Суббота, 23 ноября 2024

Редакция

Нетерпимость к коррупционному поведению

{mosimage}Финал 2008 года отмечен инициативами федеральных исполнительных и законодательных органов власти, принципиальными решениями политической партии «Единая Россия». В Госдуме идет доработка многих законопроектов. О текущей работе законодателей корреспондент «НВ» беседует с первым заместителем председателя Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике Галиной ИЗОТОВОЙ.
— Галина Сергеевна, давайте обратимся к тяжелейшей проблеме — борьбе с коррупцией. Среди антикоррупционных мер — целый пакет законов. Выстраивается система противодействия этому злу?
— Проект федерального закона «О противодействии коррупции», который является основным в системе мер, базируется на совершенствовании структуры государственного управления, функций и полномочий органов государственной власти. Мы исходим из того, что коррупция является следствием избыточного и нерегламентированного государственного регулирования.
— На каких конкретных мерах искоренения коррупции остановились депутаты Госдумы?
— Во-первых, формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению. Далее, антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов. Предъявление в установленном законом порядке специальных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей.
В обязанность государственных и муниципальных служащих вводится предоставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не только своих, но и членов семьи. Проверять сведения будут по запросу правоохранительные или государственные органы, осуществляющие контрольные функции.
Существенные изменения вносятся в Уголовный кодекс РФ: уточнено понятие «конфискация имущества»; усилены санкции статей за злоупотребление полномочиями и коммерческий подкуп, совершаемые управленцами в коммерческой или иной организации; включены новые положения, закрепляющие в соответствии с международными обязательствами РФ уголовную ответственность иностранных должностных лиц и должностных лиц международных организаций. Изменения в УПК РФ направлены на упрощение порядка привлечения к уголовной ответственности депутатов, судей и других категорий лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам.
— Несмотря на кризис, власть верна своим социальным обязательствам. Например, правительство намерено выкупить на рынке более 40 тысяч квартир, которые пойдут на решение жилищных проблем военнослужащих и граждан, проживающих в аварийных домах. А насколько реально по той же схеме выкупать квартиры для  бюджетников, десятилетиями стоящих в очереди на получение жилья?
— На эти 40 тысяч квартир мы выделим дополнительно почти 83 миллиарда рублей. Увы, к сожалению, такого же механизма для бюджетников-очередников пока нет.
Последние годы в отдельных регионах до 10—15% семей смогли решить свои жилищные проблемы с помощью ипотеки. Но только там, где ипотечный механизм был подкреплён системой предоставления земельных участков, бюджетными вливаниями в строительство инфраструктуры. К сожалению, экономический кризис затруднит выдачу кредитов под залог жилья. Поэтому сейчас есть время как раз и выработать механизм для обеспечения жильём всех нуждающихся. Есть хорошие идеи строить дома и сдавать квартиру в аренду по государственным расценкам. Вскоре в полной мере заработает перераспределение земельных участков от тех федеральных структур, которые их не используют. Снижение цен на строительные материалы должно положительно сказаться на себестоимости жилья.
— Несколько вопросов политического свойства. Отныне правительство подотчетно  Государственной Думе. Как вы относитесь к идее отчетов глав субъектов Федерации перед своими региональными законодательными собраниями?
— Полагаю, что это правильная идея. Раз законодательное собрание наделяет губернатора полномочиями, то вправе спросить и отчёт. Для этого не нужно принимать каких-либо федеральных законов. Полагаю, что депутаты вполне могут выработать механизм  и на региональном уровне.
— Как вы оцениваете предложение лидера ЛДПР господина Жириновского сделать российский парламент однопалатным, без Совета Федерации, а число депутатов Госдумы сократить с нынешних 450 до 300?
— Я считаю, что подобное заявление сделано Жириновским с целью привлечения внимания к своей персоне. Почему именно 300 депутатов Госдумы? Видимо, по аналогии с фильмом «300 спартанцев». А почему не 101, как далматинцев? И почему не 33, как богатырей?
Однопалатный парламент для России неприемлем. В условиях многонациональной страны должен быть орган, представляющий интересы территорий. А они разные. В Калининграде — свои, а в Калмыкии — свои. Интересы территорий сейчас представляет Совет Федерации. И название неслучайно — Совет Федерации, так как государство у нас по устройству федеративное.
Нижняя палата парламента — Дума, сейчас отражает баланс политических сил, поскольку избирается по пропорциональной системе от политических партий. А верхняя палата отражает интересы территорий.
— Дмитрий Медведев предложил дать гарантии малым партиям, получившим на выборах в свою поддержку 5—7 процентов голосов, рассчитывать на 1—2 депутатских мандата в Госдуме. Вообще-то, закон тверд, и нужно ли входить в положение слабых и сирых партий, делая им такие поблажки?
— Я согласна с предложением президента. Считаю, что партии, получившие от 5 до 7% голосов, могли бы рассчитывать гарантированно на 1—2 депутатских мандата. Такая схема позволит, с одной стороны, сохранить систему поощрений и укрепления крупных партий, которые составляют каркас национальной политической модели. А с другой — предоставить парламентскую трибуну малым партиям, представляющим интересы миллионов россиян.
 

Евгений МАЛЬКОВ
Владимир МАЛЫГИН (фото)