Понедельник, 25 ноября 2024

Анна Мельникова

«Матрёшка в матрёшке» доктора Сулиманова

Рушан Сулиманов: «Каждый работник в отделении должен чувствовать свою ценность».

Фото: из архива Рушана СУЛИМАНОВА

В отделении торакальной хирургии Новгородской областной больницы соединяют в единое целое: лечение, образование и науку

Доктор Рушан Абдулхакович СУЛИМАНОВ, заведующий отделением торакальной хирургии и кафедрой госпитальной хирургии Института медицинского образования НовГУ, недавно подсчитал: за 65 лет работы отделения в его стенах было сделано более 27 тыс. операций. На сегодняшний день медики выполняют весь диапазон хирургических вмешательств на органах груди, помимо работы коллег-кардиохирургов.

Следовать традициям 

С 1 июля 1958 года, с официальной даты открытия отделения, интенсивность работы увеличилась в десять раз. То, что раньше делалось за 10 лет, теперь укладывается в один год. По такому показателю, как число анатомических резекций лёгкого, на 100 тыс. человек населения новгородское занимает шестое место среди всех 168 торакальных отделений в стране. Наше входит в десятку, где больше всего выполняется реконструктивно-восстановительных операций на трахее и пищеводе. К слову, они относятся к самым трудоёмким. Такому уровню могут позавидовать клиники Великобритании и США.

А начиналось отделение в 1955 году с одной палаты на 4 койки в отделении общей хирургии. Отсутствовали технические средства, специальные инструменты и самое главное — обученные кадры. Основоположником, пионером торакальной хирургии в нашей области стал Георгий Васильевич Кафтанников — фронтовик, врач, обладавший обаянием, чуткостью, которому были свойственны новаторство и познание истины. С огромным трудом он приобрёл приспособление для интубационного наркоза — аппарат «Красногвардеец». На заводе «Волна» по его чертежам изготовили комиссуротом — инструмент для рассечения спаек между створками клапанов сердца.

В 1957 году была выполнена первая резекция лёгкого. В связи с отсутствием сшивающих аппаратов сосуды и бронхи корня лёгкого прошивались вручную и, надо отметить, весьма филигранно. Уже в следующем году был выполнен шов сердца при ранении.

После Георгия Кафтанникова отделение возглавил Виктор Хельмутович Вайнштейн. К середине 1980-х годов количество операций составляло около 300 в год. Для спасения онкологических больных начали вводиться в практику резекция пищевода, частичная стернотомия, заключающаяся в рассечении грудины для доступа к органам и патологическим образованиям. С 1990 года отделением руководит Рушан Сулиманов — доктор Рушан, как его называют пациенты, ученики и коллеги.

Он одинаково непоколебим и в позиции, что хирургия как наука подчиняется жёсткой логике алгоритмов и математическим расчётам, так и в убеждённости, что медицина в целом — это философия, а человек — творение Бога.

— На работу в отделение я пришёл совсем пацаном в 1983 году. До этого три года трудился под началом Александра Ивановича Гузеева, моего учителя. Встретили хорошо. Меня так распирало от энергии, что захотелось сразу внедрять новые методы и техники. Тем более тогда давались возможности поездить по стране и познакомиться с опытом ведущих хирургов. Сейчас у отделения около 25 запатентованных технологий, которые все вышли из реальной жизни, из желания улучшить операции и их результат, — рассказал заведующий. — Мои студенты, полюбившие хирургию, участвуют в различных форумах и конкурсах как регионального, так и всероссийского уровней. Свои навыки я им показываю во время операций.

Рушан Абдулхакович считает: чтобы работники его отделения — врачи, медсёстры, санитарки, ординаторы, буфетчица — действовали как единое целое, нужно, чтобы каждый из них чувствовал свою ценность. Если руководствоваться одними инструкциями, печальной ситуации не избежать, команда рассыплется. Так же и с пациентами:

— В разговоре с пациентом, его родственниками я предупреждаю, какой бывает процент осложнений, летальности. Максимально подробно объясняю, что может быть. Открытость позволяет избежать необоснованных жалоб, скандалов. А понятие «врачебная ошибка», тем более, когда дело касается оформления медицинских документов, необходимо искоренять. Работа хирурга под страхом наказания приводит к ещё большим ошибкам и, самое главное, оттоку молодых врачей из этой специальности. Сама природа допускает ошибки в виде пороков, дефектов. Ошибки хирурга в медицинской среде серьёзно обсуждаются и разбираются.

