Суббота, 23 ноября 2024

Редакция

Местные проблемы государственной важности

{mosimage}В Старой Руссе прошёл семинар по актуальным вопросам развития местного самоуправления, организованный областными комитетом государственной гражданской службы Новгородской области и Советом муниципальных образований.

В работе семинара приняли участие управляющие делами, председатели комитетов муниципальных служб, заведующие организационными отделами администраций муниципальных районов области. По окончании форума корреспондент «НВ» попросил заместителя главы администрации области Андрея БЕГИШЕВА прокомментировать его итоги

— Андрей Юрьевич, что явилось основной целью встречи представителей районов в Старой Руссе?
— Со времени вступления в силу Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» прошло более трёх лет. Однако не все ещё умеют в полной мере пользоваться этим законом. Мы и ранее регулярно встречались с представителями районов и говорили о том, как нам жить и работать в условиях разграничения полномочий между органами власти различных уровней на основе формирования правовой и финансово-экономической деятельности муниципалитетов. Затем на различных совещаниях не раз касались вопросов местного самоуправления, анализировали положение дел на этом участке, заостряли внимание на наиболее острых проблемах, искали пути возможного их решения. И если прежде мы вели беседу, основываясь лишь на теоретических знаниях, то сегодня в районах накоплен богатый практический опыт. А это значит, что можно подвести некоторые итоги нашей совместной работы, определить основные направления деятельности на очередном этапе реформы местного самоуправления. То есть главной целью нынешней встречи стал обмен опытом, причём не только позитивным, но и негативным.
— Совещание работало два дня, обсуждались многие темы. Вы можете очертить круг наиболее значимых проблем, которые были рассмотрены?
— В повестке дня были отражены наиболее актуальные на сегодняшний день моменты, связанные с проведением реформы местного самоуправления. В первую очередь это вопросы оптимизации территориальной организации местного самоуправления области. Анализ состава муниципальных образований области по количеству постоянно проживающего населения показывает, что в 115 поселениях области (а это 58% от общего числа) постоянно проживают менее 1000 человек.
Практика реализации реформы местного самоуправления показала, что именно в поселениях с низким уровнем постоянно проживающего населения наиболее остро актуализируются проблемы реальной способности органов местного самоуправления решать вопросы местного значения. Это объясняется как отсутствием или незначительностью налогооблагаемой и ресурсной базы, так и нехваткой квалифицированных кадров. В данной ситуации укрупнение поселений мы рассматриваем как один из вариантов решения этих проблем. Уже в течение июня необходимо прийти к окончательному решению по этому вопросу, разработать общий план действий. В целях выработки предложений о преобразовании муниципальных образований распоряжением администрации области создана профессиональная рабочая группа, которая уже провела три заседания и составила график рассмотрения предложений органов местного самоуправления муниципальных районов по объединению сельских поселений.
В Батецком районе опыт подобной работы уже есть. И на семинаре об этом рассказала председатель комитета организационной и правовой работы администрации Батецкого муниципального района Ольга КОВАЛЁВА. Результат преобразований может быть достигнут только при слаженной, согласованной работе органов государственной власти и местного самоуправления. К тому же встаёт вопрос о трудоустройстве освободившихся после объединения людей. Поэтому особенно важно сегодня обменяться мнениями и высказать предложения по организации данной работы.
— В программе семинара особое место было уделено формированию резерва управленческих кадров и реализации Федерального закона «О противодействии коррупции» в муниципалитетах. Можете пояснить, почему?
— Да, действительно, большой блок вопросов был посвящён муниципальной службе, и удивительного в этом ничего нет. Резерв кадров управления — приоритетное направление работы, которое было обозначено в апрельском послании Президента России Дмитрия Медведева. Пока такая система активно работает лишь на уровне области. Создана специальная комиссия по формированию резерва управленческих кадров по Новгородской области, возглавляемая губернатором Сергеем Митиным. На уровне субъекта ведется активная работа по формированию резерва, сегодня необходимо создание его и на уровне муниципалитетов. На семинаре мы делились опытом с представителями районов, раздавали методические материалы и образцы документов, необходимые для указанной работы.
В теме противодействия коррупции, можно отметить, что это новый закон, реализующийся лишь чуть более чем полгода. Нарушения законодательства о муниципальной службе, находящиеся под пристальным взором органов прокуратуры, — к сожалению, не редкость. И на данном этапе нам необходим был обмен опытом в части организации работы по противодействию коррупции в органах местного самоуправления. Именно с этой точки зрения вопрос противодействия коррупции рассматривался на семинаре.
— Одна из тем семинара — ведение регистра муниципальных нормативных правовых актов. Насколько актуальна она сегодня?
— Ведение регистра муниципальных нормативных правовых актов — процесс новый. Напомню, что работа в этом направлении начата с 1 января нынешнего года. Все муниципалитеты отныне обязаны вести в электронном виде перечень всех нормативно-правовых актов. Разработана система действий: органы местного самоуправления направляют документы о принятии решений и актов в администрацию области в течение 30 дней. А уже там она включается в основной регистр. На сегодняшний день таким образом введены в регистр более 300 актов на территории Новгородской области. Делается это для того, чтобы каждый желающий мог через Интернет узнать о состоянии того или иного поселения. Это будет интересно и удобно в том числе и будущим инвесторам, которые смогут оценить работу и положение дел на территории, не выходя из дома или офиса. Таким образом, будут сняты административные барьеры в доступе к информации. В этой работе есть масса моментов, которые необходимо обсудить и определить именно тот формат действий, который позволит вести регистр в полном соответствии с требованиями законодательства.
Также хочу отметить, что в программе совещания были отражены вопросы реализации федерального законодательства в области местного самоуправления, решения проблем опубликования нормативных правовых актов и ряд других, не менее актуальных проблем. Думаю, что главная цель — выработка совместной тактики в реализации государственных задач, причём с учётом особенностей региона, с учётом специфики муниципальных образований — была на семинаре достигнута.

Людмила РЕБРОВА
Владимир МАЛЫГИН (фото)