Суббота, 23 ноября 2024

Редакция

Путь старинный, задачи современные

{mosimage}Большой семинар, посвящённый вопросам развития водного транспорта в нашем регионе, прошёл в прошлое воскресенье на теплоходе «Господин Великий Новгород».

В любом большом начинании приходится решать две задачи: политическую и технико-экономическую. В данном случае политическая уже решена: в прошлом году на встрече с министром транспорта РФ Игорем Левитиным губернатор Сергей МИТИН заявил о серьезности намерений в сфере развития водного транспорта.

Настало время детально обсудить, как именно осуществить перспективный проект. Какие суда будут ходить по Волхову? Какие грузы станут перевозить? Чтобы найти ответы на эти вопросы, руководство области пригласило к разговору как местных специалистов, так и петербургских ученых, представителей ассоциации судоходных компаний и коллег из Ленинградской области, курирующих вопросы транспорта. Совещание решено было провести в условиях, близким к боевым, — на теплоходе. И шло судно тем курсом, который будет — мы верим — определять направление работы для многих судовладельцев.


Волхов глубже, чем Ока!
 «Господин Великий Новгород» отошел от пристани КЮМа ранним утром. Из динамика звучало щемящее «Как провожают пароходы», за стеклами иллюминаторов проплыл кремль. Теплоход развернулся и взял курс на Ладогу.
Предполагалось преодолеть 128 километров до Киришей, пройдя по участку знаменитого пути из варяг в греки. В IX—XIII веках здесь ходили караваны судов к Черному морю и обратно — в Скандинавию. Старинные летописи рассказывают, что были моменты, когда у новгородских пристаней одновременно швартовалось до 120 торговых кораблей со всего света!
Однако участникам семинара в первой половине дня было не до исторических экскурсов. Решался, пожалуй, самый главный вопрос: создавать в регионе мелководный флот, используя существующие глубины Волхова, и развивать преимущественно внутренние перевозки или попытаться поднять уровень воды? Тогда здесь могли бы работать суда класса «река — море», а наши грузы напрямую бы доставлялись в страны Балтии, Скандинавии, Западной Европы.
Подробнейший доклад о гидрологическом и русловом режиме реки Волхов сделал ректор Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций (СПГУВК) — учебного заведения, которое уже много лет готовит кадры для работы на водном транспорте, — профессор Геннадий ГЛАДКОВ. В рамках договора с администрацией Новгородской области ему еще предстоит выполнить комплекс натурных исследований с тем, чтобы уже к осени разработать схему улучшения судоходных условий и ряд рекомендаций. Но уже сегодня присутствующие узнали, что гарантированные глубины главной реки области составляют 1 метр 95 сантиметров (что больше, чем, к примеру, на Оке), а затрудняют судоходство три проблемных участка: в истоке Волхова, в районе Пчевских порогов и ниже шлюзов Волховской ГЭС.
Исследования помогут понять, возможно ли углубить русло до 2,20—2,50 метра, и главное — какие глубины будут оптимальными и не создадут угрозы ни прибрежным населенным пунктам, ни рыбакам, ни крестьянам. Как заметил губернатор, когда будут ответы на эти вопросы, можно будет начать переговоры и с энергетиками о том, чтобы поднять воду Волхова, регулируя плотины. Сделай это, и в сентябре Новгород смог бы принять 5—6 пароходов из ганзейских городов.
Новгородцы заразили своим напором и оптимизмом всех участников семинара. Президент Ассоциации судоходных компаний Николай СМИРНОВ так и сказал: «Можно только позавидовать вашей решимости браться за этот проект в то время, когда в стране — финансовый кризис! А может, вы, наоборот, делаете все правильно, и именно развитие самого экономичного транспорта даст толчок к развитию региона! В условиях, когда грузовые перевозки в стране и в мире существенно сокращены, есть шансы завоевать и этот рынок, и туристический. Есть сегодня возможность для работы на Новгородчине привлечь стоящие без работы суда, закупить и отреставрировать старые. Но лучше все-таки создавать свой современный флот».
Сергей Митин согласился с этим, заметив, что именно в условиях кризиса выиграет тот, кто предложит более эффективное производство. А для того, чтобы сделать конкурентоспособными на рынках продаж наши лес, удобрения и все то, чем торгуем, надо значительно снизить затраты на логистику. Тем более что объем грузовых перевозок в регионе уверенно растет.


