Понедельник, 23 декабря 2024

Редакция

Ударим вездеходом по железнодорожью!

Теперь члены правительства как на ладони

Региональное правительство отказалось играть по правилам РЖД

Все-таки форма наряду с содержанием зачастую имеет значение: первое заседание правительства в наступившем году проходило в отремонтированном и специально оборудованном для различных совещаний зале Дома правительства. Кстати, это первый капитальный ремонт в большом зале, который помнит еще советскую эпоху.

Придётся пахать
Заседание началось с представления новых членов правительства: вице-губернаторов Виктора НЕЧАЕВА, Александра БОЙЦОВА и руководителя департамента сельского хозяйства и продовольствия Вадима КОЖЕМЯКИНА.

Первый займется инвестиционной стратегией области и информационными технологиями. К слову, под руководством профессора Нечаева в Мордовии, где он служил прежде, был создан и успешно работает один из крупнейших в России венчурных фондов. «Область требует дополнительного привлечения крупных инвесторов и развития малого и среднего бизнеса, особенно это касается муниципальных районов», — прокомментировал появление нового человека в правительстве губернатор Сергей МИТИН.

На сельскохозяйственном фронте Александр Бойцов сменил Александра Филиппова, ушедшего в «Ростехинвентаризацию». Бойцов — не новичок не только в аграрных делах, но и в управленческих, он уже работал заместителем главы области, а до недавнего времени руководил «Новгородмелиоводхозом».

В целом — удовлетворительно
К сожалению, в 2013 году в сельском хозяйстве, как сообщила председатель комитета по мониторингу и анализу социально-экономического развития области Ирина ГАРАМОВА, произошло снижение важнейших показателей, и в структуре ВРП области его доля сократилась на 1,1 млрд. рублей. Если промышленные результаты позволили нам выйти в лидеры по СЗФО и занять 20-е место по стране, то индекс производства в аграрном секторе составил от 2012 года лишь 91,5%. Меньше стало куриного мяса, молока, яиц, картофеля, сократились посевные площади. Остается только пожелать успеха новому куратору АПК Александру Бойцову и новому главе профильного департамента Вадиму Кожемякину...

В целом же, судя по отчету Ирины Гарамовой, если не считать небольшого аграрного провала и снижения налога на прибыль, Новгородская область в прошлом году продвинулась вперед. Темп роста валового продукта достиг почти 2%, что превышает общероссийский показатель на 0,4%. Вырос и валовой региональный продукт на душу населения — до 284,4 тыс. рублей (+7,9%). Объем инвестиций в основной капитал составил 100,2% (почти 48 млрд. рублей). В основном инвесторы, что неудивительно, выбирали Великий Новгород.

Лучший показатель начиная с 1991 года достигнут в строительной отрасли — введено 320,5 тыс. кв. м жилья (9-е место в России). Местный рекорд зафиксирован в Новгородском районе — 69 тыс. кв. м. Однако с планом справилась лишь половина муниципалитетов, а уж задача предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство вообще оказалась для многих районов неразрешимой. Тема полностью закрыта лишь в Волотовском, Маловишерском, Маревском, Мошенском, Окуловском, Парфинском, Чудовском.

В 2013 году в регионе на 15 маршрутах курсировала 31 пара пригородных поездов. В 2014 году на 7 маршрутах останутся 11 пар. За них РЖД получит от бюджета 43,5 млн. рублей

С майскими указами президента о росте доходов бюджетников региональная власть справилась: в 2013 году зарплата повышена 24 тысячам работников областных и муниципальных учреждений, занятых в сферах культуры, образования, здравоохранения, социального обслуживания. Врачи теперь получают до 34 тыс. рублей, учителя — до 24 тыс., педагоги дошкольных образовательных учреждений — 23 387 рублей (в среднем по стране — 21 802 рубля). По данным Росстата, за девять месяцев 2013 года область по соотношению средней зарплаты в бюджетной сфере к средней зарплате в экономике области (22 727 рублей) входит в первые 15 регионов страны. Могли быть и выше, если бы не отстающие: в Маревском, Холмском, Батецком, Волотовском, Солецком, Демянском, Поддорском районах бюджетникам платят 16—18 тыс. рублей.

Впрочем, есть и другой резерв: темпы роста по налогу на доходы физических лиц (109,2%) остались ниже темпов роста средней зарплаты в экономике области (112,2%). Как заметила Ирина Гарамова, надо бы налоговой службе заняться этим предметно…

Выслушав наверняка уже известные ему цифры, губернатор Сергей Митин заметил, что из-за слабой работы отдельных территорий «страдает качество показателей всей области». И напомнил, что 14 сентября пройдут выборы глав Демянского, Маловишерского, Маревского, Мошенского, Поддорского и Старорусского районов. Так вот, поддержка действующих глав со стороны области будет зависеть от работы глав и их команд. И для начала Сергей Митин предложил руководителям районов оперативно сдать Александру Бойцову толковые планы развития АПК, «предусмотрев в них якорные проекты».

