Депутаты Великого Новгорода ждут от мэрии управленческих перемен
Чтобы узнать мнение новгородцев на сей счет, думцы решили провести общественные слушания по поводу обязательности согласования с Думой кандидатов на должность вице-мэров, ведь для этого нужно внести соответствующие поправки в Устав города.
А еще городской парламент направил в мэрию письмо с предложением модернизировать структуру администрации Великого Новгорода.
Первая реакция мэра Юрия БОБРЫШЕВА: «Эти изменения делать неправомерно, и мы это докажем». Мы — это команда? Но горожане не чувствуют, что в мэрии есть команда единомышленников-управленцев. Или мы — это как у короля Людовика XIV?
Главное — не сайт
Даже если не принимать в расчет многочисленные «проколы» мэрии последних месяцев, в числе которых необъяснимое промедление с принятием перечня ремонта дорог, скандал со строительством торгового комплекса «Мармелад», история с секретным экспериментом по очистке воды, то стоит лишь зайти на сайт администрации Великого Новгорода, чтобы понять...
Точнее, чтобы ничего не понять. Анахронизм управленческой структуры таков, что очевидно — даже с благими намерениями чиновники мэрии не смогут сделать город по-настоящему благоустроенным и комфортным.
Численность населения Великого Новгорода чуть более 200 тысяч человек. У мэра — один первый заместитель и пять просто заместителей. Кроме того, есть еще и управделами в ранге зама. В сравнении с другими городами Северо-Запада — явный перебор.
Так, в Пскове, равном по численности, имеется первый вице-мэр и два вице-мэра. В Калининграде (порт, территория-анклав, численность почти 1 млн. жителей) только один первый заместитель, а главы комитетов являются одновременно и заместителями.
Впрочем, сравнение и с другими городами будет не в пользу Новгорода, где руководители комитетов стали людьми-призраками для населения: отчеты перед депутатами и публичные комментарии дают только вице-мэры. В итоге вице-мэры, не являющиеся непосредственными исполнителями, отрываются от реальности и делают фантастические заявления вроде того, что в постоянно пустых автобусах люди ездят не стоя, а только сидя...
Далее. На сайте мэрии первыми стоят отдел мобилизационной подготовки (?) и правовое управление с отделами правовых экспертиз и ведения судебных дел. Это самое главное в городском хозяйстве?
Затем следует комитет муниципальной службы (он ведает малоизвестными горожанам отделами-центрами по работе с населением). Как думаете, что после? Управление делопроизводства! И только после всего этого бюрократического наворота появляется что-то приближенное к жизни: комитет экономики. Потом комитет потребительского рынка и услуг, комитет по туризму и зарубежным связям, управление бухучета и отчетности, отдел по вопросам обороны, управление по хозяйственному и транспортному обеспечению мэрии, отдел по работе с недвижимостью, отдел по вопросам содержания и формирования муниципального архива.
Пропустим несколько таких же полезных лишь чиновникам структур и найдем комитет финансов, в котором отдельно работают отдел по доходам и отдел по расходам. В комитете образования есть отдел по воспитанию, дополнительному образованию и досуговой деятельности, каковой занимается еще и комитет по культуре и молодежной политике, а также спортивный комитет. А еще есть такие чудо-образования в мэрии, как отдел геоинформационных систем градостроительной деятельности...
Называю не все структуры (места в газете не хватит). Но вот стоит упомянуть, что управление по транспорту и связи стоит в самом конце списка, и судя по числу специалистов (в нем сотрудников раз-два и обчелся), вполне заслуженно... Не потому ли в городе так и не появилась современная транспортная схема?
Возьмем Псков. Там главным структурным подразделением сразу идет управление городского хозяйства, в котором есть и отделы по благоустройству, по дорогам и по транспорту. А это и есть предмет ведения любого градоначальника. В Пскове я обнаружила даже отдел инновационного развития в сфере ЖКХ и отдел экономики и финансового контроля работы муниципальных предприятий!
