На днях состоялась встреча депутатов фракции «Единая Россия» с премьер-министром Правительства РФ Владимиром ПУТИНЫМ, посвященная обсуждению антикризисных мер. О том, какой пакет предложений по выходу страны из кризиса представили законодатели руководству страны, рассказал в беседе с нашим корреспондентом один из участников этого совещания, председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий ВАСИЛЬЕВ.
— Предложений и разных идей было высказано немало. Я могу рассказать прежде всего о тех, которые непосредственно относятся к налогово-бюджетной сфере, — сказал Юрий Васильев. — К примеру, для поддержки отечественной промышленности и различных сфер малого и среднего бизнеса заслуживает внимания предложение о введении законодательной нормы, предусматривающей объявление трехлетнего моратория на повышение любых налогов. Введение подобной нормы явилось бы важным идеологическим фактором, направленным на укрепление взаимного доверия государства и налогоплательщиков.
Как известно, с самого начала налоговой реформы политика государства строилась на основе принципа последовательного снижения налоговой нагрузки. Однако юридическое закрепление моратория на повышение налогов выступило бы в роли государственной гарантии поддержания стабильности налоговой системы на кризисный период и способствовало бы стимулированию как иностранных, так и внутренних инвестиций в отечественную экономику.
Другой реальной законодательной мерой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях экономического кризиса может служить предложение об увеличении с 20 до 60 млн. рублей предельного размера годового дохода предприятий, позволяющего применять упрощенную систему налогообложения.
— А что конкретно даст эта возможность для предпринимателей?
— Предусмотренное в настоящее время значение предельного дохода для применения упрощенной системы налогообложения, скорректированное на установленный коэффициент-дефлятор, не в полной мере учитывает темпы роста индекса потребительских цен и существенно ограничивает возможности субъектов малого и среднего бизнеса в части применения указанного льготного налогового режима. Реализация предлагаемой меры позволила бы расширить круг малых и средних предприятий, имеющих возможность применять упрощенную систему налогообложения, реально снизить налоговую нагрузку на такие предприятия. При этом в целях экономической поддержки вновь создаваемых малых предприятий было бы целесообразно рассмотреть вопрос о предоставлении им налоговых каникул сроком на 1 год.
— То есть речь идет о дальнейшей либерализации налоговой системы. В связи с чем, наверное, можно спросить о смягчении уголовной ответственности за налоговые правонарушения?
— На повестке дня нашей работы в сфере налогового администрирования весьма остро стоит вопрос о повышении ответственности налоговых органов и их должностных лиц за предпринимаемые ими действия и принятые решения. Как показывает имеющаяся правоприменительная практика, основные проблемы в сфере налогового администрирования связаны, как правило, не с качеством закона, а с тем, как он применяется на практике.
Учитывая участившиеся в последнее время факты необоснованных претензий налоговых органов к налогоплательщикам, связанных либо с некомпетентностью, либо злоупотреблениями со стороны этих лиц, депутаты фракции начали работу над поправками в Уголовный кодекс. В стадии рассмотрения поправки, предусматривающие уголовную ответственность должностных лиц налоговых органов за привлечение к ответственности лиц, заведомо невиновных в совершении налоговых правонарушений. Такая мера явилась бы дополнительной государственной гарантией от фактов произвола налоговых органов на местах.
— Какие новости ожидают нас в области самого модного налога, о котором так много пишут и говорят...
— Вы имеете в виду НДС? В этом направлении разрабатывается ряд законодательных мер, направленных на существенное ускорение возврата НДС по экспортным операциям. Сложившаяся на сегодняшний день система администрирования НДС нуждается в серьезном совершенствовании. Чрезвычайная сложность, а порой невозможность получить его возмещение приводят к тому, что значительные средства налогоплательщиков на длительное время «замораживаются», а иногда и просто теряются.
