Вчера закончились двухраундовые консультации правительства региона с депутатами областной Думы по бюджету на следующий год
Впервые совещания в таком формате организованы между представителями исполнительной и законодательной властей региона: были приглашены все парламентарии.
Почему и проходили переговоры в два раунда. Правда, пришли на встречи далеко не все. Семеро депутатов игнорировали приглашения. Да и среди тех, кто участвовал в разговоре, были такие, кто пришел просто поговорить о наболевшем. Например, о полезности программы по строительству детских площадок в дошкольных учреждениях или о туристических достоинствах Псковской области.
В моих словах нет иронии. Меня даже просили быть подчеркнуто корректным в суждениях. Как говорится, всяк сверчок знай свой шесток. Но как наблюдатель замечу: на двух двухчасовых совещаниях 30 сентября и 1 октября «шесток» (повестка дня) был обозначен предельно четко.
Есть идея? Говорите!
Совещания носили консультативный характер, ибо формирование проекта регионального бюджета — прерогатива правительства, а его обсуждением и принятием занимается Дума. Иными словами: официальная дискуссия еще впереди.
Однако ни от кого не скроешь, что ситуация с бюджетом текущего года непростая. Уже проведено сокращение расходов на 334 миллиона рублей. А по предварительной оценке, чтобы получить помощь Москвы, показатель нужно дотянуть до 500 — чтобы компенсировать выпадающие бюджетные доходы, имеющие место из-за снижения налоговых поступлений. О причинах можно говорить, а можно и пропустить сегодня эту тему, потому что какой бы причина ни была, она объективно не изменится по мановению даже сверхполномочной руки. Но вопрос возникает естественный: не хочет ли правительство поделиться проблемами и ответственностью с парламентом, очутившись в щекотливом положении.
Проводившая совещание первый вице-губернатор Вероника МИНИНА, к которой еще до начала я обратился с таким вопросом, сказала следующее:
— Во-первых, мы и раньше проводили встречи по бюджету с депутатами, но делалось это между очередными парламентскими чтениями. Так что принципиально ничего нового в таких консультациях нет. Во-вторых, с мая у нас начало работать правительство, работать открыто. Заседания транслируются, в записи идут на областном ТВ, на заседаниях присутствуют журналисты. Подчас приглашенных чиновников и бизнесменов набирается больше, чем членов правительства. Мы открыты! Поэтому встречу с депутатами перенесли на тот период, когда проект бюджета еще не сверстан. Мы должны вынести проект бюджета на первое чтение на ноябрьское заседание Думы. Чем меньше будет споров по второстепенным вопросам, чем яснее будут позиции сторон, тем легче пойдет дело.
— А вы полагаете, что оно может пойти легче? Ведь о бездефицитном бюджете не говорит даже правительство страны…
— Да, это так. Ситуация в экономике обострилась. Она характерна для всех регионов: сложно с доходами. И что теперь — руки опустить? Обидно, конечно: три года мы шли к бездефицитному бюджету. Если бы ситуация была такой, как в эти три года, я не беру 12-й, самый благоприятный, мы бы в следующем году имели реальные шансы выйти на бюджет без дефицита.
— А теперь?
— А теперь будет очень трудно. Разрыв между расходами и доходами составит, по нашим расчетам, 3,9 миллиарда рублей. Чтобы не нарушать Бюджетный кодекс, мы должны снизить их хотя бы на миллиард. И при этом нельзя сокращать социальные расходы, расходы на зарплату бюджетной сфере и некоторые другие, как говорят финансисты, защищенные статьи. Правительственные департаменты уже получили задание «на сжатие». На совещании в понедельник, 30 сентября, я им предложила сокращать расходы самим, потому что мы все равно урежем столько, сколько надо. Разговор с депутатами необходим как мозговой штурм. Ум — хорошо, а чем больше — тем лучше.
Собственно, почти то же самое, что и мне, Вероника Витальевна дважды повторила для депутатов — в понедельник и во вторник. И надо признать, что депутатский корпус, даже разделенный на две части, принял этот посыл с пониманием. Не обошлось без реплик типа «А мы еще год назад говорили об излишнем оптимизме», но это, так сказать, для разминки. Далее разговор пошел в деловом ключе.
Понедельник, 30 сентября
Тон задавали охочие до публичных речей Леонид ДОРОШЕВ и Павел ГАЛЬЧЕНКО. Первый начал с предложения отказаться от программы подготовки и переподготовки госслужащих, что даст 50 млн. экономии. предложение было принято к рассмотрению. Хотя по закону госслужащие каждые три года должны проходить переподготовку.
Второй не сомневается, что можно сэкономить на транспортном обслуживании работников правительства. Однако депутат Хорошевская возразила, предложив эту тему не обсуждать: «Нельзя экономить на безопасности людей.
