Воскресенье, 22 декабря 2024

Анна Мельникова

Управление рисками

Кардиочасы под руководством Резеды Ломовцевой вошли в регулярную практику ЕКС.

Фото: zdrav-novgorod.ru

Как работа единой кардиологической службы поможет сохранить больше жизней

На протяжении многих лет сердечно-сосудистая патология составляет половину от общего числа летальных исходов в Новгородской области. Да и в целом по стране она — абсолютный лидер по вкладу в показатель смертности. Усугубила ситуацию пандемия новой коронавирусной инфекции. Количество пациентов с болезнями системы кровообращения (БСК), которых и так было много в регионе, увеличилось в разы.

На уровне государства предпринимаются меры по снижению уровня смертности от БСК. В нашей области, по поручению губернатора Андрея Никитина, в рамках регионального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» приступили к созданию единой кардиологической службы. Что она из себя представляет, «НВ» рассказала главный внештатный кардиолог регионального минздрава Резеда ЛОМОВЦЕВА.

— Резеда Хамидовна, 10 лет назад в области началось выстраивание трёхуровневой системы оказания медицинской помощи. В Великом Новгороде, Боровичах, Старой Руссе на базе городских больниц были организованы первичные сосудистые отделения (ПСО), на базе областной больницы открыт региональный сосудистый центр (РСЦ). Создавались они для лечения кардиологических пациентов и работали в связке друг с другом. Что же тогда предлагает новая модель кардиологической службы?

— Эта система тоже была направлена на снижение смертности от БСК, и она даёт свои результаты. Удалось отладить маршрутизацию пациентов, чтобы они быстрее доставлялись из отдалённых районов, где работают больницы первого уровня, в ПСО, где имеется блок кардиологической и неврологической реанимации. Каждое первичное сосудистое отделение оснастили компьютерным томографом. Но там пациентов в основном лечат консервативно, медикаментозно. Проводят тромболитическую или инфузионную терапии. А хирургические методы лечения применяются в РСЦ, где есть ангиограф. Но эта модель охватывает только стационары. Допустим, прооперировали человека, поставили ему стент, выписали из областной больницы, а что дальше с ним происходит, зачастую медики не прослеживают. Особенно эта ситуация характерна для пациентов, проживающих в отдалённых районах и деревнях. Единая кардиологическая служба (ЕКС) как раз и создаётся для того, чтобы пациенты с БКС не терялись, чтобы поставить их на диспансерный учёт, иначе говоря, увидеть каждого. Не допускать, чтобы они попадали в поле зрения медиков, только когда с ними повторно случится инфаркт.

— Но далеко не в каждой ЦРБ есть врач-кардиолог. Кто тогда будет следить за состоянием пациента после его выписки?

— На базе областной больницы 1 июня открылся Центр управления сердечно-сосудистыми рисками. Он координирует работу РСЦ, ПСО, скорой медицинской помощи, а также межрайонных центров управления сердечно-сосудистыми рисками на базе центральной городской больницы в Великом Новгороде, Старорусской и Боровичской центральных районных больниц. В каждой ЦРБ есть кабинеты управления сердечно-сосудистыми рисками. Их задача — наладить амбулаторное наблюдение за пациентами, а также выявить пациентов, которые относятся к группам высокого и очень высокого уровней риска, но у них ещё не диагностирована БСК. И сделать это могут участковые терапевты, фельдшеры на местах. По сути мы возрождаем то, что было в советские времена, когда каждый врач, фельдшер, особенно в сельской местности, знал своих пациентов и их заболевания. Сейчас служба даёт им дополнительный инструмент, чтобы легче было работать и заниматься систематизацией.

— И что это за инструмент?

— ЕКС подразумевает несколько направлений. Одно из них связано с формированием единого электронного реестра пациентов с БСК. В нём зарегистрировано более 180 тысяч человек. Врач может его открыть и выяснить, когда последний раз пациент был на приёме. И если человек с инфарктом миокарда больше двух лет не появлялся в поликлинике, то надо выяснить, что с ним.

В реестр также введена «система светофора» по лекарственному обеспечению. Благодаря программе Минздрава РФ пациентам, пережившим инфаркты, инсульты, препараты выдаются в течение двух лет. Но эта мера не распространяется на федеральных льготников. Как правило, люди получают первую партию лекарств, рассчитанную на месяц, ещё в больнице при выписке. А потом нужно следить, чтобы пациенты у себя дома ими обеспечивались. Если длительное время они остаются без препаратов, то компьютерная программа реестра автоматически ставит больницу в красную зону. И тогда мы выясняем у её руководства, почему так происходит.

— Но часто врач и уж тем более фельдшер сельского ФАПа остаются один на один с пациентом. Они знают, как грамотно действовать, чтобы не пропустить критическое состояние человека?

