{thumbimage 150px 1}В первые дни Нового года губернатор Сергей МИТИН дал интервью в телеэфире в необычном для нашего региона формате. Сергей Герасимович отвечал на вопросы сразу трех журналистов: филиала ВГТРК «Славия» Сергея ДАРЕВСКОГО, генерального директора Новгородского областного телевидения Александра МАЛЬКЕВИЧА и главного редактора «Новгородских ведомостей» Геннадия РЯВКИНА. Беседа продолжалась ровно полтора часа, поэтому ее запись мы даем с незначительными сокращениями.
— Прежде всего я бы хотел поздравить новгородцев, всех жителей области с новым 2011 годом, — сказал во вступительном слове губернатор. — Очень рад, что мы встретили его достойно: предыдущий год был для нас достаточно неплохим. Созидательный год, когда экономика области вышла из того кризисного состояния, в котором мы находились с конца 2008 года. Практически по всем экономическим показателям мы имеем прирост. Причем большинство наших показателей по темпам роста превышают общероссийские и показатели наших соседей по Северо-Западному федеральному округу. Мы имеем хорошие темпы по валовому региональному продукту. По промышленности — одна из важнейших составляющих — 110%. Это лучший показатель за последние шесть лет. Мы неплохо сработали в строительном секторе. Несмотря на очень большие сложности по жилищному строительству, связанные со многими аспектами, мы все-таки выполнили план по вводу жилья. 250 тыс. кв. м ввели.
Предварительные данные говорят о том, что мы на первом месте по темпам роста сельхозпроизводства в стране. Такого не было никогда. Впервые в минувшем году мы перешагнули планку в 100 тысяч тонн по производству мяса. Наши сельскохозяйственные труженики произвели его 105 тысяч тонн. Но самое главное, что вслед за этим идут и другие секторы АПК: растениеводство, производство овощей. Думаю, что и в 2011 году у нас будут неплохие показатели в этом важнейшем для нас секторе, потому что треть населения области сегодня живет в сельской местности, и от развития сельского хозяйства зависит уровень занятости и доходов людей.
Мы очень внимательно относимся к такому показателю, как доходная часть бюджета, вообще формирование бюджета. Несмотря на кризисные явления мы и в 2009-м, и в 2010 годах имели рост доходной части бюджета, и это позволяло нам значительно укреплять материально-техническую базу социальных объектов, направлять деньги на решение социальных проблем. Формируя планы 2011 года, мы предусмотрели увеличение финансирования по всем статьям, направленным на социальное развитие, на 10—20%. Мы больше денег даем и на образование, и на здравоохранение, и на социальную политику.
У нас есть резервы, которые позволяют нам увеличить заработную плату в 2011 году наиболее низкооплачиваемым слоям населения — бюджетникам. Это прежде всего молодые врачи, молодые учителя, медсестры, работники детских садов, то есть люди, которые получали смехотворную заработную плату. В этом году мы на 150 миллионов увеличиваем фонд оплаты труда для бюджетных организаций. Я думаю, мы должны уйти от того, когда повышалась зарплата на 2—4%. Примерно пяти тысячам наиболее низкооплачиваемых работников бюджетной сферы мы надеемся увеличить зарплату на сумму в размере 2—3 тысяч рублей.
С.Д. — Сергей Герасимович, новгородцы постепенно приходят в себя после праздников, и традиционно самым отрезвляющим фактором является квитанция по оплате услуг ЖКХ. Цифры в ней кого-то смущают, кого-то — приводят в негодование. Вспомним: в прошлом году неправильные цифры послужили в тех же Боровичах поводом для митингов. В этом году уроки учтены?
— Я вспоминаю прошлый год. На самом деле это были вопиющие факты. Но я помню, как были они преподнесены отдельными СМИ, в том числе и вашим каналом. Когда на всю страну говорили, что в Новгородской области в месяц 10 тысяч рублей платят за электричество, что Боровичи — самый дорогой город в России. Дескать, там поднялись нормативы и тарифы в два раза. Что там было много безобразия — это, безусловно, так. Но цена в 10 тысяч рублей, насколько мне известно, была предъявлена только одной жительнице Боровичей, которая весь год не платила за электричество, и, конечно, ей выставили такой счет. В Боровичах цены подняли так же, как и в других районах, и в этом плане Боровичи были не на первом месте. Однако, к сожалению, ажиотаж привел к неправильному пониманию того, что происходит на самом деле. Я бы очень просил, чтоб у нас не было в этом году таких противоречий. Важно сообщать точную информацию — это задача вас как работников СМИ. Правильно на нее реагировать — задача администрации. А когда начинается передергивание, тогда недоверие получается ко всем: и к органам власти, и к средствам массовой информации.
Да, в прошлом году произошли повышения. С чем они были связаны? С плавным перерасчетом тарифов и нормативов. Это происходит каждый год. Но это было связано и с тем, что совпало сразу несколько факторов. Совпал фактор повышения тарифов, естественный, ежегодный. Но ведь мы вынуждены были увеличить и фактическую оплату, поскольку часть населения области еще до сих пор оплачивает не полную стоимость жилищных услуг. Мы субсидируем эти затраты из областного бюджета. И совпал третий фактор: муниципальные власти еще и сами провели изменение своих нормативов. И вот это, когда вместе сложилось, дало резкий скачок цен в ЖКХ. На что нам пришлось реагировать в ручном режиме. В частности, пришлось разбираться в Боровичах.
Я должен сказать, что там правильно люди возмущались. Потому что в Боровичах ко всему сказанному на жителей возложили расходы, которые должны были пойти на станцию обезжелезивания. Естественно, это вызвало негативную реакцию. Пришлось с этим разбираться. Кого-то поправили, кого-то даже с работы сняли. Думаю, отрегулировали процесс.
Что в этом году у нас? Да, повышение тарифов будет, тут мы никуда не денемся. В стране установлен предельный уровень повышения тарифов — 15%. Мы практически не достигнем такой цифры нигде. Тарифы на горячее водоснабжение и отопление вырастут на 13,6%, на электричество — на 10%.
С.Д. — А куда могут пожаловаться люди, если что-то не понимают, не согласны с чем-то? Может быть, стоит объявить какую-то «прямую линию», где люди просто могут узнать информацию?
