Суббота, 23 ноября 2024

Редакция

Бюджетная недостаточность

Сегодня областная Дума соберётся на последнее в этом году заседание

Главный вопрос — второе чтение регионального бюджета-2014. И традиционно накануне пленарного заседания Думы проходят комитеты.

Вчера первым стартовал комитет по бюджету, финансам и экономике под председательством Владимира Гаврикова, который сообщил, что парламентарии внесли 26 предложений по расходной и доходной частям бюджета будущего года. Наиболее заинтересованно обсуждал финансовый документ самый молодой думец Дмитрий Игнатов, сославшийся на президента Путина, объявившего, что 2014 год в России будет посвящен культуре. Игнатов при этом посыле не увидел строчки на охранные зоны и реставрацию памятников, хотя «все валится и валится!».

Представитель департамента культуры Борис Зорин успокоил депутата — есть деньги на культурные мероприятия! Тогда председательствующий Владимир Гавриков «перевел» вопрос коллеги: есть ли долгосрочная программа по реставрации памятников регионального значения с подсчетом итоговой суммы? Тогда пояснения решила сделать руководитель финансового департамента Елена Солдатова, не без подтекста напомнившая, что в послании главы государства шла речь и про майские указы, то есть в культуре приоритет теперь — рост зарплат...

Чтобы как-то утешить коллегу, Владимир Гавриков посоветовал Дмитрию Игнатову инициировать парламентские слушания по реставрации объектов культуры. Еще несколько вопросов — и члены комитета проголосовали за принятие бюджета Новгородской области, что и будет рекомендовано сделать сегодня всему составу парламента.

Для уточнения позиции думцев «НВ» попросили прокомментировать бюджет-2014 и слушания по СМИ депутата от фракции «Единая Россия» Александра Бойцова и независимого депутата Павла Гальченко.

Александр БОЙЦОВ:
— Это сложный бюджет, как известно. Очень серьезно сократились поступления в доходную часть из-за снижения налогов на прибыль основных налогоплательщиков. Что касается механизма обсуждения законопроекта, то после его первого чтения каждый депутат имел право и возможность задать вопросы правительству по своему избирательному округу в письменном виде. У меня было шесть вопросов, и все они нашли отражение в проекте бюджета ко второму чтению. Так, я обращался по поводу строительства полигонов ТБО на территории Демянского и Маревского районов, которое опротестовала прокуратура. И чтобы получить лицензию на полигоны, необходимы средства на строительство. Я доволен, что правительство смогло эту проблему решить. Утвердительный ответ я получил и по установке пожарной сигнализации в учреждениях культуры...

Мне кажется, что именно таким образом депутатам и надо работать: аргументировать свою позицию, а не заявлять голословно, что к ним якобы не прислушиваются.

Если говорить о депутатских слушаниях по финансированию СМИ, никто не ставил вопрос так, как его кто-то пытался представить: речи не было об уменьшении финансирования или закрытии каких-то СМИ, хотя некоторые депутаты и говорили, что нужно пересмотреть механизм поддержки. Добавлю, ожидать от этих слушаний чего-либо реального, кроме политических заявлений, не стоило. Однако они прошли не без пользы: мы обсудили проблему качественного улучшения освещения деятельности власти, в том числе и Думы; высказали предложения о взаимодействии с журналистами. И теперь надо выстраивать работу в этом направлении.

Павел ГАЛЬЧЕНКО:
— У депутатов нет возможности серьезно влиять на бюджет. Допустим, в Петербурге голосование в Законодательном собрании происходит не в целом по бюджету, а по статьям. Коллеги могут поддержать или не поддержать твою поправку, но обсуждение ее обязательно происходит. Мы предлагали так же сделать в Новгородской области, но нас не услышали. И поэтому внести-то правку можно попытаться, но именно за нее нет возможности голосовать, особенно если исполнительная власть с ней не соглашается. А голосовать против бюджета в целом тоже нельзя: он же по большей части социально ориентированный. Так что голосование идет в целом за весь набор цифр, предложенный правительством. К сожалению, у нас роль законодательной власти в регионах сводится к тому, что она придает легитимность решениям исполнительной власти. Но мы постепенно тоже набираем опыт...

К сожалению, расходы на СМИ растут быстрее, чем, допустим, на спорт. Если уж и говорить о поддержке прессы, то нужно менять ее формы. Сейчас все сводится к освещению деятельности исполнительной власти, то есть к пропаганде, да и то не всегда это делается умело. К тому же должен быть паритет между ветвями власти: в новгородских СМИ должны быть на равных представлены и правительство, и Дума. Для многих СМИ стало важнее получить бюджетные деньги, а не производить качественный медиапродукт. К тому же их затраты непрозрачны. Если взять Новгородское областное телевидение, то где перспективная программа его развития?

В целом же я удовлетворен слушаниями, потому что волнующая многих проблема получила публичную огласку. Думаю, что практику парламентских слушаний надо использовать и впредь. Депутаты имеют право на публичные вопросы правительству...