Понедельник, 23 декабря 2024

Редакция

Послание губернатора Новгородской области Сергея Митина к областной Думе

{thumbimage 150px 1}В соответствии с Уставом Новгородской области сегодня я впервые обращаюсь к вам с посланием, определяющим новую форму диалога исполнительной и законодательной ветвей власти, которая дает возможность вместе с вами, анализируя итоги, вырабатывать план совместных действий по развитию региона.
По уровню доходов населения  — 13 066 руб. — среди субъектов Федерации мы находимся на 38-м месте, опережая области, наиболее похожие на нас по экономическим и социальным условиям. Средняя заработная плата — 14 980 рублей. По этому показателю мы также на 38-м месте российского рейтинга. В области очень высока доля граждан пенсионного возраста: 310 пенсионеров на 1 000 жителей. Это первое место по Северо-Западу и больше, чем в среднем по России (275 на 1 000).
Подчеркну особую значимость роста заработной платы в бюджетной сфере — в этом секторе трудятся 22% занятого населения области, примерно 72 тыс. человек. А в тех районах области, где экономика развита слабо, доля бюджетников доходит до 50% от общей численности занятых.
Сейчас мы ставим задачу более эффективного, справедливого распределения бюджетных средств. Для этого должен быть завершен переход на новую систему оплаты труда, ориентированную на результат, а также приняты меры по сокращению неэффективных бюджетных расходов и энергетических затрат с последующим перераспределением этих средств в сторону повышения уровня оплаты труда.

Про безработицу

В текущем году наблюдается тенденция к снижению безработицы — с 2,7 в январе до 2,4% в мае. По основным параметрам рынка труда среди регионов Северо-Запада область стабильно занимает третье место после Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
На подавляющем числе предприятий области удалось предотвратить развитие конфликтов между работодателем и работниками, не допустить значительного высвобождения работающих. В каждом районе разработаны и реализуются планы снижения безработицы, создания и сохранения рабочих мест, которые предусматривают в течение 2010 года создать около 10 тысяч рабочих мест.
Однако проблема занятости населения продолжает оставаться острой, особенно — в Парфинском, Маревском, Солецком районах и в Великом Новгороде. С этими территориями мы проводим отдельную системную работу. Хотел бы особо отметить, что мы направляем на снижение напряженности на рынке труда средства областного бюджета, привлекаем на эти цели в порядке софинансирования средства из федерального бюджета. Задачу же муниципальных образований видим в первую очередь в том, чтобы обеспечить эффективную реализацию мер по снижению безработицы на своей территории, адресную работу с каждым предприятием, с каждым безработным гражданином.

Про жильё

При относительно большом объеме жилищного фонда его качество оставляет желать лучшего. Доля ветхого и аварийного жилья составляет 3,6%, а в ряде районов области — до 16%. В 2010 году на ликвидацию аварийного жилья будет направлено 168 млн. рублей, из них 123 млн. рублей будет привлечено в виде финансовой поддержки из государственной корпорации — Фонда содействия реформированию ЖКХ. За счет этих средств планируется переселить 400 человек.
Число семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляло в 2009 году 16 100 человек, то есть 6,2% от общего числа семей. Из них на 1 мая 2010 года нуждаются в улучшении жилищных условий 510 ветеранов Великой Отечественной войны. Для их обеспечения жильем правительством будет направлено в область из федерального бюджета 482 млн. рублей.
Кроме этого, в текущем году нам необходимо обеспечить жильем 268 детей-сирот. В областном бюджете на эти цели мы предусматриваем 135 млн. рублей, из федерального бюджета планируем получить 25 млн., но мы считаем, что этот объем средств должен быть увеличен, над этим мы будем работать.
Мы ставим задачу в ближайшее время выйти на общероссийский показатель по темпам ввода жилья, что потребует строительства порядка 300 тыс. кв. м в год (122 % к уровню 2009 года).
Предполагается увеличение доли индивидуального жилищного строительства до 50%, или 155 тыс. кв. м. В 2010 году мы ставим задачу довести ипотечное кредитование жилья до 25% за счет увеличения объемов кредитования в 2 раза. Государственная поддержка граждан по областной ипотечной программе в текущем году составит 40 млн. рублей, а в 2011 году планируется ее увеличение до 80 млн. рублей.