— Абсолютно с вами согласен. И в конце прошлого года было выпущено распоряжение, которое обязывает создать на уровне области и муниципальных районов специальные штабы, специальную «горячую линию», чтобы люди точно знали куда, как и когда можно обращаться. Это всё будет опубликовано в первые рабочие дни этого года, и люди смогут этим пользоваться.
А.М. — Сергей Герасимович, продолжаю поднятую тему… Вот вы сказали: «Пришлось работать в ручном режиме». Так решали вопрос с уборкой снега — решили. В Чудове тушили пожар на свалке только после вашего вмешательства. И получается: губернатор выехал и после этого порядок наводят. А если губернатор не приедет?
— Понимаете, когда мы приводим такие случаи, мы забываем, что эти случаи являются единичными. Жизнь настолько многообразна сегодня, что мы забываем о тех положительных моментах, которых тоже очень много у нас. Губернатор не выезжал, например, ни разу в Хвойнинский район. И всё там нормально идет. И во многих других районах тоже. В Батецкий сегодня пришел новый руководитель, и там начали работать. В Маловишерском районе, в Чудовском много положительного есть. Крестецкий и Новгородский районы могу назвать. Там люди работают, и не надо губернатору вмешиваться.
При этом я вам скажу: сегодня желание жителей иметь нормальные условия жизни таково, что по большому счету людям безразлично, что там рассказывают из Москвы или из Новгорода о каком-то валовом продукте, о росте промышленности. Их интересует та школа, в которую ходят их дети, или больница, в которую вынуждены обращаться. Если в школе есть какой-то произвол учителей, если в больнице или поликлинике, куда человек пришел, очередь и принимают через месяц, это его интересует. И это очень хорошо, что сегодня этот человек обращается к нам. Плохо, если местные власти не смогли что-то сделать. Тогда задача наша — вмешаться.
А.М. — Я вот вам тогда бестактный вопрос задам в развитие этого. Вот это слушаешь всё, смотришь. Мы все знаем, и жители области знают, как вы мотаетесь по области, по районам, минимум у вас шестидневка. Зачем вам это надо — вот так надрываться?
— Ну а вы посмотрите, как работает сегодня Президент РФ, как работает председатель правительства, как работают министры, как работают многие мои коллеги. И если мы хотим, чтобы у нас все было хорошо в стране, если хотим, чтобы наша область занимала достойное место на территории РФ, значит, нам надо прежде всего с себя начинать. А вспомним, как раньше мы работали. Раньше разве мы отдыхали по 14 дней подряд? Разве тогда была такая ответственность, как сейчас, когда за огромное нарушение чиновника несколько раз ругают да еще оправдания его какие-то слушают. Взорвалось, утонуло, сгорело что-то — все, значит, ты не можешь работать, значит, не справляешься. И нечего держать, и нечего там рассказывать. Всегда это было и должно быть так. Мы должны понять в конце концов, что никто не придет к нам сегодня ни с запада, ни с востока и не сделает так, чтобы здесь, в Новгороде, было хорошо. Это сделать можем только мы.
Г.Р. — Сергей Герасимович, хотелось бы сменить вектор. В 2010 году удалось реализовать программу по откорму молодняка свиней, про которую говорили многие специалисты на старте, что она неподъемная. И вот уже 10 тысяч взяли на откорм. И в этом году на 15 тысяч выходим. А в конце 2010 года была принята другая амбициозная программа по увеличению производства картофеля. Как вы считаете, не станут ли препятствиями на пути аналогичных проектов старение села, нехватка кадров, нежелание молодежи закрепляться там?
— Вы знаете, когда я пришел в область в 2007 году, в одном из своих выступлений привел пример Белгородской области по развитию сельского хозяйства. Помню, меня тогда критиковали многие, говоря, что губернатор плохо представляет географию. Вон она где, Белгородская область! Там другие условия, там зима мягкая. И никогда Новгородская область не сможет с Белгородской сравниться. Мы, конечно, еще далеки от Белгородской области по уровню развития сельского хозяйства. Но, тем не менее, цифра 100 тысяч тонн сама по себе говорит, что мы встали сегодня в десятку крупнейших производителей мяса птицы на территории России.
Наша задача как руководителей — прежде всего поставить задачу людям и сказать, что мы хотим и что от этого будет иметь каждый. 10 тысяч животных, которых взяли на откорм в 2010 году, дали возможность заработать 20 млн. рублей. Мне многие люди говорили: «Мы никогда на селе таких денег не имели». Никогда не имели таких денег, которые эта система сейчас дает возможность заработать. Отсюда и ответ на ваш вопрос.
Сюда же относится и программа по развитию картофелеводства. Я говорил и с руководством Санкт-Петербурга, и с руководством Москвы. Нашу картошку готовы забирать. Это очень важный сегодня продукт питания, а этот год показал, что и чрезвычайно дефицитный. Рентабельность — до 45%. Нет нигде сегодня в экономике такого уровня рентабельности. Нефть качать, и то ты такой рентабельности не заработаешь. Если мы на откорме животных дали людям заработать 20 млн. рублей, то 500 тыс. тонн картофеля дадут уже несколько миллиардов. И если мы еще добавим социальные условия, а это прежде всего газ, дороги, строительство жилья на селе, я думаю, что люди туда пойдут. Задача большая, амбициозная, безусловно. Я, может быть, впервые сегодня говорю об этом так открыто, но уверен, что другого пути нет сегодня, если мы по-настоящему хотим развить село.
Г.Р. — Наша материально-техническая база совершенствуется, обновляется гораздо быстрее, чем производственные отношения. Мне так кажется. Нет такой проблемы, что условия для работы улучшаются, а вот отношение к работе — не очень-то?