— Они могут использовать технологии телемедицины. Сняв кардиограмму, участковый терапевт, фельдшер имеет возможность проконсультироваться в нашем Центре управления. Например, если фиксируется отрицательное состояние пациента, то опять же через поддержку Центра управления больного оперативно можно госпитализировать в стационар. Чтобы медики владели правильным алгоритмом действий, новыми знаниями, раз в неделю я провожу для кардиологов из районов видеоселекторное совещание «Кардиочас». Во-первых, на нём даётся общая картина по БСК в области, где каждый район и округ видят себя. Во-вторых, я провожу занятие по определённой теме — проблеме, с которой медики могут столкнуться в своей практике. Вся информация по «Кардиочасу» потом направляется коллегам дополнительно. Планируем в ближайшем будущем запустить региональные кардиологические телемедицинские консультации.

— Новая модель кардиологической службы — новгородская разработка, или она — всё-таки федеральный стандарт?

— К подобной организации работы службы подтолкнули сама жизнь, опыт и наблюдения врачей-кардиологов на местах. И так происходит по всей стране. Ещё в 2019 году идею об открытии Центра управления рисками высказал Евгений Владимирович Шляхто, генеральный директор Национального медицинского исследовательского центра имени Алмазова, главный кардиолог Северо-Западного федерального округа. Новгородская команда знакомилась с опытом Башкирии и ориентировалась на него.

— А помогают ли специалисты Центра Алмазова новгородским кардиологам?

— Кардиологи должны постоянно учиться, овладевать новыми подходами в лечении пациентов. Поэтому ЕКС включает в себя так называемые виртуальные обходы. К ним, благодаря телемедицинским технологиям, присоединяются специалисты Центра Алмазова, врачи из нескольких регионов, а также кардиологи областной больницы. Доступ к виртуальным обходам имеют коллеги из наших межрайонных центров управления сердечно-сосудистыми рисками. Во время телемостов обсуждаются интересные клинические случаи из регионов. На прошлой неделе была рассмотрена сложная нетипичная картина, которая наблюдалась у молодого пациента, поступившего в Новгородскую областную больницу с острым коронарным синдромом. При обследовании выяснилось, что сосуды у него «чистые». А их спазм, высокое давление были спровоцированы опухолью надпочечников. Пациенту была согласована дальнейшая тактика его лечения и наблюдения.

— Уже можно говорить о промежуточных итогах работы ЕКС? И что ещё предстоит сделать?

— Самый важный результат — снижение смертности людей от БСК. За 6 месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом 2021 года в регионе умерло на 295 человек с сердечно-сосудистой патологией меньше. Сохранить жизни удалось за счёт лекарственного обеспечения, оперативного лечения, когда медики успевали провести эндоваскулярные вмешательства в «золотой час».

Что касается планов, в настоящее время отрабатываем со службой «122» алгоритм проактивной работы с пациентами — обзвон пациентов с БСК с целью приглашения и записи их в поликлинику в День здорового сердца, который проводится по вторникам в удобное для них время. Следующим важным моментом станет введение в онлайн-систему кардиореестра показателя контроля оказания помощи и маршрутизации больных, то есть он покажет, был ли пациент у врача. Необходимо также провести интеграцию со службой скорой медицинской помощи, чтобы в компьютерной программе высвечивались не только данные, в какое медицинское учреждение направили больного, но была видна и информация об отказах от госпитализации, и кто в таком случае амбулаторно будет наблюдать за пациентом.

— Какие ещё мероприятия планируются в рамках регионального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями»?

— Одно из важных мероприятий — это поставка ангиографов в Старую Руссу и Боровичи, обучение специалистов работе на них. Этот аппарат предназначен не только для экстренных вмешательств. На нём также проводят в плановом порядке коронарографию. Ведь самое главное для службы — работать именно на опережение.

*   *   *

Андрей НИКИТИН, губернатор Новгородской области:

— Поручаю создать на территории региона единую кардиологическую службу, включая строительство кардиоцентра со стационаром более чем на 150 коек на базе Новгородской областной клинической больницы для обслуживания всех жителей. Планируемый ежегодный объём оказания помощи в кардиоцентре составит более 5 тысяч госпитализаций, а также порядка 5 тысяч операций на сердце и сосудах и более 80 тысяч посещений консультативно-диагностической поликлиники. Общая сумма затрат на строительство в 2023–2025 годах составит 5 миллиардов 200 миллионов рублей. Беру на себя обязательство убедить федеральное руководство в необходимости выделения средств, ведь речь идёт о человеческих жизнях.

Из послания губернатора 21 апреля 2022 года

Теги: Единая кардиологическая служба, Резеда Ломовцева, БКС