По гамбургскому счёту
Вероятно, жители области, наблюдавшие трансляцию заседания правительства онлайн, с особым интересом слушали информацию вице-губернатора Юрия МАЛАНИНА о новой схеме транспортного сообщения в Новгородской области. Виновником перемен стала Северо-Западная пригородная пассажирская компания — дочерняя структура РЖД, которая с конца 2009 года осуществляет пригородные железнодорожные перевозки в нашем регионе.

Странным образом счета, выставляемые железнодорожниками, с того времени стали стремительно расти. Всего лишь два года назад РЖД прислала счет Новгородской области на 8 млн. рублей, а в 2013-м — на 86,7 млн. (желаемая сумма была бы выше, если бы не сопротивление региональной власти). В наступившем году РЖД уже рассчитывала на 581,2 млн. рублей. Понятное дело, ей хочется как-то покрыть свои расходы на Олимпиаду в Сочи и мегапроекты своего шефа, пользуясь своим монопольным положением в провинции… Кстати, «благодаря» РЖД в 2013 году в регионе снизились доходы в бюджет от налога на прибыль — как консолидирующий налогоплательщик компания теперь его платит по месту регистрации центрального офиса. По этой причине налоговая «недостача» от РЖД составила почти 164 млн. рублей.

Ответом регионального правительства на все эти сюрпризы стала новая схема пассажироперевозок: с середины января кое-где пересаживаемся на автобусы и даже… вездеходы. По подсчетам специальной рабочей группы, в которую вошли и областные депутаты, в одном вагоне пригородного поезда вместимостью 64 пассажира чаще всего путешествовали 8 человек. А в электричках и того хуже — та же наполняемость при наличии 90 мест. В общем, резюмировал Юрий Маланин, бюджет платит за почти пустые вагоны. А выставленные на 14-й год суммы, по его мнению, вообще «являются критическими».

В 2013 году в регионе на 15 маршрутах курсировала 31 пара пригородных поездов. В 2014 году на 7 маршрутах останутся 11 пар. За них РЖД получит от бюджета 43,5 млн. рублей. Как говорится, почувствуйте разницу…

Практически все отмененные пригородные железнодорожные маршруты заменены автобусными, сообщил Юрий Маланин. Для самых труднодоступных населенных пунктов применят специализированные вездеходы, как это делается в некоторых регионах. Губернатор уточнил, что вездеходы для доставки жителей, специалистов и грузов будут отданы на балансы поселений. Стоимость одной такой машины — до 3 млн. рублей, но их поставка на конкурсной основе не исключает снижения цены. Пока что, по словам главы региона, поступили заявки только от двух поселений — Тесово-Нетыльского Новгородского района и Неболчей Любытинского района. «Согласитесь, это дешевле, чем полмиллиарда рублей в этом году, а дальше с нас требовали бы и больше. К тому же вездеходы мы купим не на один год», — пояснил губернатор прессе после заседания.

Новую схему поддержал председатель Новгородского автотранспортного союза

Евгений КАРПОВ, коротко сообщив правительству,  что автобусы пригородного сообщения тоже ходят с неполной загрузкой. Так что транспортникам «будет только лучше». Они в силах пустить и дополнительные маршруты, так что население будет обеспечено транспортом.

Как ни странно, после того как обсуждение транспортной темы завершилось, никто из районных глав не задал ни одного вопроса, как будто они лично обошли все дворы и все до мелочей обсудили с местными жителями. Поэтому, чтобы учесть все нюансы перевозок, Сергей Митин заявил на правительстве, что поддерживает инициативу депутата Валерия Гайдыма, предложившего еще раз уточнить мнения граждан, как им удобнее добираться до дома, учебы или работы. В марте будет проведено совещание, на которое позовут уже глав поселений. То есть сеть и графики автобусных и железнодорожных маршрутов еще могут корректироваться.

На закономерный вопрос главного федерального инспектора по Новгородской области Алексея КАРМАНОВА о состоянии дорог, по которым ездят автобусы, в частности, на отрезке Неболчи — Будогощь, вице-губернатор Маланин ответил, что трассы областного и местного значения, требующие ремонта, «будут поддерживаться в проезжем состоянии». Мол, на то и создаются дорожные фонды в районах…

Владимир БОГДАНОВ (фото)