Сфера возмещения НДС уже достаточно давно отличается повышенной криминогенностью как со стороны налогоплательщиков, так и со стороны госчиновников. Первоочередной задачей в этом направлении мы видим подготовку законопроекта, предусматривающего ускорение возврата НДС при совершении экспортных операций. В качестве наиболее приемлемого пути решения этой задачи законодатели рассматривают не механическое сокращение срока камеральной проверки, а введение заявительного порядка возмещения в отношении так называемых традиционных экспортеров. В основу отнесения налогоплательщиков к указанной категории будет положен принцип минимизации риска невозврата сумм. Другой законодательной мерой, направленной на исключение практики кредитования государства со стороны налогоплательщиков, мог бы явиться окончательный отказ от налогообложения НДС сумм авансовых платежей.
— Можно ли сказать, что в последние годы налоги все более становятся социально направленными по отношению к людям, находящимся ниже черты бедности?
— Если государство не обеспечивает своему гражданину прожиточный минимум, оно не имеет морального права требовать от него уплаты подоходного налога. В условиях экономического кризиса, отбросившего значительное число людей за грань бедности, реализация подобной меры явилась бы одной из наиболее актуальных мер, направленных на повышение уровня социальной защиты граждан.
Помимо этого депутаты фракции «Единая Россия» считают необходимым продолжить реализацию мер, направленных на увеличение стандартных, социальных и имущественных вычетов из подоходного налога с учетом темпов инфляции. При этом особое внимание должно быть уделено мерам адресной налоговой поддержки многодетных семей, инвалидов и других социально наименее защищенных категорий граждан.
— Ходит немало разговоров о необходимости повышения инвестиционной активности среди самих граждан, то есть о приобщении их к экономике страны через ценные бумаги...
— В условиях экономического кризиса исключительно важное значение приобретают меры налогового стимулирования инвестиционной активности граждан. По оценкам аналитиков, объем сбережений российских граждан составляет более 5 трлн. рублей и 923 млрд. долларов США. Однако большая часть этих сбережений не работает на развитие экономики. В этой связи считаем целесообразным безотлагательное принятие закона, предусматривающего освобождение от обложения НДФЛ доходов граждан от осуществления инвестиций на фондовом рынке, предоставление имущественного налогового вычета при реализации ценных бумаг, отвечающих установленным критериям, а также учет убытков при реализации ценных бумаг в полном объеме.
— В одном из интервью вы говорили, что наиболее уязвимыми для кризиса могут стать региональные бюджеты, и потому необходимо кардинально менять стратегию и методику их финансирования.
— Давно требует решения проблема полного исключения практики предоставления на федеральном уровне любых льгот по региональным и местным налогам, влекущей выпадение доходов соответствующих бюджетов без их полной компенсации из федерального бюджета. Подобная законодательная мера способствовала бы безусловной реализации заложенного в Бюджетный кодекс принципа финансовой самостоятельности бюджетов регионального и местного уровней, а также повышению роли этих бюджетов в решении задач экономического и социального развития на соответствующих территориях. Вместе с этим в целях упреждения возможных негативных экономических, социальных и иных последствий отмены отдельных льгот считали бы целесообразным совместно с правительством незамедлительно провести инвентаризацию действующих льгот, и по ее результатам необходимо выработать взвешенные законодательные решения об их полной отмене либо об их частичном сохранении, но при условии компенсации соответствующим бюджетам размера выпадающих доходов.
Другой важной мерой, направленной на укрепление стабильности региональных и местных бюджетов, представляется законодательное закрепление положения о запрете принятия поправок в Налоговый кодекс, приводящих к выпадающим доходам этих бюджетов без их полной компенсации из федерального бюджета на весь срок действия соответствующих изменений. В рамках корректировки показателей федерального бюджета на 2009 год целесообразно пересмотреть методику формирования и распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, так как в основу их расчета заложена налоговая база 2007 года. В каких-то вопросах необходимо использовать элементы ручной настройки, чтобы из-за формальных цифр не упустить какие-то обязательства регионов и муниципалитетов.
— В конце марта депутаты Госдумы начнут работать над поправками в бюджет 2009 года, при этом параметры бюджетного плана будут резко корректироваться. Не означает ли этот факт, что в нынешней нестабильной экономической ситуации надо временно отказаться от трехлетнего расчета бюджета?