Якоря для пациента

Способом безопасного зашивания культи бронха после удаления лёгкого доктора Сулиманова заинтересовались специалисты из Европы и США. За последнее время доктор Рушан получил несколько писем с просьбой выступить у них с лекцией. Не скрывает, ему приятно получать предложения и отзывы от коллег из-за границы.

Он говорит: чтобы что-то создавать, не нужны «силиконовые долины», состояние сытости не рождает мысль, не подталкивает к творчеству. А без них медицина невозможна. И лечение далеко не всегда можно уложить в шаблоны-стандарты:

— Западный подход к здравоохранению унифицирован, отформатирован, когда полностью вышибается душа, а врач предоставляет медицинскую услугу. Ничего себе услуга — удалить человеку пищевод или целое лёгкое! Так не должно быть. В реанимации, чтобы удержать пациента на этом свете, мне приходится быстро отыскивать для него «якорь». Восстановление тогда идёт совершенно иначе. Никогда не забуду, как преображалось лицо человека, когда я ему показывал со смартфона видео его собаки, которая осталась ждать хозяина на даче.

В настоящее время совместно с программистами и с участием студентов-медиков им разрабатывается «искусственный интеллект» по интерпретации данных рентгенограмм органов груди. Для этого используется весь его сорокалетний опыт торакального хирурга, образно выражаясь, его мозг. Компьютерная программа при обнаружении на рентгеновском снимке пациента патологической тени определит её характер и даст направление, что следует делать дальше: идти к фтизиатру, обращаться к терапевту или помочь уже может только хирург. Методика может стать настоящим прорывом в диагностике, поскольку скрининга раннего выявления рака лёгкого ещё не существует в мире.

На финишную прямую выходит проект по усовершенствованию интубационной трубки. Обычное устройство при длительной искусственной вентиляции лёгких часто нарушает кровоток в стенке трахеи, что вызывает патологические процессы, приводящие к хирургической коррекции. Избежать негативных последствий можно при помощи специального датчика, который будет регулировать под каждого конкретного пациента давление в манжетке интубационной трубки.

Рушан Сулиманов — заслуженный врач России. Лучший хирург — победителем всероссийского конкурса стал в 2002 году. А в 2007-м награждён медалью «За заслуги в развитии здравоохранения и медицины». В 2014 году удостоен звания «Профессор года». За многолетний добросовестный труд в системе здравоохранения области, подготовку высококвалифицированных медицинских кадров в 2017 году награждён медалью «За вклад в развитие земли Новгородской». В 2020 году отмечен знаком отличия «За наставничество».

Через любовь и дружбу

Свою систему от лечения к обучению студентов и начинающих врачей, а затем к научному поиску вместе с ними оптимальных решений, которые помогли бы пациентам, доктор Рушан называет матрёшкой в матрёшке. Он гордится, что его кафедра — самая большая и успешная в университете. За 30-летнюю историю она обучила более 4 тысяч студентов. Её бывшие выпускники со всего мира в конце сентября соберутся в ИМО на юбилей. А пока в рамках праздничных мероприятий у здания института недавно появилась Аллея выпускников. Доктор Рушан со своими учениками высаживал туи. Маленькое радостное событие, давшее его участникам массу положительных эмоций. И как врач он советует искать больше приятных моментов:

— Человеческий организм совершенен, в нём заложен механизм самоочищения. Всевышний создал его таким. Кстати, всем известное слово «иммунитет» переводится именно как «очищение». Мы научились чистить зубы, но почему-то не привыкли промывать носоглотку. Увы, не прислушиваются к совету. Всем известно, что подавляющее число вирусных инфекций передается воздушно-капельным путём и, что важно, для их лечения препаратов нет. Поэтому, как бы утром я ни спешил, всегда нахожу время, чтобы провести эту гигиеническую процедуру. В период распространения ковида ни разу не болел. Консультировал, оперировал подобных пациентов, но не заразился! А если организм всё время тратит свои силы на борьбу с внешними раздражителями, то изнутри он рано или поздно подвергнется удару. Поэтому я всем рекомендую избавляться от хронического стресса. Мне это удаётся сделать через любовь, дружбу. С нагрузкой в отделении, на кафедре, при подготовке аспирантов и научных публикаций, делами семьи — а у меня дети, внучка — справляюсь только за счёт доверительного общения с людьми.

Теги: Великий Новгород, НОКБ. торакальная хирургия .Рушан Сулиманов