— Переводя на научный язык, вы хотите спросить, соответствует ли уровень развития производственных сил уровню производственных отношений у нас в области, как и в целом в стране? Наверное, в том и ответ, что приходится в ручном режиме где-то работать, приходится кого-то поправлять. Наверное, ответ в моей гневной тираде, что надо начинать работать как следует. К сожалению, очень часто у нас есть масса проблем, потому что люди не готовы работать так, как требуется сегодня. Но это тоже наша задача, которую надо решать. Нам надо воспитывать молодое поколение, примеры приводить. У нас же получается, что включишь телевизор, а там только одно показывают: где что сгорело, где что упало, разбилось, как милиционеры бандитов гоняют или бандиты милиционеров. К сожалению, сейчас очень мало показывают людей, которые занимаются откормом этих самых поросят, тех, кто работает на птицефабриках, заводах. Раньше это все было, сейчас это всё забыто, и труд обыкновенного простого человека стал сегодня непопулярен. Забыли мы о тех сталеварах, о тех комбайнерах, которые и составляют основу жизни любого государства.
А.М. — Сергей Герасимович, я хотел подхватить тему, которую Геннадий Евгеньевич поднял, — производство и отношение к нему людей. Когда население говорит о бюджете, в основном ждут расходов социальной направленности, зачастую забывая о том, что берутся доходы от производства, от запуска предприятий. У нас в области существует немало инвестиционных проектов. Но вот такой интересный парадокс получается. Вроде бы жители готовы зарабатывать, получать какие-то хорошие деньги, но чтобы завод появился в их районе — нет, давайте где-нибудь у соседей…
С.Д. — Александр Александрович дипломатично подводит к проекту века — Пестовскому ЦБК, видимо.
А.М. — Нет. А Чудовский район с настоящим промышленным кластером. А Новгородский район. А сколько довелось услышать в свое время в Крестецком районе по поводу уже успешно работающих предприятий. А они работают, и зарплату платят, и налоги идут в бюджет.
Г.Р. — В Новгороде также в штыки встречали металлургический завод.
— Это очень сложный вопрос, и его надо внимательно исследовать. И, наверное, есть смысл рассказывать жителям о том, что происходит. Во-первых, не надо забывать, что сегодня мы являемся частью мировой экономики. Если раньше Российская Федерация, входящая в Советский Союз, была закрыта железным занавесом, то сегодня мы открыты. И вот, допустим, тот же целлюлозный комбинат, о котором мы начали говорить. Ведь сегодня существует определенное количество производителей целлюлозы как в мире, так и в нашей стране. И я вам могу сказать: это богатые люди, с мощным ресурсом, которые никоим образом не заинтересованы в создании у нас целлюлозного комбината. Это конкурент. Это совершенно четко. Если мы будем, например, миллион тонн целлюлозы выпускать, значит, где-то миллион тонн целлюлозы надо закрыть. А сегодня в основном целлюлозные заводы — это Скандинавия, Германия. Они, естественно, будут противодействовать. То же самое и с конкурентами на территории РФ, которые существуют. Откуда эти совершенно фантастические идеи о том, что мы Волгу собираемся загрязнять?! Да потому что сегодня у владельцев целлюлозных комбинатов всё очень хорошо. Кроме одного, что вдруг придет такой губернатор, как Митин, и построит целлюлозный комбинат, который окажет конкуренцию их производству.
Ну и, конечно, еще один существенный фактор — это представление, что целлюлозный комбинат принесет непоправимый вред. Эти представления, конечно, сегодня в обществе превалируют. Я могу совершенно точно сказать: ни одна из компаний, учитывая их международный имидж и престиж, не пойдет сегодня на строительство такого комбината при наличии каких-либо экологических нарушений. Это первое. И второе. 30 ноября президент Медведев в своем послании совершенно четко сказал и еще раз подтвердил: каждый субъект РФ должен иметь экологический паспорт, и каждый год мы теперь будем отчитываться по экологическому состоянию своей территории. Это снимает какие-либо вопросы о нарушениях экологического характера. Я первый как высшее должностное лицо региона закрою любой проект, если у меня появится официальное сообщение, что этот проект наносит ущерб экологии Новгородской области. Вот это я хочу всем сказать. Чтобы жители знали мою позицию.
Г.Р. — А вот, кстати, вспомнил про Деревяницкий микрорайон. Строительство. Сейчас прошла информация о том, что СУ-155 — якобы банкрот. И в редакцию пошли звонки с вопросами о том, что там произошло, будут ли что-нибудь строить. Есть какая-нибудь перспектива в Деревяницах?
— Этот проект харизматический для нас. Суть проекта в Деревяницах заключалась в том, что 200 гектаров земель рядом с центром города, с неплохими коммуникационными возможностями на условиях аренды на пять лет отдали СУ-155, крупнейшему на тот период строительному предприятию. С огромной помпой они взялись за реализацию проекта. Но при этом мы заключили договор, что за каждый год аренды, чтобы они быстрее строили, они нам должны платить достаточно неплохие денежки. И они начали их платить и готовить строительство. Заказали проект начальных строительных работ, организовали здесь свое подразделение. Но в это время разразился кризис. СУ-155 сначала затормозило этот проект, но деньги нам продолжало выплачивать по закону. В итоге мы получили около 600 млн. рублей. Большие деньги, которые нигде не были предусмотрены.
В конечном итоге мы увидели: СУ-155 строить не может. Поэтому через арбитражный суд мы расторгли этот договор. Теперь мы эту землю опять выставляем на торги. Но уже не единым лотом, а будем разбивать ее и давать нашим строительным организациям, которые в соответствии с генеральным планом застройки Великого Новгорода будут проводить там строительство. Я считаю, что здесь и областные и городские власти блестяще сработали, мы остались не в накладе. Этот пример показал в то же время определенную зубастость Новгородской области даже такому крупному игроку на строительном рынке, как СУ-155. Не пройдет, хватит, мы не африканская республика какая-то. Пришел, продекларировал, изволь строить. Не получается — заплати денежки. Что и произошло.
С.Д. — Сергей Герасимович, а можно определить основные проекты Новгородской области 2011 года. Причем не обязательно в сфере сельского хозяйства. Может, политические...
— Нас очень интересует строительство, прежде всего строительство жилья. К сожалению, демография в области не самая лучшая, несмотря на те меры в здравоохранении, которые мы предпринимаем. У нас значительно снизилась смертность благодаря сокращению онкологических заболеваний, увеличилась рождаемость. Но за последние 10 лет население области сократилось примерно на 80 тысяч человек. Сокращение идет в связи с возрастным составом жителей. Как это можно преодолеть? Только приглашением новых людей, поднятием престижа жизни здесь. Это связано с жилищным строительством.