— Считаю целесообразным для оперативного управления бюджетными средствами, направляемыми на реализацию антикризисных мер, в условиях постоянно меняющейся социально-экономической ситуации ввести временную норму утверждения федерального бюджета на год, сохранив при этом составление финансового плана на три года, утверждаемого постановлением Правительства РФ. Для этого необходимо до внесения изменений в федеральный бюджет на 2009 год принять соответствующие изменения в Бюджетный кодекс. При стабилизации ситуации в экономике можно вернуться к среднесрочному бюджетному планированию.
— Вы сторонник жесткого контроля по расходам бюджетных денег. Какие реальные меры будут приняты в этом направлении?
— Сегодня, когда на учете каждый бюджетный рубль, крайне важно установить ответственность главных распорядителей бюджетных средств за низкое качество организации бюджетного процесса, которое влечет завышение потребности бюджетных ассигнований, затягивание разработки нормативно-правовых актов, необходимых для исполнения бюджета, неравномерность кассового исполнения бюджета. Настало время ужесточить основания для переноса неиспользованных средств на следующий финансовый год.
В условиях нарастания кризисных явлений в экономике России особое значение приобретают вопросы, связанные с результативностью использования средств федерального бюджета и своевременным доведением их до бюджетополучателей. Рассматривая внесение изменений в бюджет текущего года или отчет об исполнении бюджета, мы постоянно отмечаем низкое качество бюджетного планирования и плохую организацию исполнения расходов федерального бюджета главными распорядителями этих средств. Практика последних лет показывает, что основные суммы расходов осуществляются даже не в четвертом квартале, а в декабре текущего года. Как правило, на конец года образуются значительные объемы неиспользованных главными распорядителями средств. По данным Счетной палаты, на конец 2008 года остатки таких средств составили 800 млрд. рублей, которые в соответствии с нормами Бюджетного кодекса должны быть перечислены на единый счет федерального бюджета и могут быть использованы в качестве источника финансирования дефицита бюджета.
Выходу из такого положения должны способствовать следующие меры: ускорение разработки нормативно-правовых актов, необходимых для исполнения бюджета, более качественная подготовка проектно-сметной документации и, как следствие, более оперативное заключение государственных контрактов на поставку товаров и оказание услуг для государственных нужд. Так что в нынешний год, в Год быка по восточному гороскопу, нам всем придется «пахать» на законодательном поле. При этом надо учитывать, что кризис заставит нас всех работать и мыслить по-новому.
Как известно, с самого начала налоговой реформы политика государства строилась на основе принципа последовательного снижения налоговой нагрузки. Однако юридическое закрепление моратория на повышение налогов выступило бы в роли государственной гарантии поддержания стабильности налоговой системы на кризисный период и способствовало бы стимулированию как иностранных, так и внутренних инвестиций в отечественную экономику.
Другой реальной законодательной мерой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях экономического кризиса может служить предложение об увеличении с 20 до 60 млн. рублей предельного размера годового дохода предприятий, позволяющего применять упрощенную систему налогообложения.
— А что конкретно даст эта возможность для предпринимателей?
— Предусмотренное в настоящее время значение предельного дохода для применения упрощенной системы налогообложения, скорректированное на установленный коэффициент-дефлятор, не в полной мере учитывает темпы роста индекса потребительских цен и существенно ограничивает возможности субъектов малого и среднего бизнеса в части применения указанного льготного налогового режима. Реализация предлагаемой меры позволила бы расширить круг малых и средних предприятий, имеющих возможность применять упрощенную систему налогообложения, реально снизить налоговую нагрузку на такие предприятия. При этом в целях экономической поддержки вновь создаваемых малых предприятий было бы целесообразно рассмотреть вопрос о предоставлении им налоговых каникул сроком на 1 год.
— То есть речь идет о дальнейшей либерализации налоговой системы. В связи с чем, наверное, можно спросить о смягчении уголовной ответственности за налоговые правонарушения?
