Суббота, 23 ноября 2024

Редакция

«Мы работаем в интересах населения»

Сегодня, 2 апреля, Новгородская областная Дума отмечает свой 20-й день рождения

14 лет подряд областную Думу возглавлял Анатолий БОЙЦЕВ, ныне вице-спикер и руководитель думской фракции «Единая Россия».

По нашей просьбе дуайен парламентского корпуса (фр. doyen — старшина, старейшина) вспоминает, как всё начиналось, продолжалось и происходит…

— Анатолий Александрович, а как начиналось? Молодое поколение вряд ли помнит, что в советские годы представительные органы назывались Советы народных депутатов. И после распада СССР большинство их них массово самораспускалось. В итоге управление областями и краями оказалось в руках исключительно исполнительной власти.

— После выхода в октябре 1993 года Указа президента Бориса Ельцина «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации» областной Совет народных депутатов, по сути, прекратил свое существование — невозможно было собрать кворум. Малый Совет решил передать полномочия администрации области и создать новый представительный орган — областную Думу. На основании другого Указа президента — о выборах в представительные органы власти — на 27 марта 1994 года были назначены выборы в Новгородскую областную Думу.

С первой попытки удалось избрать 19 из 27 депутатов: согласно областному избирательному законодательству выборы считались действительными при явке избирателей более 50%. Но в Новгороде явка была гораздо ниже, поэтому новгородские мандаты довольно долго оставались вакантными. Лишь когда порог явки был снижен, по итогам довыборов в декабре 1995 года Дума была полностью сформирована. Она была избрана сроком на два года. Но затем полномочия депутатов продлили до четырех лет, из-за чего тогдашние демократы обратились в Верховный суд, но — проиграли.

— Почему именно 27? Сейчас же вас 26…

— На такое количество избирательных округов после долгих раздумий была разделена область. Выбирали между 33 и 27, остановились на 27. Но по числу избирателей округа отличались друг от друга до 30 процентов. На второй созыв избирательной комиссии области удалось сделать более оптимальную нарезку из 26 округов. Разница по избирателям сократилась до 10 процентов, а депутатов стало 26.

— Почти половина депутатов первых созывов были главами районов. Но это ведь  смешение двух ветвей власти — исполнительной и законодательной...

— Дело и дошло опять до Верховного Суда, но тот оставил все как есть, потому что в нашем законе о выборах Думы была прописана возможность для избрания не главы района, а главы местного самоуправления. Дело в том, что местное самоуправление не относится к органам государственной власти. И в первые три созыва у нас до 12 депутатов фактически работали на освобожденной основе. Как сейчас принято говорить, это позволило оптимизировать расходы областного бюджета. Но самое главное, жизнь показала, что эти депутаты-главы были самые профессиональные и подготовленные, так как владели ситуацией на местах и знали, что требует население. Если внесенный законопроект шел вразрез с интересами местного самоуправления, он не принимался.

— Было много и директоров предприятий...

— И сейчас они есть. Правда, благодаря пропорциональной системе, введенной в 2006 году, больше стало врачей и педагогов. Сейчас 50% депутатского корпуса формируется по партийным спискам. Хочу заметить, что в одномандатных округах обычно побеждает тот, кто зарекомендовал себя как человека, способного решать вопросы, поэтому победа успешного руководителя закономерна.

— Как повлияло на работу Думы появление фракций?

— Теоретически их формирование должно упрощать принятие решений: каждая фракция высказывает позицию по законопроектам на Совете Думы, и в итоге закон либо проходит, либо нет — по правилам простой арифметики. А на практике может возникнуть противоречие между установкой центрального органа партии по конкретному вопросу и позицией фракции. Таких случаев бывало достаточно много, когда депутат просто раздваивался: партия требует одного, а жизнь другого. Например, при утверждении кандидатуры представителя от Думы в Совете Федерации коммунисты всегда голосуют «против», независимо от того, какая фамилия предлагается.

Но в целом на сегодняшний день все фракции очень продуктивно работают в интересах региона. Мы научились договариваться, находить компромиссы. Впрочем, то же самое могу сказать и про беспартийных депутатов...

Теперь региональный парламент заседает в электронном формате— В 2004 году Дума обзавелась Счетной палатой — для контроля над бюджетными деньгами.