Мы неплохо сработали по жилищному строительству и в 2008-м, и в 2009-м, и в 2010 годах. Цифры я называл — за все эти годы около 250 тыс. кв. м жилья. Это неплохо. Но этого мало для того, чтобы обеспечить всех нуждающихся жильем и дать возможность приехать людям из других регионов РФ. Мы внимательно посмотрели, в чем здесь дело. Был ряд вопросов по выделению земли под жилищное строительство, по обеспечению коммуникациями этих земель, по проектированию. Но все-таки основную проблему я вижу в недостаточно мощно развитой базе строительной индустрии, во-первых. И, во-вторых, в нехватке строительных организаций. В основном они все сосредоточены в Новгороде. В районах практически нет мощных строительных организаций, которые бы могли там начать строить жилье такого же уровня, как и в Новгороде. Думаю, что основная задача 2011 года — развитие строительной индустрии. Она важна еще и тем, что является неким локомотивом. Начнем строить — потребуются кирпич, бетон, цемент, краски, деревообработка. Затем — человек, купивший квартиру. Ему уже, откровенно говоря, некогда будет пьянствовать, ему надо дальше работать, чтобы жилье свое обустроить, чтобы мебель там хорошую поставить. Это тоже наша кафедра, как говорится. Поэтому строительство у нас сегодня будет номером один.
У нас очень хороший контакт с группой компаний «Энергия». Они должны построить домостроительный комбинат мощностью 200 тыс. кв. м. Это практически половина жилья, которое мы будем вводить. И есть еще несколько других вариантов, которые принуждают меня в ближайшее время утвердить мощный план развития строительной индустрии на территории области и придать этому направлению одно из главенствующих в деятельности администрации Новгородской области.
У нас есть серьезные проекты по развитию лесопереработки. Последний мой визит в Германию привел к тому, что мы все-таки договорились. «Флайдерер» будет развивать свое суперсовременное производство плит МДФ. Сегодня это единственный в России такой крупный проект. И самое главное, что он будет принимать дерево лиственных пород, которого у нас очень много. Понятно, что все мы не реализуем ни в этом году, ни, наверное, даже в следующем. Тем не менее в 2011 году мы планируем на 10% увеличить объем инвестиций.
С. Д. — А главный политический проект года? Выборная кампания. Вы думаете, как она пройдет?
— Давайте посмотрим анализ той избирательной кампании, которую мы проводили в 2010 году, когда много глав муниципальных районов избирали. Могу сказать, что практически везде, где пришли новые люди или где люди выбрали руководителя старого, который уже работал на этом месте и заслужил доверие, как правило, наблюдается определенный положительный сдвиг. Я приводил пример Хвойнинского района. Иван Александрович Виноградов, наш заслуженный товарищ, уже много лет руководит районом. Ниже 5—6 места по рейтингам район никогда не опускается. Как правило, это первое, второе, третье места. Берем сельское хозяйство, темпы роста промышленного производства, строительство — везде Хвойнинский район впереди.
Там, где пришли новые руководители, мы ждем определенного обновления, новых идей, новых проектов. И в этом суть. Новый человек всегда настроен позитивно.
Я жду многого также от выборов в областную Думу. Сегодня у нас с ней неплохие отношения. Это показал прием бюджета на 2011 год, когда мы очень тесно работали со всеми фракциями, со всеми депутатами. Не было какого-то противостояния, а было именно продвижение вперед. Ведь каждый депутат областного законодательного собрания должен быть носителем интересов определенной части. Он должен быть для нас, для администрации, неким эталоном по знанию того, что нужно делать, чтобы эта территория, эта социальная группа жила лучше. Поэтому и сам процесс выборов, и формирование новой Думы я рассматриваю как некий инструмент, используемый для того, чтобы наше общество несколько продвинулось вперед. Не выборы ради выборов. Мы очень критически отнесемся к тому человеку, который хочет прорваться в областную Думу для удовлетворения своих личных амбиций. Он — представитель народа и должен попасть в Думу для того, чтобы защитить определенную категорию людей и сделать так, чтобы их надежды, их требования, их нужды хоть немного оправдались. Вот основная задача. Вот это, я понимаю, депутат.
А.М. — Сергей Герасимович, я так понимаю, что Сергей Иванович хотел, чтобы мы все вместе предупредили жителей, что помимо нашего желания, их неизбежно ждет всплеск вот этой грязи, этой чернухи. Потому что недобросовестные, некомпетентные, вороватые политики все равно на выборы пойдут. Как нам с этим бороться?
— Ну, насчет грязи это вы в своем цеху журналистов и работников СМИ рассматривайте, потому что администрация от этого будет стоять в стороне. Я прежде всего буду стоять на стороне закона. Есть законы о выборах, есть масса других законов, защищающих права граждан и территорий. И я буду очень жестко на базе этих законов стоять. И те нарушения закона, которые возможны в выборной кампании, сразу хочу предупредить, караться будут нами беспощадно, невзирая ни на какие партийные принадлежности. И я первый, кто будет этим очень серьезно заниматься.
Г.Р. — Сергей Герасимович, пресса говорит о шестидесяти миллионах рублей, которые будут направлены на строительство жилья из областного бюджета. Это будет социальное жилье, муниципальное?
— Знаете, честно вам скажу, мы должны еще внимательно это рассмотреть. Пока мы провели первый этап: объявили и заложили эти средства в областной бюджет. Да, у нас эти 60 миллионов есть. Дальше мы второй постулат заложили: это жилье прежде всего предназначено для бюджетников, для рабочих низкооплачиваемых профессий. А как дальше будет — нам еще предстоит поработать. Кому, как мы будем давать это жилье, дальнейшая его судьба? То ли человек рано или поздно станет собственником этой квартиры, то ли до тех пор, пока работает только на этом месте. Вот это мы должны будем с юристами, с депутатами проработать. Я пока не буду торопиться, есть много мнений. Самое главное, что мы первый шаг сделали. Решили, что такое жилье нам необходимо. Ваш вопрос понятен. Думаю, что на него мы в течение ближайшего месяца дадим ответ.