Торговать — готовы!
Еще в 90-е годы по Волхову перевозилось более пяти миллионов тонн грузов. Сегодня — всего 1 200 тысяч тонн. Как рассказал генеральный директор ОАО «Новгородский порт» Виктор ПЕТРОВ, в основном это строительный песок, лес и щебень, который завозят в область из бассейнов Ладоги и Балтийского моря:
— За пять лет мы восстановили флот, сегодня, кроме барж, у нас есть четыре судна класса «река — море». Считаю, что объем перевозок может значительно вырасти. Одних нерудных материалов мы можем ежегодно добывать и перевозить до двух миллионов тонн, но нас тормозит отсутствие складов. Поэтому необходимо срочно начинать на левом берегу Волхова, на участке между Кречевицами и Котовицами, строительство погрузочно-разгрузочного терминала. Это место удобно тем, что рядом будут аэродром, автотрасса на Санкт-Петербург, железная дорога и подъездные пути к химкомбинату «Акрон».
Сергей Митин с этим согласился, сказав, что перспективная потребность в перевозке грузов составляет около 5—7 миллионов тонн в год, и, кроме перевозки леса, нерудных и строительных материалов, удобрений и контейнерных перевозок, необходимо осваивать новые, такие, как щепа, цемент и торф. И тут же задал руководителю порта вопрос в лоб: «У нас сейчас есть
1 миллион кубометров заготовленного леса. Вывезете его в Финляндию? Надо не потерять этот рынок!». Ответ, судя по реакции, его удовлетворил: Виктор Петров, признавая, что внутренние перевозки в данный момент более выгодны, все же выразил заинтересованность в том, чтобы его суда работали с лесом уже сегодня.
Подхватив тему разговора, председатель комитета лесного хозяйства Новгородской области Олег ВЕРЕНИКИН признал, что конструктивный разговор полностью развеял пессимизм насчет увеличения грузоперевозок по Волхову: «Львиную долю перевозок составляют пиломатериалы и лес, которого заготавливаем в год до четырех миллионов кубометров. А можем и все восемь. Чтобы снизить затраты на погрузочно-разгрузочные работы, предлагаю создать два места отгрузки: вблизи Новгорода и в Чудовском районе, куда мы подтянем лес со всей области. Необходимы и серьезные прямые контракты на доставку древесины за рубеж, так как перегрузка в Петербургском порту не выгодна. «Адепт-лесхолдинг» планирует сделать пробную загрузку судна березовым балансом (наиболее важным для нас сырьем) и доставить его в Швецию. Надо развивать и доставку пиломатериалов в западные страны.
То, что перевозка грузов, особенно на экспорт, водным транспортом не только экологична, безопасна, но и выгодна, подтвердила и профессор, доктор технических наук СПГУВК Татьяна ПАНТИНА, разработавшая по просьбе губернатора концепцию технико-экономического обоснования направлений развития перевозок этим видом транспорта. Она привела один, но яркий пример: продукция Парфинского фанерного комбината в два раза снизила бы себестоимость, если бы ее вывозили на Запад водным путем.


Туристов влечёт новизна
Кроме увеличения грузоперевозок, развитие судоходства на Волхове увеличит поток туристов на Новгородчину. Как верно заметил в своем выступлении начальник управления по зарубежным связям Исак ФРЕЙДМАН, новых предложений на рынке туризма не возникало давно. А Новгород предложить может.
— Строительство аэропорта в Кречевицах позволит создать новые комбинированные маршруты, — отметил он. — В Великий Новгород туристы смогут прилететь, а потом отправиться водным путем в Санкт-Петербург. Развитие судоходства существенно изменит продукт, поставляемый на туристский рынок. И хотя турфирмы напрямую в этом проекте участвовать будут вряд ли, но какое-то участие все-таки примут. Сегодня есть реальная возможность в течение нескольких лет изменить позиционирование Новгорода на туристском рынке. Наша территория с удивительными памятниками, многие из которых увидеть возможно лишь с воды, непременно привлечет туристов, которые придут сюда из-за новизны.
Но в этом вопросе есть и слабые стороны: ограниченное число пассажирских судов, отсутствие скоростного флота и, главное, — инфраструктуры. Чтобы тот же яхтсмен пришел на Волхов, необходимо создать сеть заправок, возможность пополнить запасы питьевой воды и прочие условия.
Еще одна проблема, которую предстоит решить, — кадры для работы на водном транспорте. Директор МУДОД «Клуб юных моряков» Николай ВАРУХИН рассказал о первом этапе  подготовки специалистов на базе КЮМа, а ректор СПГУВК сообщил о готовности открыть в Великом Новгороде филиал учебного заведения, в котором будет создано пять учебных групп по 25 человек в каждой. Если оперативно будет решено с помещением, то уже в 2014 году в Новгородской области будут свои квалифицированные кадры со средним профессиональным образованием.


Вместо эпилога
В то время как «Господин Великий Новгород» лег на обратный курс, губернатор Сергей Митин подвел итоги семинара:
— Мы сегодня поняли, какие вопросы в первую очередь надо решать. Это сам водный путь, грузы, кадры, флот и инфраструктура. По оптимальному уровню воды необходима договоренность между энергетиками, экологами, сельхозниками и рыбаками. Также к концу лета будут известны результаты исследований, которые проводят питерские ученые. Но уже сегодня можем начинать решать вопрос освещенности водного пути. О грузах: надо помнить, что их объем значительно вырастет за счет цемента, производить который будут два цементных завода. Также есть смысл создать совместное производство по производству щепы, экспорт которой довольно выгоден. Развития туризма не произойдет, если не будет современной инфраструктуры, поэтому необходимо усиленно привлекать к этому представителей бизнеса — поле для инвесторов широкое. Что касается флота, надо строить, не теряя времени. Для филиала СПГУВК помещение подберем, а для поощрения тех капитанов грузовых и пассажирских судов, которые за год перевезут больше всего грузов и пассажиров, учредим специальную премию. Сделаем все, чтобы возродить торговые традиции Великого Новгорода!

Светлана ДУБОВИЦКАЯ
Владимир БОГДАНОВ (фото)