Суббота, 10 августа 2024

Редакция

Стратегия развития

{mosimage}Через две недели Новгородская областная Дума приступает к обсуждению бюджета и Концепции социально-экономического развития области на 2009 год
и на 2010—2011 годы.

20 ноября в Москве откроется X съезд политической партии «Единая Россия». Во всех этих мероприятиях активное участие принимает председатель областной Думы, секретарь регионального политсовета партии «Единая Россия» Сергей ФАБРИЧНЫЙ. С ним мы и ведем разговор о текущих делах.

— Мы с вами, Сергей Юрьевич, встретились накануне одного из главных государственных праздников России — Дня народного единства. Правда, праздник этот еще не укоренился в сердцах россиян, его пытаются противопоставить годовщине Октябрьской революции 1917 года. На этот счет очень много спекуляций и недопонимания.
— С каждым годом идея праздника Дня народного единства все больше и больше овладевает умами россиян, новгородцев, потому что этот праздник не носит классового характера, он не демонстрирует торжества какой-то одной отдельно взятой социальной группы, ярко выраженного политического окраса. Это праздник, который должен быть одинаково дорог каждому человеку, живущему на территории Российской Федерации, вне зависимости от его партийной принадлежности, материального состояния, вероисповедания и так далее. Праздник олицетворяет наше единство, что все мы — граждане одной страны, которая должна быть сильной, богатой и единой. Если мы будем подходить к празднику с такой меркой, не выпячивая политические или идеологические предпочтения, то он будет и дальше укрепляться в сознании людей как один из главных праздников нашей страны.
Пользуясь случаем, приглашаю жителей областного центра 4 ноября в 12 часов на Ярославово Дворище, где пройдут праздничные мероприятия, посвященные Дню народного единства.
— На днях вы вернулись из Москвы, где участвовали в заседании Совета по взаимодействию Совета Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обсуждая реформу местного само-
управления.
— На совете законодателей разговор шел о реализации 131-го Федерального закона с учетом того, что с 1 января 2009 года этот закон вступит в силу в полном объеме. И потому сейчас очень актуальны вопросы пробелов в законодательстве, актуально то, что предстоит сделать в оставшееся время… Увы, еще не все решено. Я выступал на совете законодателей и сказал о том, что, с моей точки зрения, главная проблема, которая так и не снята с повестки дня за последние годы, — это отсутствие баланса между объемом, содержанием вопросов местного значения и финансово-экономической основой местного самоуправления.
— Проще сказать, передав полномочия, не подкрепили их материальными ресурсами.
— Совершенно верно. Пока нет четких критериев, как измерять эффективность работы муниципальных образований. По статистике Министерства финансов, более половины муниципальных образований Российской Федерации исполнили свои бюджеты с профицитом. Но в данном случае речь идет о фактических расходах, а не о потребностях муниципальных образований, потому что вопросы местного значения в стоимостное выражение никто и не переводил. Социальные стандарты, которые должны достигаться на территории если не всей России, то хотя бы на территории конкретного федерального округа, также не просчитаны. Ситуация, когда расходная часть местных бюджетов неоднократно увеличивалась за счет принятия других федеральных законов без компенсаций из федерального бюджета, приводили к тому, что бюджеты большинства муниципальных образований в своей расходной части содержат затраты на жилищно-коммунальные услуги и на содержание аппарата. Все остальные вопросы финансируются, что называется, по остаточному принципу. И это главная, на мой взгляд, проблема, которая на сегодня есть в реформировании системы местного самоуправления.
Те предложения, что прозвучали на совете законодателей — увеличение нормативов отчисления федеральных налогов в пользу муниципальных образований, подоходный налог платить по месту жительства людей, а не по месту регистрации предприятий, на которых они работают, — должны привести к укреплению доходной части местных бюджетов.
— На недавней конференции Новгородского регионального отделения партии «Единая Россия» вы озвучили идею укрупнения муниципальных образований. Уточните позицию.
— Эту идею обсуждают не только в Новгородской области. Укрупнить или нет то или иное муниципальное образование — это определяется на референдуме, на котором люди и принимают решение. Проблема финансовой обеспеченности, кадровые и прочие вопросы жизнедеятельности подтверждают, что множественность муниципальных образований — не лучший вариант. Ведь у нас в области при формировании сельских поселений за базу взяли сельсоветы и на их основе сформировали сельские и городские поселения. В Любытинском районе, например, было оставлено два муниципальных образования поселенческого типа, прошло несколько лет, и есть возможность сравнить, где успешнее идет работа, где больше возможностей для реализации вопросов местного значения, и соответственно принимать решение — идти на укрупнение или оставить все по-прежнему. Интерес к этому вопросу проявляют многие субъекты Федерации, например, Курская область, Алтайский край. Там число муниципальных образований зашкаливает за несколько сотен.
— И вы считаете, что 221 муниципальное образование на территории Новгородской области — это чрезмерно?