А.М. — Сергей Герасимович, хочется поблагодарить вас за этот обстоятельный разговор и пожелать, чтобы такие встречи губернатора с руководителями СМИ стали регулярными...
— Год закончился, и закончился достаточно успешно. Этим можно гордиться, это можно приводить как некую базисную основу для развития тех направлений, которые просто необходимы для нормального жизнесостояния каждого жителя области. Вам спасибо, думаю, что мы еще не раз встретимся. Я бы со своей стороны хотел сказать, что я готов к диалогу. К диалогу готовы мои коллеги — главы районов, руководители комитетов и заместители губернатора.
Предварительные данные говорят о том, что мы на первом месте по темпам роста сельхозпроизводства в стране. Такого не было никогда. Впервые в минувшем году мы перешагнули планку в 100 тысяч тонн по производству мяса. Наши сельскохозяйственные труженики произвели его 105 тысяч тонн. Но самое главное, что вслед за этим идут и другие секторы АПК: растениеводство, производство овощей. Думаю, что и в 2011 году у нас будут неплохие показатели в этом важнейшем для нас секторе, потому что треть населения области сегодня живет в сельской местности, и от развития сельского хозяйства зависит уровень занятости и доходов людей.
Мы очень внимательно относимся к такому показателю, как доходная часть бюджета, вообще формирование бюджета. Несмотря на кризисные явления мы и в 2009-м, и в 2010 годах имели рост доходной части бюджета, и это позволяло нам значительно укреплять материально-техническую базу социальных объектов, направлять деньги на решение социальных проблем. Формируя планы 2011 года, мы предусмотрели увеличение финансирования по всем статьям, направленным на социальное развитие, на 10—20%. Мы больше денег даем и на образование, и на здравоохранение, и на социальную политику.
У нас есть резервы, которые позволяют нам увеличить заработную плату в 2011 году наиболее низкооплачиваемым слоям населения — бюджетникам. Это прежде всего молодые врачи, молодые учителя, медсестры, работники детских садов, то есть люди, которые получали смехотворную заработную плату. В этом году мы на 150 миллионов увеличиваем фонд оплаты труда для бюджетных организаций. Я думаю, мы должны уйти от того, когда повышалась зарплата на 2—4%. Примерно пяти тысячам наиболее низкооплачиваемых работников бюджетной сферы мы надеемся увеличить зарплату на сумму в размере 2—3 тысяч рублей.
С.Д. — Сергей Герасимович, новгородцы постепенно приходят в себя после праздников, и традиционно самым отрезвляющим фактором является квитанция по оплате услуг ЖКХ. Цифры в ней кого-то смущают, кого-то — приводят в негодование. Вспомним: в прошлом году неправильные цифры послужили в тех же Боровичах поводом для митингов. В этом году уроки учтены?
— Я вспоминаю прошлый год. На самом деле это были вопиющие факты. Но я помню, как были они преподнесены отдельными СМИ, в том числе и вашим каналом. Когда на всю страну говорили, что в Новгородской области в месяц 10 тысяч рублей платят за электричество, что Боровичи — самый дорогой город в России. Дескать, там поднялись нормативы и тарифы в два раза. Что там было много безобразия — это, безусловно, так. Но цена в 10 тысяч рублей, насколько мне известно, была предъявлена только одной жительнице Боровичей, которая весь год не платила за электричество, и, конечно, ей выставили такой счет. В Боровичах цены подняли так же, как и в других районах, и в этом плане Боровичи были не на первом месте. Однако, к сожалению, ажиотаж привел к неправильному пониманию того, что происходит на самом деле. Я бы очень просил, чтоб у нас не было в этом году таких противоречий. Важно сообщать точную информацию — это задача вас как работников СМИ. Правильно на нее реагировать — задача администрации. А когда начинается передергивание, тогда недоверие получается ко всем: и к органам власти, и к средствам массовой информации.
Да, в прошлом году произошли повышения. С чем они были связаны? С плавным перерасчетом тарифов и нормативов. Это происходит каждый год. Но это было связано и с тем, что совпало сразу несколько факторов. Совпал фактор повышения тарифов, естественный, ежегодный. Но ведь мы вынуждены были увеличить и фактическую оплату, поскольку часть населения области еще до сих пор оплачивает не полную стоимость жилищных услуг. Мы субсидируем эти затраты из областного бюджета. И совпал третий фактор: муниципальные власти еще и сами провели изменение своих нормативов. И вот это, когда вместе сложилось, дало резкий скачок цен в ЖКХ. На что нам пришлось реагировать в ручном режиме. В частности, пришлось разбираться в Боровичах.
Я должен сказать, что там правильно люди возмущались. Потому что в Боровичах ко всему сказанному на жителей возложили расходы, которые должны были пойти на станцию обезжелезивания. Естественно, это вызвало негативную реакцию. Пришлось с этим разбираться. Кого-то поправили, кого-то даже с работы сняли. Думаю, отрегулировали процесс.
Что в этом году у нас? Да, повышение тарифов будет, тут мы никуда не денемся. В стране установлен предельный уровень повышения тарифов — 15%. Мы практически не достигнем такой цифры нигде. Тарифы на горячее водоснабжение и отопление вырастут на 13,6%, на электричество — на 10%.
С.Д. — А куда могут пожаловаться люди, если что-то не понимают, не согласны с чем-то? Может быть, стоит объявить какую-то «прямую линию», где люди просто могут узнать информацию?
— Абсолютно с вами согласен. И в конце прошлого года было выпущено распоряжение, которое обязывает создать на уровне области и муниципальных районов специальные штабы, специальную «горячую линию», чтобы люди точно знали куда, как и когда можно обращаться. Это всё будет опубликовано в первые рабочие дни этого года, и люди смогут этим пользоваться.
А.М. — Сергей Герасимович, продолжаю поднятую тему… Вот вы сказали: «Пришлось работать в ручном режиме». Так решали вопрос с уборкой снега — решили. В Чудове тушили пожар на свалке только после вашего вмешательства. И получается: губернатор выехал и после этого порядок наводят. А если губернатор не приедет?
