Понедельник, 23 декабря 2024

Редакция

Госзаказ против серых схем

{thumbimage 150px 1}Федеральный закон № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» — сегодня один из самых обсуждаемых в стране.
«Страшилок» новый закон породил великое множество. Одно из таких распространенных заблуждений, что новые бюджетные учреждения начнут банкротить в целях завладения их имуществом и земельными участками. Многих беспокоит также то, что новые бюджетные учреждения будут наращивать платные услуги за счет сокращения объема бесплатных услуг.
Об этих и других проблемах, связанных с принятием закона, корреспондент «НВ» беседует с депутатом Государственной Думы РФ Галиной ИЗОТОВОЙ.
— Галина Сергеевна, объясните, пожалуйста, суть закона № 83, в чем состоит необходимость его принятия?
— Прежде всего этот закон позволит повысить качество и эффективность услуг, предоставляемых за счёт бюджетных средств; поможет снять устаревшие и избыточные ограничения в работе государственных и муниципальных учреждений страны, переориентирует их на запросы и интересы граждан России. Создаются условия и стимулы для сокращения внутренних издержек бюджетных учреждений и привлечения ими внебюджетных средств. Появляются возможности для расширения самостоятельности учреждений бюджетной сферы. Повышается ответственность за конечные результаты деятельности бюджетных организаций. Создаются условия и стимулы для сокращения внутренних издержек бюджетных учреждений и привлечения ими внебюджетных средств. Появляются возможности для расширения самостоятельности учреждений бюджетной сферы. В то же время сохраняется социальная ответственность государства за те сферы, где действие рыночных механизмов нецелесообразно. Еще один немаловажный момент — исключаются серые схемы оказания платных и бесплатных услуг, нелигитимные финансовые потоки.
— Почему данный закон вступает в силу только с 1 июля 2012 года?
— Закон требует значительной законодательной работы на региональном уровне, а для этого нужно время. Так же, как, например, 131-й Федеральный закон вступал в силу в течение четырех лет. А Бюджетный кодекс вообще — по частям в течение более длительного периода. Сейчас большинство учреждений живет в какой-то искаженной экономической ситуации. Она всех не устраивает, но в то же время удобна, потому что можно найти оправдание своей неэффективности в том, что смета маленькая или утвердили какие-то не те цели. Но те, кто умеет и хочет работать, будут иметь возможность формировать новую модель поведения, нацеленную на предоставление более качественных услуг. И к ним дети и пациенты пойдут. А закон о финансовом обеспечении учреждений образования, например, принят уже давно — три года назад. Недавно Госдума почти единогласно приняла поправки, в соответствии с которыми и коммерческие образовательные учреждения смогут рассчитывать на бюджетные средства, которые придут к ним, исходя из принципа «деньги за учеником». Теперь если коллектив талантливых учителей создаст частную школу и в нее пойдут дети, то в рамках стандарта 30 часов в неделю государство будет обязано отдать этой школе деньги. Те, кто ориентирован на клиента, чьи услуги востребованы и качественны — они ждут вступления в силу этого закона.
— Какие проблемы более всего беспокоят регионы?
— Это, в частности, своевременное принятие необходимых нормативных документов федерального уровня, детально регулирующих все аспекты реализации закона. Таких, например, как порядок отнесения движимого имущества, закрепленного за государственными и муниципальными учреждениями, к особо ценному. Или порядок формирования государственного задания и расчета бюджетных субсидий. Регионы интересуют вопросы, связанные с определением расчетно-нормативных затрат на оказание бюджетной услуги в зависимости от типа учреждения, места его расположения, наполняемости, обеспеченности услугами ЖКХ, размеров соответствующих тарифов.
Мы — члены рабочей группы фракции «Единой России» — начинаем работу по оказанию содействия регионам и муниципалитетам по подготовке к реализации данного закона, а также по повышению информированности населения о происходящих изменениях. Уже в сентябре в регионах, в том числе и в Новгородской области, начнут работать «горячие линии» и консультационные пункты для населения, чтобы снять обеспокоенность у граждан, чтобы каждый мог получить квалифицированный ответ  о работе школ, поликлиник и детских садов с 1 июля 2012 года.
— Закончатся ли после вступления в силу закона № 83 разнообразные поборы в школах? Ведь этот закон касается их в первую голову…
— Конституция Российской Федерации и закон «Об образовании» гарантируют, что в рамках федерального стандарта никому и ни за что платить не придется. Более того, в новом стандарте, который вступает в действие с 1 сентября 2011 года, четко зафиксировано количество часов, которые обязаны дать учителя. Это более двух тысяч уроко-часов. Стандартом предусмотрено еще 10 бесплатных часов еженедельной внеурочной деятельности, которая тоже входит в образовательный план учреждения.