— Я думаю, что это много, но еще раз подчеркну — люди должны определиться сами, какое решение им принимать.
— От некоторых глав субъектов Федерации, правда, пока еще робко, поступают предложения вернуться к прежней схеме прямых всенародных выборов губернаторов. Как вам такое?
— У обеих схем избрания глав регионов есть как плюсы, так и минусы. Я думаю, что сейчас преждевременно заводить разговор на эту тему. Помните, сколько было дебатов вокруг того, нужен или нет нам Стабилизационный фонд, зачем копить столько денег и на что их лучше потратить. И вот грянул международный финансовый кризис. И сама жизнь подтвердила, что Стабилизационный фонд — это подушка безопасности для нашей страны. Ситуация развела спорящие стороны. Так что та же жизнь покажет, какая модель избрания губернаторов наиболее оптимальна. Но думаю, что сейчас самая актуальная задача — разобраться с последствиями финансово-экономического кризиса, ибо на жизнь людей гораздо больше влияет социально-экономическая ситуация, нежели прямые или опосредованные выборы глав субъектов Федерации.
— Законодательное собрание Пермского края предлагает отменить избирательный залог на выборах депутатов Госдумы, оставив его лишь на выборах региональных парламентов. А руководитель думской фракции «Справедливая Россия» Николай Левичев шагнул еще дальше, предложив отменить не только залог, но и сбор подписей избирателей. Как вы оцениваете эти предложения?
— Сбор подписей избирателей, на мой взгляд, — довольно объективная характеристика авторитета и конкурентоспособности партии. Так какой смысл отменять эту норму? А что касается избирательного залога, так он, как форма доступа кандидатов к регистрации, и дает дополнительную возможность для той или иной партии иметь своих представителей в законодательном органе власти.
— А что делать с практикой, когда на выборах в регионе на одно место в законодательном собрании или же на должность мэра столичного города претендуют сразу несколько человек от одной и той же партии, причем кто-то из них выдвинут региональным отделением партии официально, а кто-то — самовыдвиженец. И имеют место быть, как говорят, растяжки голосов избирателей. Политологи заговорили об отмене института самовыдвижения.
— Здесь не надо смешивать конституционные права граждан Российской Федерации и партийную дисциплину. Избирать и быть избранным, в том числе для самовыдвиженца — это конституционное право гражданина. А вот выдвижение кандидата партийной организацией — это уже вопрос, относящийся к партийной дисциплине. В «Единой России» существует правило, согласно которому выдвигать на один замещаемый мандат на выборах депутатов различного уровня или на выборах глав муниципальных образований можно не более одного кандидата. И инструмент здесь один — метод убеждения в том, что партия поддерживает конкретного претендента и именно его желает видеть в том же парламенте или на посту мэра города. Кстати, мы это сделали на недавних выборах главы Пестовского муниципального района, где была опасность иметь двух или более кандидатов от партии «Единая Россия». Мы остановились на одной кандидатуре — Андрее Николаевиче Газетове, в чем и убедили иных претендентов от нашей партии. Поверьте, сделать это было непросто. Но другого варианта нет.
— Через две декады в Москве состоится Х съезд политической партии «Единая Россия». Какой круг вопросов обсудят его делегаты?
— Главный вопрос — это «Стратегия-2020». Перспектива социально-экономического развития страны. Кроме того, будут внесены изменения в Уставе партии, касающиеся кандидатского стажа, сменяемости секретарей региональных и местных политсоветов, порядка уплаты членских взносов и так далее.
— Сейчас у вас стаж сторонника партии 3 месяца. Но уже звучат предложения о 6 месяцах и даже о годе. На ваш взгляд, на каком сроке логичнее остановиться?
— Думаю, что год. «Единая Россия» становится все более серьезной политической силой, и потому вопрос о членстве в партии должен стать более осмысленным для тех, кто хотел бы быть в рядах «Единой России».
— Вскоре на заседании областной Думы депутаты рассмотрят проект бюджета области и Концепцию социально-экономического развития региона на 2009 год и на период 2010—2011 годов. Однако на днях уже состоялось так называемое нулевое чтение документов. Каково ваше впечатление?
— Бюджет социально направленный. Расходы на социально-культурную сферу в 2009 году, по сравнению с бюджетом текущего года, возрастут на 40 процентов. Кроме того, с 1 декабря 2008 года на 30 процентов увеличивается фонд оплаты труда работников бюджетных учреждений, причем как областных, так и муниципальных.
— А какова цена этого роста?
— Порядка полутора миллиардов рублей. И такой шаг осуществляют далеко не все субъекты Российской Федерации. Мы договорились, что все те депутаты, что присутствовали на нулевом чтении, представят свои замечания и предложения. Мы их систематизируем. Первый заместитель главы администрации области Борис Валерьевич Воронцов даст соответствующие поручения профильным комитетам, и 12 ноября на заседании областной Думы администрация области начинает обсуждение бюджетов в первом чтении с анализа тех вопросов и замечаний, что были ранее заданы нашими депутатами. Вот таков алгоритм действий. А уже 26 ноября состоится второе чтение законопроектов.
 
Евгений МАЛЬКОВ
Владимир МАЛЫГИН (фото)