— Коллеги! — обратилась к присутствующим Вероника Минина, — мы слабые места расходной части знаем, и вас пригласили не для сверки мнений. Нужны эксклюзивные подходы, идеи…
Этот призыв несколько поумерил пыл. Гальченко сориентировался так быстро, что у меня мелькнула мысль о домашней заготовке. Депутат предложил следующее:
— Принять бюджет в той его части, где у нас нет пространства для маневра. А остальные расходы планировать по доходам, то есть в режиме реального времени. Будем собираться каждый месяц и принимать соответствующие решения.
Предложение интересное. Но ведь некоторые вопросы могут возникать на следующий после принятия решения день, а снимать их придется оперативно. Тогда как? Каждую неделю собираться? Или переходить на казарменное положение: при выходе из дома сообщать, куда идешь и когда вернешься? Да-а-а. Но все-таки это было конкретно, пригодно для обсуждения.
Затем Дорошев, предупредив специально участников совещания, что «НВ» могут опять исказить его слова (что значит «опять»? когда было первый раз?), предложил отказаться от «картинок», то есть от проектов, как я понял, имиджевых и дорогостоящих. Например, от обустройства Рюрикова городища, набережной Александра Невского (всё — в Новгороде). «Нужно собраться с городским руководством, посоветоваться на этот счет», — добавил он. Но коллеги прохладно отнеслись к этой идее. Тем более на названных объектах перекрестное финансирование: свои деньги сэкономим, но и федеральные не получим. Хорошо, если — сегодня, а вдруг — вообще никогда.
Неугомонный Гальченко двинул запасную идею: не ставить ГЛОНАСС на школьные автобусы: «Авось, не заблудятся, — усмехнулся он, — в наших-то краях. А сбережем 25 миллионов». Вице-спикер Анатолий БОЙЦЕВ охладил коллегу: «Там в основном — федеральные деньги». — «Разделить, — не сдавался тот, — где — наши, где — федеральные».
Разумеется, ни одна газета не выдержит двухчасовой стенограммы довольно интенсивного обмена мнениями. Наша — в том числе. В итоге же стороны сошлись на том, что необходима еще одна встреча. До заседания правительства, назначенного на 17 октября, она состоится.
Вторник, 1 октября
Второй раунд проходил по сценарию первого, но только в части предложенной к обсуждению темы. В дебюте Валерий ГАЙДЫМ попросил осветить ситуацию с налоговыми платежами со стороны новгородских магнатов. Минина успокоила его тем, что «наши платят исправно», а минусуем мы из-за естественных монополистов федерального ранга, вроде РЖД и «Газпрома», чьи налоги сжались до неприличных величин. Причем в результате вполне легальных операций. Как, например, амортизационные премии за ввод объектов.
Резонный вопрос был у Валерия Федоровича и о 334 миллионах, секвестированных из бюджета-2013:
— Что нам это дает?
— Помощь федералов, — был ответ, — и возможность заместить коммерческие кредиты бюджетными с более низкими процентами.
Вскоре в разговор вступил Дмитрий ИГНАТОВ. Чувствовалось, что депутата, только что вернувшегося с Сочинского инвестиционного форума, распирает оптимизм:
— Нужно не искать, как сократить миллиард, а думать, как его заработать.
Хорошая идея. Я бы согласился заработать и половину такой суммы. Но хитрый парламентарий не сказал — как.
Впрочем, нет — сказал:
— Надо чаще встречаться с бизнесменами!
Дескать, они посоветуют. Ну, так как он и сам по совместительству бизнесмен, мог бы пояснить, чего ждать от тех встреч.
Виктор КВИКЛИС слегка наперекор коллеге заметил:
— Наша проблема в том, что у новгородского бизнеса нет ресурса грамотных топ-менеджеров. Если будем вкладывать деньги в наших бизнесменов — пропадут.
Не понял я, кто пропадет: деньги или бизнесмены. Но если последние с деньгами — какая разница?
Мне показалось, что второй раунд был пожиже первого. Разговор довольно быстро распался на локальные темы: боровичские, старорусские, парфинские. Опять вспомнилось про сверчка на чужом шестке. Хорошо, что у первого вице-губернатора очень плотный график, и время этого совещания было лимитировано.
* * *
Не хочется банальностей про первый блин. В принципе, КПД у любого обмена мнениями, если стороны слышат друг друга, есть. Это был не любой обмен. Стороны слушали и слышали. На втором заходе потери времени будут меньшими. Правильно сказал депутат Виктор ВЕБЕР: «Трудно работать с листа. Надо прежде взвесить». Для этой операции время еще есть. Были бы желание и силы.
Владимир МАЛЫГИН (фото)