— Счетные палаты создавались во всех регионах. В Новгородской области закон о палате был принят лишь со второй попытки: депутаты-производственники, не разобравшись в сути вопроса, решили, что для предприятий появится еще один контролирующий орган. Но после визита в Новгород председателя Счетной палаты РФ Сергея Степашина закон утвердили. И теперь у нас есть контрольно-счетные органы во всех районах при местных думах.

— Теперь перед депутатами ежегодно отчитываются не только председатель Счетной палаты, региональные уполномоченные по правам человека и правам ребенка, руководитель областного УВД, но и губернатор Новгородской области. Статус регионального парламента сейчас выше, чем в первые годы его существования?

— Да, и это свидетельство того, что Дума играет все более заметную роль в жизни региона. И это объективно закономерная тенденция в демократическом обществе. Депутаты представляют своих избирателей, поэтому мы можем задавать вопросы вице-губернаторам во время представления ими того или иного законопроекта. Согласно регламенту мы имеем возможность направить вопросы от фракций и от каждого депутата губернатору перед тем, как он выступит в парламенте с ежегодным отчетом и посланием к Думе.

— Еще один механизм влияния Думы — это парламентские слушания. Поначалу он редко использовался, но в последнее время депутаты стали к нему прибегать активнее.

— Добавлю, что и депутатский запрос имеется у нас в арсенале... В первые годы работы было не до слушаний — нужно было практически с нуля создавать областные законы, так как многие федеральные законы не соответствовали новым реалиям, или попросту отсутствовали. С уверенностью скажу, что областное законодательство развивалось быстрее, чем федеральное. И это позволяло региону быстрее двигаться вперед. Например, не было общероссийских правовых норм для привлечения инвестиций. Вместе с администрацией области нам удалось в кратчайшие сроки прописать такие юридические основы для инвестиционной деятельности в регионе, что тогдашний премьер Виктор Черномырдин решил провести именно в Новгороде всероссийское совещание по инвестициям. К нам приезжали из других регионов, чтобы «списать» эти законы, в частности, о налоговых «каникулах» на период окупаемости проекта. В итоге реализации инвестиционного законодательства появились новые предприятия, рабочие места, налоги... На вызов времени Новгородская область всегда отвечала и отвечает соответствующими законами.

— Областная Дума нынешнего созыва усилила взаимодействие с коллегами в муниципалитетах благодаря Совету по местному самоуправлению при Думе. А вот Молодежный парламент, на мой взгляд, — пока какое-то аморфное образование…

— Согласен с вами: если Совет под руководством председателя Елены Писаревой работает эффективно, обсуждая актуальные проблемы территорий, то Молодежный парламент не стал кузницей кадров для Думы. Думаю, причина в порядке его формирования.

— Кстати, Анатолий Александрович, именно Новгородская областная Дума в свое время стала примером гендерного прорыва в новой России: заместители председателя Думы четырех созывов были женщины — Нина Павлова, Любовь Андреева, Елена Писарева… С 2011 года всё наоборот: у спикера Елены Писаревой два заместителя-мужчины.

— Думаю, от этого мужчины-депутаты только выиграли: Дума стала более публичной, соответственно — и более узнаваемой. И в целом авторитет регионального парламента значительно вырос в нынешнем созыве.

— Как бы вы оценили вклад Думы в развитие региона?

— В первую очередь парламент сыграл объединяющую роль, консолидировал все политические силы на работу в интересах населения области. У нас не было такого противостояния властей, как в других регионах. А это позволяло сохранить силы и время для социально-экономического развития области.

В настоящее время отрегулированы все сферы жизни региона в законодательном плане. Новгородская областная Думы за 20 лет приняла более 2,5 тысяч областных законов, влияющих на развитие промышленности и сельского хозяйства, медицины, образования и спорта, науки и культуры, социальной сферы…

Теперь в повестке дня — модернизация местного самоуправления. На сегодняшний день более 30 полномочий передано на поселенческий уровень. А вот районное звено у нас «хромает». Не случайно президент Владимир Путин заметил, что районное звено у нас оказалось в роли наблюдателей: мол, это полномочия поселения, а это региона... И возникает много проблем.

Владимир БОГДАНОВ (фото)