Понедельник, 23 декабря 2024

Редакция

Творческое начало

Прокуратура хочет не только контролировать, но и созидать

Вопросы взаимодействия органов местного самоуправления и прокуратуры при создании новых законов и нормативных актов разбирались на прошедшем на этой неделе межведомственном совещании.
Последние два года органы прокуратуры все активнее «причесывают» местное законодательство, приводя его в соответствие с федеральным. Если в 2010 году они опротестовали 1360, то только в первые три месяца нынешнего - 575 правовых актов. Больше всех в этом году «отличились» правовой безграмотностью Боровичский, Валдайский, Новгородский, Холмский, Старорусский, Хвойнинский районы.
Как отметил в своем выступлении заместитель прокурора области Константин СОМОВ, принимаемые органами местного самоуправления нормативные правовые акты часто играют на руку коррупционерам. Прокуратура в прошлом году проверила почти 10 тыс. документов и выявила в них 874 коррупциогенных фактора.
В основной своей массе неправильные законотворческие документы пишут сельские депутаты - им остро не хватает юридической грамотности. Но бывают и просто корыстные мотивы. Так, еще лет десять назад во многих администрациях чиновники прописали себе привилегию получать среднюю заработную плату в течение года после того, как с ними расторгался трудовой контракт. Дело доходило до абсурда. Например, чиновник из района получал повышение в областной центр и при увольнении с пре-
дыдущего места работы забирал себе из бюджета годовую заработную плату. Сегодня прокуратура пытается вернуть такие деньги назад, ликвидировать незаконные привилегии. Наиболее долго сопротивлялась администрация Великого Новгорода. Её чиновники готовы были опротестовывать решения прокуратуры вплоть до Верховного Суда, но в результате все равно подчинились общему правилу. Константин Сомов ещё раз напомнил: максимум, на что может рассчитывать увольняемый или увольняющийся чиновник, - четыре месяца пособия, да и то не в каждом случае. Подробно права работника расписаны в Трудовом кодексе.
Одной из причин, по которой законотворцы на местах совершают умышленные и неумышленные ошибки, - слабое взаимодействие с органами прокуратуры. Ведь любой законопроект можно направить на согласование прокурорам, на любое заседание комиссии можно пригласить прокурорского работника и этим подстраховаться. На деле же часто проекты нормативных правовых актов либо не предоставляются в прокуратуру, либо поступают непосредственно перед заседанием представительного органа местного самоуправления.
Прокуроры вовсе не против и сами выступить в роли законотворцев. Они обижаются, что только 96 из 149 муниципальных образований области наделили их правом выступать с законодательной инициативой. В прошлом году областная Дума приняла 249 областных законов. Четыре из них были разработаны прокурорами.

Юрий КРАСАВИН