Суббота, 23 ноября 2024

Редакция

Камни преткновения

Как мы уже сообщали, в мэрии Великого Новгорода состоялось совещание, на котором была обсуждена деятельность глав администраций городского округа и муниципальных районов области. Эффективность работы органов местного самоуправления рассматривалась в сферах образования, здравоохранения, жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
О том, чего мы достигли и какие конкретные задачи стоят перед руководителями районов, на совещании доложил заместитель главы администрации области Александр ГАБИТОВ. За три месяца этого года индекс промышленного производства показал медленную, но достаточно стабильную динамику роста, свидетельствующую об оживлении спроса на товарных рынках. Уже сейчас ситуация такова, что руководители многих предприятий планируют к концу этого года выйти на объемы производства не ниже прошлого года. По мнению Александра Габитова, оптимистические ожидания сбудутся в первую очередь на тех предприятиях, где грамотно продуманы маркетинг и логистика, ведется поиск новых партнеров, выходов на новые рынки. Задача местных властей — сориентировать предприятия на проведение такой работы, в том числе при содействии регионального Союза промышленников и предпринимателей, Торгово-Промышленной палаты.
Александр Габитов напомнил, что со II квартала 2009 года предоставление участков недр для добычи полезных ископаемых будет осуществляться только через аукционы. Причем первые пройдут уже в июне.
В 2009 году должны выдать не менее 25 новых лицензий, дебит добычи по каждой из которых в среднем должен составить не менее 150 тыс. кубических метров. Это позволит вдвое увеличить объемы освоения минерально-сырьевой базы области. Однако администрации восьми районов — Крестецкого, Батецкого, Новгородского, Боровичского и других — не дали ни одного предложения по включению участков недр в перечень объектов, предлагаемых на аукцион. В большинстве из этих районов сложилась неблагоприятная обстановка по освоению собственной сырьевой базы.
Александр Габитов обратил внимание коллег на привлечение инвестиций, формирование полноценных пакетов предложений земельных участков под инвестиционные объекты, обеспечение населения торговыми площадями и на другие проблемы.
На том, собственно, относительно оптимистический настрой разговора и закончился. Зазвучали тревожные оценки и выводы.
Горячей темой стало неэффективное расходование бюджетных средств. Общий объем их ни много ни мало 1,9 млрд. рублей, из которых на сферу образования приходится 491 млн. рублей. Председатель областного комитета образования, науки и молодежной политики Владимир Аверкин огласил трудно воспринимаемую на слух методику оценки эффективности работы образовательных учреждений, причем манипуляции цифрами дополнялись демонстрацией слайдов, увешанными, как гроздья винограда, алгебраическими уравнениями с «иксами» и «игреками». И если одно не согласуется с другим, то «наши неэффективные расходы вырастут еще в большей прогрессии», делает выводы Владимир Николаевич... Стоп! Губернатор Сергей Митин просит уточнить, какой из муниципальных районов внес наиболее весомую «лепту» в сумму неэффективных бюджетных расходов и почему это произошло? Тут же стали разбираться. И выяснилось немало любопытного. Например, новая формула расчетов до сих пор не дошла до глав городов и районов, не говоря уже о руководителях школ. Потому и разнятся оценки областного комитета и глав муниципальных образований. Друг друга слышат, но не понимают.
Спорили долго. Эмоционально. Но каждый готов был остаться при своем мнении.
— Мы здесь не можем разобраться в цифрах, а как же поймут сами учителя? — спрашивал Сергей Митин.  
Запутанные показатели, не доведенные до исполнителей, сказал губернатор, приводят к тому, что ситуацию невозможно проанализировать.
— После совещания я сделаю организационные выводы, — заявил Сергей Митин и тут же дал поручение в ближайшее время разобраться, чтобы цифры и показатели не были откровениями для глав городов и районов, чтоб им был понятен алгоритм действий и принимаемых решений.
Тема неэффективных расходов бюджетных средств продолжилась при обсуждении итогов работы системы здравоохранения области. Объем неэффективных расходов в 2008 году составил 93 млн. рублей, что в полтора раза ниже показателя 2007 года. Казалось бы, тенденция положительная, однако в 12 муниципальных районах — Мошенском, Поддорском, Холмском, Окуловском и других —  каждый третий рубль тратится впустую. Но вот в Батецком районе нет неэффективных расходов! Почему? Оказалось, тамошние жители предпочитают консультироваться и лечиться в областном центре. Аналогичная картина в Волотовском, Чудовском и Шимском районах.
Особый разговор о скорой медицинской помощи. И. о. председателя комитета по охране здоровья населения области Галина Михайлова привела такие примеры. Вызов бригады «скорой помощи» обходится казне в 1,5 тыс. рублей. А что получается? При нормативе 318 вызовов машины выезжают 600 раз! Будто бы все и забыли, что помимо поликлиник и службы «Скорой помощи» в области работают 400 фельдшерско-акушерских пунктов. Начинаешь анализировать причины резкого увеличения вызовов экстренной медицинской помощи и диву даешься. Нередки случаи, когда в Великом Новгороде бригаду «скорой помощи» вызывали к… кошке. Или для того, чтобы выписать рецепт. Ну не хочется людям идти в поликлинику. «Отсутствие культуры», — ставит диагноз поведению граждан Галина Михайлова. И тут же предлагает рецепт лечения: ввести дисциплинирующий взнос (штраф) за ложные вызовы. Такое предложение вызвало оживление в зале и, судя по всему, поддержку.
На совещании также была обсуждена эффективность деятельности органов местного самоуправления в сфере жилищного строительства и жилищнокомму-
нального хозяйства.
 
Евгений МАЛЬКОВ