРВИ. Их доля составляет 0,1% от числа всех привитых жителей области за всё время вакцинации.

Важный компонент

Медики и специалисты Роспотребнадзора ведут мониторинг среди пациентов, сделавших прививку от коронавируса и затем заболевших этой инфекцией после первого или второго компонента вакцины спустя несколько дней и недель.

— Мы предполагаем, что те, кто почувствовал симптомы заболевания спустя несколько дней после первой инъекции, уже находились в инкубационном периоде на момент прививки, — говорит Ирина Ивченко. — Существует заблуждение, что человек получает иммунную защиту сразу после введения вакцины. Поэтому зачастую после инъекции люди психологически расслабляются, перестают соблюдать меры осторожности, носить маску... Однако рекомендация о соблюдении повышенных мер предосторожности после прививки не случайна. Иммунная система начинает выработку антител и поэтому находится в ослабленном состоянии как минимум две недели. Организм не может одновременно вырабатывать постпрививочные антитела и достаточное число антител против возбудителя, который к нему попадает. Это касается не только коронавируса, но и других инфекций.

Ирина Ивченко напомнила, что для формирования иммунитета необходимо время. У «Спутника V» после первого и второго уколов формирование иммунного ответа идёт на протяжении 21 дня. Для «ЭпиВакКороны» этот срок составляет две-три недели, для «КовиВака» — две. Всё это время необходимо носить маску в людных местах, помещении, общественном транспорте, как можно чаще мыть руки, ограничить контакты и поездки.

Это особенно важно сейчас, подчеркивает Ирина Ивченко, когда в Новгородской области начали циркулировать новые штаммы коронавируса. В регионе выявлена циркуляция индийского штамма и северо-западного геноварианта вируса.

Передаваясь от человека к человеку, вирус мутирует, становясь всё более агрессивным и увеличивая инфицирующую способность. Только вакцинация и популяционный иммунитет могут защитить людей от дальнейшего распространения опасной инфекции.