Вторник, 05 ноября 2024

Анна Мельникова

«Самое сложное сообщать о смерти пациента»

Общаясь с пациентами, врач Евгений Моисеев не забывает приободрить их доброй шуткой.

Фото: из архива Евгения МОИСЕЕВА

Работа в ковид-госпитале для молодого врача Евгения Моисеева стала боевым крещением

Выпускник Института медицинского образования НовГУ двадцатипятилетний Евгений МОИСЕЕВ работает в «красной зоне» Центральной городской клинической больницы больше полутора лет. Сначала трудился в качестве медбрата, а последние четыре месяца — врачом-стажёром.

В доковидные времена, когда он был ещё студентом лечебного факультета, ему в какой-то момент стало ясно: одно дело — теория, другое — практика. Настоящий медицинский опыт — а в будущем Евгений планирует стать врачом-терапевтом — можно приобрести только в стационаре.

Моисеева взяли на должность медбрата в клинику № 2. А когда пандемия набрала обороты и в стенах больницы развернули ковидный госпиталь, молодому человеку предложили перейти в отделение для лечения больных с коронавирусной инфекцией. Долго он не размышлял.

— Решил, что нужно остаться в больнице. В первый день, когда её переоборудовали под госпиталь, присутствовала подавленность. Надо было надевать непривычную защитную экипировку. Многое в практике сразу стало новым и непонятным. Как и большинство людей, тогда меня охватил страх, прежде всего из-за того, что я могу заразить своих близких, — рассказал Евгений. — Сейчас соблюдение мер предосторожности вошло в привычку. И это, как показывает практика, успешно действует.

Евгений говорит, что освоиться в профессии врача ковидного госпиталя ему помогли знания и умения, которые он получил, когда ставил капельницы, знакомился с назначениями докторов пациентам и общими стандартами лечения COVID-19. Общая рутина, но она делает молодого сотрудника специалистом. Если возникает какая-то нештатная ситуация, Евгений знает, что всегда может обратиться за советом к заведующей, старшим коллегам, но боевое крещение он прошёл.

Под наблюдением доктора Моисеева 26 пациентов. И это очень много. В обычное время такое количество людей распределено между несколькими врачами и считается полноценным отделением. Пока Евгений Александрович не видит, что поток больных уменьшается. Как только освобождается койка, на неё сразу поступает следующий. Меньше 20 пациентов никто из его коллег не ведёт.

— Врачом я начал работать в июле, когда четвёртая волна коронавируса только стала расти. Многие медики отмечают, что каждый новый его штамм тяжелее переносится организмом. И иногда думаешь, что же будет дальше, — немного растерянно говорит Евгений. — Самое сложное сообщать о смерти пациента его родственникам. И делать это не в телефонном разговоре, а при личной встрече, когда видишь вполне ожидаемые реакции и эмоции. Таких случаев у меня было четыре.

По словам Евгения Моисеева, в борьбе с болезнью врач и пациент должны быть в команде. А когда речь идёт об инфекции, госпитализацию затягивать нельзя.

— Сейчас я буду переводить одну из своих пациенток в реабилитационное отделение. Женщине больше 60 лет. Она поступила с серьёзным поражением лёгких, очень низким уровнем сатурации. Больной необходим был кислородный концентратор. С ней уже всё хорошо, она выполняла всё, что требуется. Но у неё развилась фобия — она не может представить, как будет дышать без трубочек, почувствовать себя уверенной. И с такими переживаниями у пациентов я сталкиваюсь не в первый раз, — заметил доктор.

Сам Евгений Моисеев коронавирусом переболел ещё в сентябре 2020 года. Тогда думали, что ковид отходит, и отделение, где он работал, перевели в чистую зону, соответственно, не нужно было ходить в средствах индивидуальной защиты. В этот период врач инфекцию и подхватил:

— Тот, кто не верит в коронавирус, просто не сталкивался с масштабами бедствия. Просто так больницы под «красные зоны» не переоборудуют. В таком количестве люди с одними и теми же симптомами в госпиталях не лежат. Для кого-то потереть грязными руками лицо, глаза может оказаться фатальной ошибкой. Нельзя отказываться от ношения медицинских масок, — уверен врач. — К вакцинации против ковида тоже скептически относятся. В своём окружении друзей и знакомых мне периодически приходится натыкаться на непонимание. Как правило, слышу, что, мол, у кого-то после прививки умер родственник. А потом в ходе разговора выясняется, что подтверждающие факты такому случаю не обнаруживаются. Между тем вакцинированные люди переносят болезнь легче, чем непривитые.

Если болезнь протекает нетяжело, то пациент находится в ковидном госпитале 10–12 дней. Когда она запущена, человек может остаться в стационаре на месяц. Основная рекомендация врача Моисеева выздоровевшим от коронавируса — в первое время следует избегать серьёзных физических нагрузок и выполнять всё, что предписал доктор.

А ещё Евгений знает, что справиться с инфекцией помогают не только лекарства. Он рассказал, что, оказываясь в госпитале, многие пациенты испытывают тревогу, напряжены. Однако очень важно, чтобы даже в такой ситуации они находили моменты для радости и улыбки. Поэтому и в общении с больными он всегда старается пошутить, поднять им хоть немного настроение.

— Моя бабушка была старшей медсестрой в больнице. Она часто брала меня с собой на работу, где я видел людей в белых халатах и пациентов. Поэтому ещё в детстве как-то само собой появилось желание стать врачом. Поступив в Институт медицинского образования НовГУ, конечно, не особо понимал, во что ввязываюсь, — улыбнулся Евгений. — Но своим выбором профессии доволен. И даже на фоне нынешней нагрузки усталости и выгорания у меня нет.

Теги: коронавирус, Новгородская область, COVID-19, красная зона