— На повестке дня нашей работы в сфере налогового администрирования весьма остро стоит вопрос о повышении ответственности налоговых органов и их должностных лиц за предпринимаемые ими действия и принятые решения. Как показывает имеющаяся правоприменительная практика, основные проблемы в сфере налогового администрирования связаны, как правило, не с качеством закона, а с тем, как он применяется на практике.
Учитывая участившиеся в последнее время факты необоснованных претензий налоговых органов к налогоплательщикам, связанных либо с некомпетентностью, либо злоупотреблениями со стороны этих лиц, депутаты фракции начали работу над поправками в Уголовный кодекс. В стадии рассмотрения поправки, предусматривающие уголовную ответственность должностных лиц налоговых органов за привлечение к ответственности лиц, заведомо невиновных в совершении налоговых правонарушений. Такая мера явилась бы дополнительной государственной гарантией от фактов произвола налоговых органов на местах.
— Какие новости ожидают нас в области самого модного налога, о котором так много пишут и говорят...
— Вы имеете в виду НДС? В этом направлении разрабатывается ряд законодательных мер, направленных на существенное ускорение возврата НДС по экспортным операциям. Сложившаяся на сегодняшний день система администрирования НДС нуждается в серьезном совершенствовании. Чрезвычайная сложность, а порой невозможность получить его возмещение приводят к тому, что значительные средства налогоплательщиков на длительное время «замораживаются», а иногда и просто теряются.
Сфера возмещения НДС уже достаточно давно отличается повышенной криминогенностью как со стороны налогоплательщиков, так и со стороны госчиновников. Первоочередной задачей в этом направлении мы видим подготовку законопроекта, предусматривающего ускорение возврата НДС при совершении экспортных операций. В качестве наиболее приемлемого пути решения этой задачи законодатели рассматривают не механическое сокращение срока камеральной проверки, а введение заявительного порядка возмещения в отношении так называемых традиционных экспортеров. В основу отнесения налогоплательщиков к указанной категории будет положен принцип минимизации риска невозврата сумм. Другой законодательной мерой, направленной на исключение практики кредитования государства со стороны налогоплательщиков, мог бы явиться окончательный отказ от налогообложения НДС сумм авансовых платежей.
— Можно ли сказать, что в последние годы налоги все более становятся социально направленными по отношению к людям, находящимся ниже черты бедности?
— Если государство не обеспечивает своему гражданину прожиточный минимум, оно не имеет морального права требовать от него уплаты подоходного налога. В условиях экономического кризиса, отбросившего значительное число людей за грань бедности, реализация подобной меры явилась бы одной из наиболее актуальных мер, направленных на повышение уровня социальной защиты граждан.
Помимо этого депутаты фракции «Единая Россия» считают необходимым продолжить реализацию мер, направленных на увеличение стандартных, социальных и имущественных вычетов из подоходного налога с учетом темпов инфляции. При этом особое внимание должно быть уделено мерам адресной налоговой поддержки многодетных семей, инвалидов и других социально наименее защищенных категорий граждан.
— Ходит немало разговоров о необходимости повышения инвестиционной активности среди самих граждан, то есть о приобщении их к экономике страны через ценные бумаги...
— В условиях экономического кризиса исключительно важное значение приобретают меры налогового стимулирования инвестиционной активности граждан. По оценкам аналитиков, объем сбережений российских граждан составляет более 5 трлн. рублей и 923 млрд. долларов США. Однако большая часть этих сбережений не работает на развитие экономики. В этой связи считаем целесообразным безотлагательное принятие закона, предусматривающего освобождение от обложения НДФЛ доходов граждан от осуществления инвестиций на фондовом рынке, предоставление имущественного налогового вычета при реализации ценных бумаг, отвечающих установленным критериям, а также учет убытков при реализации ценных бумаг в полном объеме.
— В одном из интервью вы говорили, что наиболее уязвимыми для кризиса могут стать региональные бюджеты, и потому необходимо кардинально менять стратегию и методику их финансирования.
