Понедельник, 23 декабря 2024

Редакция

Деньги идут за потребителем

Регионы Российской Федерации готовятся к реализации 83-го Федерального закона, который должен усовершенствовать правовое положение государственных учреждений.
Закон принят в мае прошлого года, а вступит в силу с июля 2012-го. Несмотря на длительный переходный период, 83-ФЗ и сегодня остается одним из самых обсуждаемых в стране. По замыслу авторов, этот акт предоставит бюджетным учреждениям больше имущественной самостоятельности. Тем не менее множество не всегда грамотных трактовок будоражит людей и власти на местах.   
Как поясняет Галина ИЗОТОВА, депутат Государственной Думы от Новгородской области, фактически 90% изменений касаются того, что на бумаге рядом со словами «бюджетное учреждение» нужно будет ставить «казенное». Счета по-прежнему открываются в казначействе, на все закупки распространяется действие закона № 94, недвижимым имуществом новое бюджетное учреждение не может распоряжаться без согласия собственника.
Разговоры о том, что руководители новых бюджетных учреждений станут полновластными хозяевами, не подконтрольными никому, — не более чем миф. В действительности за просроченную задолженность предусмотрено увольнение руководителя, за убыток — взыскание в размере убытка.
Другое распространенное заблуждение состоит в том, что якобы новые бюджетные учреждения начнут банкротить в целях завладения их имуществом и земельными участками. Минфин растолковал: банкротство нового бюджетного учреждения невозможно. Многих беспокоит и то, что новые бюджетные учреждения будут наращивать платные услуги за счет сокращения объема бесплатных.
— Закон уточняет действующие нормы о том, что платные услуги могут оказываться только сверх госзадания, — говорит Галина Изотова. — А в рамках госзадания — только в том случае, если это установлено федеральным законом, как, например, билеты в театры или музеи. Фактически через полтора года платным станет только то, что выходит за рамки госзадания.
По информации из парламента страны, более половины регионов выражают обеспокоенность предстоящими изменениями и сложностью процессов реализации федерального закона. Треть субъектов РФ считает, что необходимо вводить больше подконтрольных функций.
Однако необходимо своевременное принятие нормативных документов федерального уровня, детально регулирующих реализацию федерального закона, таких, как, например, порядок отнесения движимого имущества, закрепленного за государственными и муниципальными учреждениями, к особо ценному. Или порядок формирования государственного задания и расчета бюджетных субсидий.
Чтобы давать бюджетным учреждениям больше возможностей зарабатывать деньги, закон снимает и многие ограничения по сдаче их имущества в аренду. Согласно статье 6 «бюджетные учреждения вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано». Сейчас эта процедура невероятно усложнена. Например, некоторые муниципалитеты накладывают прямые запреты на любую аренду. Или отбирают эти помещения у бюджетника и сдают сами, что противоречит закону.
Принцип, на котором базируется закон, еще называют «деньги идут за потребителем». Государство не вкачивает средства в содержание полупустых помещений, а дает госзадание на предоставление услуг определенному количеству потребителей.
— Мы  понимаем: для больниц, поликлиник и прочих предприятий медицинской сферы в связи с существующими особенностями финансового обеспечения целесообразно в переходный период сохранить действующий порядок их финансирования из бюджетной сметы, — считает Галина Изотова.
Первоначальные нормативы затрат на оказание услуг будут подсчитаны, исходя из размера бюджетных ассигнований 2010 года.
 
Юлия ГЕНЕРОЗОВА