Про ЖКХ

Хочу отметить, что сейчас качеством предоставления жилищно-коммунальных услуг удовлетворено только 14% населения области, тогда как средний показатель по России — 21,1%. В целях повышения качества коммунальных услуг и оказания помощи муниципальным образованиям в реализации своих полномочий в области приняты и реализуются областные программы. За счет средств областного бюджета и инвестиций энергоснабжающих организаций на их реализацию планируется направить в этом году 604 млн. рублей.
В настоящее время на рынке управления многоквартирными домами работают 92 управляющие организации. Нашей задачей является создание среди них конкурентной среды для недопущения на рынок обслуживания и управления жилищным фондом недобросовестных исполнителей, а также усиление контроля за качеством предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Для оказания содействия собственникам многоквартирных домов в проведении капитальных ремонтов принята региональная адресная программа «Капитальный ремонт многоквартирных домов на территории области в 2010 году». На реализацию программы будет направлено 744 млн. рублей, в том числе за счет областного бюджета — 102 млн. рублей.
В целях оказания адресной помощи гражданам, не имеющим возможности оплачивать жилищно-коммунальные услуги в установленном размере, в областном бюджете предусмотрены субсидии в сумме 178 млн. рублей.

Про дороги

Около 91% региональных автодорог не отвечают нормативным требованиям, что явилось следствием многолетнего недофинансирования дорожного хозяйства. Ситуация с состоянием автомобильных дорог в области требует увеличения расходов не менее чем в два раза, в том числе, возможно, за счет сокращения других статей расходов бюджета. На ремонт областных дорог на территории Холмского, Поддорского, Старорусского, Волотовского, Шимского и Батецкого районов будут привлечены внебюджетные средства акционерной компании «Транснефть» в соответствии с соглашениями между администрацией области и ОАО «Магистральные нефтепроводы «Дружба».

Про образование

В последние годы проведена работа по оптимизации сети образовательных учреждений, в первую очередь — школ. Это позволило сократить неэффективные расходы в сфере образования, а высвободившиеся средства направить на повышение заработной платы учителей, которая в настоящее время составляет более 15 тысяч рублей, а в среднем по России, для сравнения, — 12,5 тысячи рублей.
Дальнейшая оптимизация образовательных учреждений будет проводиться только в индивидуальном порядке. Обязательно будет учитываться и качество образования. Наиболее объективным его измерителем является единый государственный экзамен.
Население оценивает качество предоставления образовательных услуг как низкое. Основная причина этого — неэффективные механизмы выстраивания взаимоотношений между учителем, учащимся и родителями. Для решения этой проблемы нам предстоит повысить информационную открытость, активнее привлекать общественность к управлению образованием.

Про медицину

На здравоохранение в текущем году областной бюджет с учетом средств обязательного медицинского страхования направляет 4288 млн. рублей. Доля расходов на здравоохранение в 2009 году в консолидированном бюджете области составила 10,6% (РФ — 10,5%).
В ближайшее время в области будет разработана программа модернизации здравоохранения с конкретным планом действий по трём направлениям. Это модернизация материально-технической базы лечебных учреждений, информатизация лечебных учреждений и введение электронной карты больного, а также разработка и исполнение стандартов оказания медицинской помощи.
Еще одна из важнейших задач, стоящих перед нами в сфере оказания медицинских услуг населению, — повышение доступности лекарственной помощи, особенно в сельской местности, через амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты.

Про деньги

В 2009 году общий объем неэффективных бюджетных расходов в сферах здравоохранения, образования, ЖКХ снижен на 21%, или на 414 млн. рублей. Вместе с тем неэффективные бюджетные расходы в этих сферах все еще составляют значительную сумму — порядка 1,6 млрд. рублей. На 2010 год мы ставим задачу снизить их еще на 500 млн. рублей.
Акцентирую внимание: мы ставим целью решить эту задачу не за счет закрытия школ или больниц в районах области, а за счет достижения тех нормативов эффективности деятельности бюджетных учреждений, которые устанавливает государство. Мы должны совместно с органами местного самоуправления внимательно изучить ситуацию по каждому объекту здравоохранения, образования, чтобы обеспечить их оптимальную загрузку.
Особенно остро стоит вопрос снижения неэффективных бюджетных расходов в сфере ЖКХ — их доля составляет свыше 60%. Резервами по их сокращению должны стать снижение себестоимости коммунальных услуг и повышение их качества за счет проведения комплекса мероприятий в сфере эффективности и энергосбережения.