— Давно требует решения проблема полного исключения практики предоставления на федеральном уровне любых льгот по региональным и местным налогам, влекущей выпадение доходов соответствующих бюджетов без их полной компенсации из федерального бюджета. Подобная законодательная мера способствовала бы безусловной реализации заложенного в Бюджетный кодекс принципа финансовой самостоятельности бюджетов регионального и местного уровней, а также повышению роли этих бюджетов в решении задач экономического и социального развития на соответствующих территориях. Вместе с этим в целях упреждения возможных негативных экономических, социальных и иных последствий отмены отдельных льгот считали бы целесообразным совместно с правительством незамедлительно провести инвентаризацию действующих льгот, и по ее результатам необходимо выработать взвешенные законодательные решения об их полной отмене либо об их частичном сохранении, но при условии компенсации соответствующим бюджетам размера выпадающих доходов.
Другой важной мерой, направленной на укрепление стабильности региональных и местных бюджетов, представляется законодательное закрепление положения о запрете принятия поправок в Налоговый кодекс, приводящих к выпадающим доходам этих бюджетов без их полной компенсации из федерального бюджета на весь срок действия соответствующих изменений. В рамках корректировки показателей федерального бюджета на 2009 год целесообразно пересмотреть методику формирования и распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, так как в основу их расчета заложена налоговая база 2007 года. В каких-то вопросах необходимо использовать элементы ручной настройки, чтобы из-за формальных цифр не упустить какие-то обязательства регионов и муниципалитетов.
— В конце марта депутаты Госдумы начнут работать над поправками в бюджет 2009 года, при этом параметры бюджетного плана будут резко корректироваться. Не означает ли этот факт, что в нынешней нестабильной экономической ситуации надо временно отказаться от трехлетнего расчета бюджета?
— Считаю целесообразным для оперативного управления бюджетными средствами, направляемыми на реализацию антикризисных мер, в условиях постоянно меняющейся социально-экономической ситуации ввести временную норму утверждения федерального бюджета на год, сохранив при этом составление финансового плана на три года, утверждаемого постановлением Правительства РФ. Для этого необходимо до внесения изменений в федеральный бюджет на 2009 год принять соответствующие изменения в Бюджетный кодекс. При стабилизации ситуации в экономике можно вернуться к среднесрочному бюджетному планированию.
— Вы сторонник жесткого контроля по расходам бюджетных денег. Какие реальные меры будут приняты в этом направлении?
— Сегодня, когда на учете каждый бюджетный рубль, крайне важно установить ответственность главных распорядителей бюджетных средств за низкое качество организации бюджетного процесса, которое влечет завышение потребности бюджетных ассигнований, затягивание разработки нормативно-правовых актов, необходимых для исполнения бюджета, неравномерность кассового исполнения бюджета. Настало время ужесточить основания для переноса неиспользованных средств на следующий финансовый год.
В условиях нарастания кризисных явлений в экономике России особое значение приобретают вопросы, связанные с результативностью использования средств федерального бюджета и своевременным доведением их до бюджетополучателей. Рассматривая внесение изменений в бюджет текущего года или отчет об исполнении бюджета, мы постоянно отмечаем низкое качество бюджетного планирования и плохую организацию исполнения расходов федерального бюджета главными распорядителями этих средств. Практика последних лет показывает, что основные суммы расходов осуществляются даже не в четвертом квартале, а в декабре текущего года. Как правило, на конец года образуются значительные объемы неиспользованных главными распорядителями средств. По данным Счетной палаты, на конец 2008 года остатки таких средств составили 800 млрд. рублей, которые в соответствии с нормами Бюджетного кодекса должны быть перечислены на единый счет федерального бюджета и могут быть использованы в качестве источника финансирования дефицита бюджета.
Выходу из такого положения должны способствовать следующие меры: ускорение разработки нормативно-правовых актов, необходимых для исполнения бюджета, более качественная подготовка проектно-сметной документации и, как следствие, более оперативное заключение государственных контрактов на поставку товаров и оказание услуг для государственных нужд. Так что в нынешний год, в Год быка по восточному гороскопу, нам всем придется «пахать» на законодательном поле. При этом надо учитывать, что кризис заставит нас всех работать и мыслить по-новому.
Илья АКИМОВ