— Понимаете, когда мы приводим такие случаи, мы забываем, что эти случаи являются единичными. Жизнь настолько многообразна сегодня, что мы забываем о тех положительных моментах, которых тоже очень много у нас. Губернатор не выезжал, например, ни разу в Хвойнинский район. И всё там нормально идет. И во многих других районах тоже. В Батецкий сегодня пришел новый руководитель, и там начали работать. В Маловишерском районе, в Чудовском много положительного есть. Крестецкий и Новгородский районы могу назвать. Там люди работают, и не надо губернатору вмешиваться.
При этом я вам скажу: сегодня желание жителей иметь нормальные условия жизни таково, что по большому счету людям безразлично, что там рассказывают из Москвы или из Новгорода о каком-то валовом продукте, о росте промышленности. Их интересует та школа, в которую ходят их дети, или больница, в которую вынуждены обращаться. Если в школе есть какой-то произвол учителей, если в больнице или поликлинике, куда человек пришел, очередь и принимают через месяц, это его интересует. И это очень хорошо, что сегодня этот человек обращается к нам. Плохо, если местные власти не смогли что-то сделать. Тогда задача наша — вмешаться.
А.М. — Я вот вам тогда бестактный вопрос задам в развитие этого. Вот это слушаешь всё, смотришь. Мы все знаем, и жители области знают, как вы мотаетесь по области, по районам, минимум у вас шестидневка. Зачем вам это надо — вот так надрываться?
— Ну а вы посмотрите, как работает сегодня Президент РФ, как работает председатель правительства, как работают министры, как работают многие мои коллеги. И если мы хотим, чтобы у нас все было хорошо в стране, если хотим, чтобы наша область занимала достойное место на территории РФ, значит, нам надо прежде всего с себя начинать. А вспомним, как раньше мы работали. Раньше разве мы отдыхали по 14 дней подряд? Разве тогда была такая ответственность, как сейчас, когда за огромное нарушение чиновника несколько раз ругают да еще оправдания его какие-то слушают. Взорвалось, утонуло, сгорело что-то — все, значит, ты не можешь работать, значит, не справляешься. И нечего держать, и нечего там рассказывать. Всегда это было и должно быть так. Мы должны понять в конце концов, что никто не придет к нам сегодня ни с запада, ни с востока и не сделает так, чтобы здесь, в Новгороде, было хорошо. Это сделать можем только мы.
Г.Р. — Сергей Герасимович, хотелось бы сменить вектор. В 2010 году удалось реализовать программу по откорму молодняка свиней, про которую говорили многие специалисты на старте, что она неподъемная. И вот уже 10 тысяч взяли на откорм. И в этом году на 15 тысяч выходим. А в конце 2010 года была принята другая амбициозная программа по увеличению производства картофеля. Как вы считаете, не станут ли препятствиями на пути аналогичных проектов старение села, нехватка кадров, нежелание молодежи закрепляться там?
— Вы знаете, когда я пришел в область в 2007 году, в одном из своих выступлений привел пример Белгородской области по развитию сельского хозяйства. Помню, меня тогда критиковали многие, говоря, что губернатор плохо представляет географию. Вон она где, Белгородская область! Там другие условия, там зима мягкая. И никогда Новгородская область не сможет с Белгородской сравниться. Мы, конечно, еще далеки от Белгородской области по уровню развития сельского хозяйства. Но, тем не менее, цифра 100 тысяч тонн сама по себе говорит, что мы встали сегодня в десятку крупнейших производителей мяса птицы на территории России.
Наша задача как руководителей — прежде всего поставить задачу людям и сказать, что мы хотим и что от этого будет иметь каждый. 10 тысяч животных, которых взяли на откорм в 2010 году, дали возможность заработать 20 млн. рублей. Мне многие люди говорили: «Мы никогда на селе таких денег не имели». Никогда не имели таких денег, которые эта система сейчас дает возможность заработать. Отсюда и ответ на ваш вопрос.
Сюда же относится и программа по развитию картофелеводства. Я говорил и с руководством Санкт-Петербурга, и с руководством Москвы. Нашу картошку готовы забирать. Это очень важный сегодня продукт питания, а этот год показал, что и чрезвычайно дефицитный. Рентабельность — до 45%. Нет нигде сегодня в экономике такого уровня рентабельности. Нефть качать, и то ты такой рентабельности не заработаешь. Если мы на откорме животных дали людям заработать 20 млн. рублей, то 500 тыс. тонн картофеля дадут уже несколько миллиардов. И если мы еще добавим социальные условия, а это прежде всего газ, дороги, строительство жилья на селе, я думаю, что люди туда пойдут. Задача большая, амбициозная, безусловно. Я, может быть, впервые сегодня говорю об этом так открыто, но уверен, что другого пути нет сегодня, если мы по-настоящему хотим развить село.
Г.Р. — Наша материально-техническая база совершенствуется, обновляется гораздо быстрее, чем производственные отношения. Мне так кажется. Нет такой проблемы, что условия для работы улучшаются, а вот отношение к работе — не очень-то?
— Переводя на научный язык, вы хотите спросить, соответствует ли уровень развития производственных сил уровню производственных отношений у нас в области, как и в целом в стране? Наверное, в том и ответ, что приходится в ручном режиме где-то работать, приходится кого-то поправлять. Наверное, ответ в моей гневной тираде, что надо начинать работать как следует. К сожалению, очень часто у нас есть масса проблем, потому что люди не готовы работать так, как требуется сегодня. Но это тоже наша задача, которую надо решать. Нам надо воспитывать молодое поколение, примеры приводить. У нас же получается, что включишь телевизор, а там только одно показывают: где что сгорело, где что упало, разбилось, как милиционеры бандитов гоняют или бандиты милиционеров. К сожалению, сейчас очень мало показывают людей, которые занимаются откормом этих самых поросят, тех, кто работает на птицефабриках, заводах. Раньше это все было, сейчас это всё забыто, и труд обыкновенного простого человека стал сегодня непопулярен. Забыли мы о тех сталеварах, о тех комбайнерах, которые и составляют основу жизни любого государства.