Подчеркну, что оказание платных услуг будет упорядочено. Проблема заключается в том, что надо учить по-новому хозяйствовать и директоров школ, и школьных бухгалтеров. Нам вообще в значительной степени надо перестроить всю систему школьного образования. С введением нового закона форма финансовой отчетности образовательных учреждений станет проще. Если раньше финансирование школ шло строго по смете и учреждение было заинтересовано в том, чтобы расходовать деньги максимально, не заботясь об эффективности, то в новой системе деньги будут поступать через субсидии на выполнение конкретного госзаказа. Это означает, что четко будет прописано все, что ты должен сделать и какой должен быть результат. Ты не можешь после этого попросить у родителей дополнительные деньги на то, чтобы улучшить качество обучения по каким-либо предметам. А дополнительно в школе могут оплачиваться, например, второй иностранный язык или спортивные секции, например, бокса или художественной гимнастики, при условии, что они преподаются помимо обычных уроков физкультуры. Три урока в неделю — это государственный стандарт.
Я считаю, что платить теперь придется меньше, поскольку в законе четко оговорено, что оплачивать можно только те услуги, которые идут сверх образовательного стандарта. И мы не можем запретить родителям платить деньги, если это происходит легально, так же, как не можем запретить людям поступать в вузы на внебюджетные места. Сегодня же, чего греха таить, родителей школьников зачастую просят платить не за «сверхстандартные» предметы, кружки и секции, а за то, чтобы учителя лучше преподавали то, что предусмотрено в рамках тех же стандартов, вот в чем дело. Но человек не должен официально платить за то, что уже оплатило государство.
— Что изменится уже в ближайшие годы с вступлением этого закона?
— Во-первых, мы рассчитываем на улучшение качества работы всей системы. Возвращаясь к школам, скажу, что реформа бюджетных учреждений не сделает российское образование платным. Новый закон даст не только самостоятельность школам, но и сделает их более открытыми для контроля общественности. При этом бесплатными окажутся обязательные школьные предметы — русский язык, литература, математика, физика, химия, биология, история, обществознание, искусство (музыка, ИЗО, МХК), технология (труд), физическая культура, география, природоведение, иностранный язык, родной (нерусский) язык и литература, информатика и основы безопасности жизнедеятельности.
— Планирует ли государство увеличивать финансирование образования?
— Могу сказать определенно, что финансирование образования точно урезано не будет, а само оно станет дешевле. Повышение самостоятельности образовательных учреждений позволит им перераспределять средства и более гибко управлять имеющимися ресурсами. Никакого перехода на платное образование нет и быть не может. Более того, объем финансирования сферы образования неуклонно растет. За последние шесть лет увеличение произошло в три раза, и в 2009 году консолидированный бюджет образовательных учреждений всех уровней составил астрономическую сумму — 1 780 млрд. рублей.
Рост объема денег, выделяемых на школы, соответствует общему увеличению финансирования образовательной сферы. Это легко отслеживается даже по средней по стране зарплате учителей. В 2000 году она составляла 1280 рублей, в 2004 году — около 6000, в 2009 году — 11 600 рублей. Сегодня — 12 800 рублей. Новые нормы создают возможности, чтобы помимо бюджета, который будет продолжать расти, школы имели бы легальное право получать доходы за услуги, оказываемые сверх государственного стандарта. И это принципиально. Бесплатное школьное образование гарантируется нашей Конституцией. И в этом плане никакого сокращения бесплатных учебных часов нет и быть не может. Наоборот, разработанный федеральный стандарт предусматривает даже их увеличение.
Кроме того, чтобы давать бюджетным учреждениям больше возможностей зарабатывать деньги, закон снимает и многие ограничения по сдаче их имущества в аренду. Согласно статье 6 закона «бюджетные учреждения вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано». Сейчас эта процедура невероятно усложнена. Например, некоторые муниципалитеты накладывают прямые запреты на любую аренду. Или отбирают эти помещения у бюджетника и сдают сами. Принцип, на котором базируется закон, еще называют «деньги идут за потребителем». Государство не вкачивает средства в содержание больших полупустых помещений, а дает задание на предоставление определенной услуги определенному количеству потребителей.

КСТАТИ:

В связи со вступлением в силу с 2011 года Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» подписано постановление Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 539, закрепляющее новую процедуру создания, реорганизации и ликвидации ФГУ. Определено, как изменяется их тип.
Решение об учреждении и любой форме реорганизации ФГУ принимается Правительством РФ в форме распоряжения. При слиянии должно возникать казенное учреждение, а присоединение должно касаться федерального бюджетного или автономного учреждения к казенному. В иных случаях решение о слиянии или присоединении принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в соответствующей сфере. К его компетенции также отнесено принятие решения о ликвидации ФГУ.
Определены новые требования к уставу ФГУ. Так, в нем должны быть сведения о структуре, компетенции органов управления, порядке их формирования, сроке полномочий, положения об ответственности руководителя. Уставы необходимо привести в соответствие с данными правилами до 1 июня 2011 года.
Постановление вступает в силу с 1 января 2011 года.
 
Сергей ВЕТКИН
Владимир МАЛЫГИН (фото)