Про инновации

Говоря о задачах по комплексному улучшению уровня жизни, одними из основных я считаю инновационный рост и модернизацию экономики. Необходимо создание конкурентоспособных производств полного технологического цикла переработки сырья, сокращение доли предприятий, производящих комплектующие изделия и полуфабрикаты и жестко зависящих от внешних колебаний конъюнктуры рынка.
Совершенно очевидно: эту задачу невозможно решать без инвестиций в новые технологии, в обучение людей. И поэтому наше развитие должно быть основано на инвестиционной модели роста. Не надо забывать, что, кроме влияния на эффективность экономики, инвестиционный процесс имеет прямой социальный эффект, выражающийся в созданных новых рабочих местах, в росте налоговых поступлений в бюджет. Так, только за прошлый год благодаря реализации инвестиционных проектов в области создано 1 950 новых рабочих мест, уровень заработной платы на которых существенно выше, чем в среднем по отрасли.

Про экономику

Уроки мирового кризиса наглядно показали: сбалансированная структура экономики не менее важна, чем темпы развития. Именно экспортная ориентация отраслей, превалирующих в промышленном производстве области, — я имею в виду лесопереработку, химию, металлургию — привела к тому, что этот сектор пострадал от кризиса более всего.
Поэтому сейчас, учитывая тенденции сжатия мировых рынков, считаю правильным, сохраняя имеющиеся предприятия, развивать отрасли, ориентированные на внутреннее потребление, — такие, как энергетика, пищевая промышленность и сельхозпроизводство, добыча полезных ископаемых, жилищный сектор, дорожное строительство, необходимо создать вертикальную интеграцию в лесном секторе.

Про бизнес

В прошлом году сформирован новый для нашей области элемент финансовой поддержки — гарантийный фонд, который должен стать локомотивом по оздоровлению ситуации на рынке кредитования реального сектора экономики. Хочу ориентировать банки, которые работают на территории области, активнее использовать поручительства фонда при выдаче кредитов, особенно в производственной и инновационной сферах.
Говоря о малом предпринимательстве, необходимо особое внимание уделять тем людям, которые еще не заняты в бизнесе, но могут в будущем реализовать свои идеи, новации и разработки в бизнес-проекте. Любой гражданин области должен иметь возможность начать свое дело. Именно с этой целью внесены изменения в федеральное и региональное законодательство, максимально упрощена процедура государственной регистрации. По основным видам деятельности принят уведомительный порядок начала деятельности, ограничены проверки малых и средних предприятий.
С 2010 года в области стартует микрофинансовая поддержка, продолжена финансовая поддержка по субсидированию процентных ставок по кредитам. В 2010 году мы в 4 раза увеличили финансовую помощь районам для поддержки малых предприятий на муниципальном уровне.

Про энергосбережение

Одной из главных задач, которую ставит перед нами федеральный центр, — это снижение потребления энергоресурсов на 15% в течение ближайших пяти лет начиная с 2010 года. Для этого необходимо установить узлы учета воды, тепла, электроэнергии, газа до конца года во всех бюджетных организациях. Мы должны совместно с органами местного самоуправления провести энергетические обследования бюджетной сферы в течение ближайших трех лет. Это позволит определить слабые места с точки зрения энергопотребления и сформировать первоочередные мероприятия по повышению энергетической устойчивости бюджетных учреждений.

Про законы

В 2009 году органами прокуратуры опротестовано 1462 незаконных правовых акта, принятых на муниципальном уровне. В первом квартале 2010 года — более 500. С нарушением закона органами местного самоуправления принимается более 15% нормативных правовых актов. Эти цифры свидетельствуют о масштабности проблемы. Принимая незаконные акты, муниципальные органы нарушают права и свободы многих граждан, проживающих или находящихся на территориях соответствующих образований, права и законные интересы юридических лиц.
 
(Публикуется в сокращении)