А.М. — Сергей Герасимович, я хотел подхватить тему, которую Геннадий Евгеньевич поднял, — производство и отношение к нему людей. Когда население говорит о бюджете, в основном ждут расходов социальной направленности, зачастую забывая о том, что берутся доходы от производства, от запуска предприятий. У нас в области существует немало инвестиционных проектов. Но вот такой интересный парадокс получается. Вроде бы жители готовы зарабатывать, получать какие-то хорошие деньги, но чтобы завод появился в их районе — нет, давайте где-нибудь у соседей…
С.Д. — Александр Александрович дипломатично подводит к проекту века — Пестовскому ЦБК, видимо.
А.М. — Нет. А Чудовский район с настоящим промышленным кластером. А Новгородский район. А сколько довелось услышать в свое время в Крестецком районе по поводу уже успешно работающих предприятий. А они работают, и зарплату платят, и налоги идут в бюджет.
Г.Р. — В Новгороде также в штыки встречали металлургический завод.
— Это очень сложный вопрос, и его надо внимательно исследовать. И, наверное, есть смысл рассказывать жителям о том, что происходит. Во-первых, не надо забывать, что сегодня мы являемся частью мировой экономики. Если раньше Российская Федерация, входящая в Советский Союз, была закрыта железным занавесом, то сегодня мы открыты. И вот, допустим, тот же целлюлозный комбинат, о котором мы начали говорить. Ведь сегодня существует определенное количество производителей целлюлозы как в мире, так и в нашей стране. И я вам могу сказать: это богатые люди, с мощным ресурсом, которые никоим образом не заинтересованы в создании у нас целлюлозного комбината. Это конкурент. Это совершенно четко. Если мы будем, например, миллион тонн целлюлозы выпускать, значит, где-то миллион тонн целлюлозы надо закрыть. А сегодня в основном целлюлозные заводы — это Скандинавия, Германия. Они, естественно, будут противодействовать. То же самое и с конкурентами на территории РФ, которые существуют. Откуда эти совершенно фантастические идеи о том, что мы Волгу собираемся загрязнять?! Да потому что сегодня у владельцев целлюлозных комбинатов всё очень хорошо. Кроме одного, что вдруг придет такой губернатор, как Митин, и построит целлюлозный комбинат, который окажет конкуренцию их производству.
Ну и, конечно, еще один существенный фактор — это представление, что целлюлозный комбинат принесет непоправимый вред. Эти представления, конечно, сегодня в обществе превалируют. Я могу совершенно точно сказать: ни одна из компаний, учитывая их международный имидж и престиж, не пойдет сегодня на строительство такого комбината при наличии каких-либо экологических нарушений. Это первое. И второе. 30 ноября президент Медведев в своем послании совершенно четко сказал и еще раз подтвердил: каждый субъект РФ должен иметь экологический паспорт, и каждый год мы теперь будем отчитываться по экологическому состоянию своей территории. Это снимает какие-либо вопросы о нарушениях экологического характера. Я первый как высшее должностное лицо региона закрою любой проект, если у меня появится официальное сообщение, что этот проект наносит ущерб экологии Новгородской области. Вот это я хочу всем сказать. Чтобы жители знали мою позицию.
Г.Р. — А вот, кстати, вспомнил про Деревяницкий микрорайон. Строительство. Сейчас прошла информация о том, что СУ-155 — якобы банкрот. И в редакцию пошли звонки с вопросами о том, что там произошло, будут ли что-нибудь строить. Есть какая-нибудь перспектива в Деревяницах?
— Этот проект харизматический для нас. Суть проекта в Деревяницах заключалась в том, что 200 гектаров земель рядом с центром города, с неплохими коммуникационными возможностями на условиях аренды на пять лет отдали СУ-155, крупнейшему на тот период строительному предприятию. С огромной помпой они взялись за реализацию проекта. Но при этом мы заключили договор, что за каждый год аренды, чтобы они быстрее строили, они нам должны платить достаточно неплохие денежки. И они начали их платить и готовить строительство. Заказали проект начальных строительных работ, организовали здесь свое подразделение. Но в это время разразился кризис. СУ-155 сначала затормозило этот проект, но деньги нам продолжало выплачивать по закону. В итоге мы получили около 600 млн. рублей. Большие деньги, которые нигде не были предусмотрены.
В конечном итоге мы увидели: СУ-155 строить не может. Поэтому через арбитражный суд мы расторгли этот договор. Теперь мы эту землю опять выставляем на торги. Но уже не единым лотом, а будем разбивать ее и давать нашим строительным организациям, которые в соответствии с генеральным планом застройки Великого Новгорода будут проводить там строительство. Я считаю, что здесь и областные и городские власти блестяще сработали, мы остались не в накладе. Этот пример показал в то же время определенную зубастость Новгородской области даже такому крупному игроку на строительном рынке, как СУ-155. Не пройдет, хватит, мы не африканская республика какая-то. Пришел, продекларировал, изволь строить. Не получается — заплати денежки. Что и произошло.
С.Д. — Сергей Герасимович, а можно определить основные проекты Новгородской области 2011 года. Причем не обязательно в сфере сельского хозяйства. Может, политические...
— Нас очень интересует строительство, прежде всего строительство жилья. К сожалению, демография в области не самая лучшая, несмотря на те меры в здравоохранении, которые мы предпринимаем. У нас значительно снизилась смертность благодаря сокращению онкологических заболеваний, увеличилась рождаемость. Но за последние 10 лет население области сократилось примерно на 80 тысяч человек. Сокращение идет в связи с возрастным составом жителей. Как это можно преодолеть? Только приглашением новых людей, поднятием престижа жизни здесь. Это связано с жилищным строительством.
Мы неплохо сработали по жилищному строительству и в 2008-м, и в 2009-м, и в 2010 годах. Цифры я называл — за все эти годы около 250 тыс. кв. м жилья. Это неплохо. Но этого мало для того, чтобы обеспечить всех нуждающихся жильем и дать возможность приехать людям из других регионов РФ. Мы внимательно посмотрели, в чем здесь дело. Был ряд вопросов по выделению земли под жилищное строительство, по обеспечению коммуникациями этих земель, по проектированию. Но все-таки основную проблему я вижу в недостаточно мощно развитой базе строительной индустрии, во-первых. И, во-вторых, в нехватке строительных организаций. В основном они все сосредоточены в Новгороде. В районах практически нет мощных строительных организаций, которые бы могли там начать строить жилье такого же уровня, как и в Новгороде. Думаю, что основная задача 2011 года — развитие строительной индустрии. Она важна еще и тем, что является неким локомотивом. Начнем строить — потребуются кирпич, бетон, цемент, краски, деревообработка. Затем — человек, купивший квартиру. Ему уже, откровенно говоря, некогда будет пьянствовать, ему надо дальше работать, чтобы жилье свое обустроить, чтобы мебель там хорошую поставить. Это тоже наша кафедра, как говорится. Поэтому строительство у нас сегодня будет номером один.
У нас очень хороший контакт с группой компаний «Энергия». Они должны построить домостроительный комбинат мощностью 200 тыс. кв. м. Это практически половина жилья, которое мы будем вводить. И есть еще несколько других вариантов, которые принуждают меня в ближайшее время утвердить мощный план развития строительной индустрии на территории области и придать этому направлению одно из главенствующих в деятельности администрации Новгородской области.
У нас есть серьезные проекты по развитию лесопереработки. Последний мой визит в Германию привел к тому, что мы все-таки договорились. «Флайдерер» будет развивать свое суперсовременное производство плит МДФ. Сегодня это единственный в России такой крупный проект. И самое главное, что он будет принимать дерево лиственных пород, которого у нас очень много. Понятно, что все мы не реализуем ни в этом году, ни, наверное, даже в следующем. Тем не менее в 2011 году мы планируем на 10% увеличить объем инвестиций.
С. Д. — А главный политический проект года? Выборная кампания. Вы думаете, как она пройдет?
— Давайте посмотрим анализ той избирательной кампании, которую мы проводили в 2010 году, когда много глав муниципальных районов избирали. Могу сказать, что практически везде, где пришли новые люди или где люди выбрали руководителя старого, который уже работал на этом месте и заслужил доверие, как правило, наблюдается определенный положительный сдвиг. Я приводил пример Хвойнинского района. Иван Александрович Виноградов, наш заслуженный товарищ, уже много лет руководит районом. Ниже 5—6 места по рейтингам район никогда не опускается. Как правило, это первое, второе, третье места. Берем сельское хозяйство, темпы роста промышленного производства, строительство — везде Хвойнинский район впереди.
Там, где пришли новые руководители, мы ждем определенного обновления, новых идей, новых проектов. И в этом суть. Новый человек всегда настроен позитивно.
Я жду многого также от выборов в областную Думу. Сегодня у нас с ней неплохие отношения. Это показал прием бюджета на 2011 год, когда мы очень тесно работали со всеми фракциями, со всеми депутатами. Не было какого-то противостояния, а было именно продвижение вперед. Ведь каждый депутат областного законодательного собрания должен быть носителем интересов определенной части. Он должен быть для нас, для администрации, неким эталоном по знанию того, что нужно делать, чтобы эта территория, эта социальная группа жила лучше. Поэтому и сам процесс выборов, и формирование новой Думы я рассматриваю как некий инструмент, используемый для того, чтобы наше общество несколько продвинулось вперед. Не выборы ради выборов. Мы очень критически отнесемся к тому человеку, который хочет прорваться в областную Думу для удовлетворения своих личных амбиций. Он — представитель народа и должен попасть в Думу для того, чтобы защитить определенную категорию людей и сделать так, чтобы их надежды, их требования, их нужды хоть немного оправдались. Вот основная задача. Вот это, я понимаю, депутат.
А.М. — Сергей Герасимович, я так понимаю, что Сергей Иванович хотел, чтобы мы все вместе предупредили жителей, что помимо нашего желания, их неизбежно ждет всплеск вот этой грязи, этой чернухи. Потому что недобросовестные, некомпетентные, вороватые политики все равно на выборы пойдут. Как нам с этим бороться?
— Ну, насчет грязи это вы в своем цеху журналистов и работников СМИ рассматривайте, потому что администрация от этого будет стоять в стороне. Я прежде всего буду стоять на стороне закона. Есть законы о выборах, есть масса других законов, защищающих права граждан и территорий. И я буду очень жестко на базе этих законов стоять. И те нарушения закона, которые возможны в выборной кампании, сразу хочу предупредить, караться будут нами беспощадно, невзирая ни на какие партийные принадлежности. И я первый, кто будет этим очень серьезно заниматься.
Г.Р. — Сергей Герасимович, пресса говорит о шестидесяти миллионах рублей, которые будут направлены на строительство жилья из областного бюджета. Это будет социальное жилье, муниципальное?
— Знаете, честно вам скажу, мы должны еще внимательно это рассмотреть. Пока мы провели первый этап: объявили и заложили эти средства в областной бюджет. Да, у нас эти 60 миллионов есть. Дальше мы второй постулат заложили: это жилье прежде всего предназначено для бюджетников, для рабочих низкооплачиваемых профессий. А как дальше будет — нам еще предстоит поработать. Кому, как мы будем давать это жилье, дальнейшая его судьба? То ли человек рано или поздно станет собственником этой квартиры, то ли до тех пор, пока работает только на этом месте. Вот это мы должны будем с юристами, с депутатами проработать. Я пока не буду торопиться, есть много мнений. Самое главное, что мы первый шаг сделали. Решили, что такое жилье нам необходимо. Ваш вопрос понятен. Думаю, что на него мы в течение ближайшего месяца дадим ответ.
А.М. — Сергей Герасимович, хочется поблагодарить вас за этот обстоятельный разговор и пожелать, чтобы такие встречи губернатора с руководителями СМИ стали регулярными...
— Год закончился, и закончился достаточно успешно. Этим можно гордиться, это можно приводить как некую базисную основу для развития тех направлений, которые просто необходимы для нормального жизнесостояния каждого жителя области. Вам спасибо, думаю, что мы еще не раз встретимся. Я бы со своей стороны хотел сказать, что я готов к диалогу. К диалогу готовы мои коллеги — главы районов, руководители комитетов и заместители губернатора.