Вспомни про Сан-Марино
Еще один немаловажный момент — в мэрии из каждых пяти работников — два руководителя и три специалиста (как в армии Сан-Марино, где на 51 солдата приходится 34 офицера).
Таковы свежие данные областного комитета госслужбы и содействия развитию местного самоуправления, проанализировавшего все муниципалитеты региона. Эксперты также отметили «отсутствие координации деятельности органов местного самоуправления городского округа в сфере взаимодействия с гражданским обществом, соблюдения стандартов открытости власти и других вопросов, касающихся вовлечения населения в работу органов местного самоуправления».
Между тем в региональной администрации, как мы знаем, перемены в духе времени — это принципиальный подход. Например, в целях инновационного развития с 28 апреля на базе комитета информатизации будет создан комитет инновационных и информационных технологий, куда передадут часть полномочий от департамента транспорта и связи, в сфере инвестиционной деятельности — от департамента экономического развития и торговли, в сфере науки — от департамента образования, науки и молодежной политики. Полномочия комитета по мониторингу и анализу социально-экономического развития будут переданы в департамент экономического развития и торговли. Вместо объединенных комитетов охотничьего и рыбного хозяйства и охраны окружающей среды и природных ресурсов будет создан департамент природных ресурсов и экологии.
Время диктует перемены управленческого стиля. И область подает пример муниципалитетам.
27 марта на заседании Думы Великого Новгорода об этом было заявлено не в первый раз вообще, но — официальнее некуда. Хотя спикер городской Думы Владимир ТИМОФЕЕВ еще 18 марта публично обвинил мэрию в саботаже (из-за отсутствия списка дорог, которые будут ремонтировать в 2014 году) и сообщил, что «подготовлен проект решения о внесении изменений в Устав Великого Новгорода, согласно которому городская Дума расширит свои полномочия и будет контролировать назначение заместителей мэра».
Это заявление имело эффект разорвавшейся бомбы. Но не потому, что было чрезмерно дерзким. Просто мэра давно уже не принято критиковать принародно. Видимо, он тоже настолько от этого отвык, что пропустил сигнал мимо ушей (позже Юрий Иванович скажет, что о всех этих коллизиях узнал из телевизора: надо понимать, случайно и не придал значения).
Однако 27 марта выведенный из себя мэр приоткрыл карты, заявив, во-первых, что «любой вопрос, который выносится, должен сперва обсуждаться хотя бы на Совете Думы». Во-вторых, что ему «всё равно, как будут заместителей назначать». В-третьих, что нужно «вырабатывать общее мнение и решение принимать не по указке губернатора, а самим». В-четвертых, что «готовится муниципальная реформа, которая пройдет уже в этом году».
В порядке поступления
Что касается Совета Думы. Поскольку мэр в совет не входит, для него не может иметь какое-либо значение, обсуждал совет тот или иной вопрос или нет. А согласно статье 12 «Права и обязанности депутата» Регламента Думы Великого Новгорода депутат и вовсе имеет право «предлагать вопросы для рассмотрения на заседании Думы…, вносить свои предложения для постановки на голосование». Тем более что статья 6 Устава Новгорода гласит: «Структура Администрации Великого Новгорода утверждается Думой Великого Новгорода по представлению мэра Великого Новгорода».
Непонятна горячность Юрия Ивановича в этом плане. Ведь ему «всё равно, как будут заместителей назначать». Хотя никто не говорит, что заместителей мэру будут назначать явочным порядком. В соответствии со статьей 28 Устава Великого Новгорода мэр назначает себе заместителей. Дума же намерена участвовать в обсуждении кандидатур. И это логично, ибо согласно уставной статье 21 «мэр Великого Новгорода подконтролен и подотчетен населению и Думе Великого Новгорода». Так что в намерениях Думы реформировать администрацию нет никакого противоречия уставу.
Думцы хотят это сделать по «указке губернатора»? Смысл понятен, форма мэрская. Сергей МИТИН уже не один раз высказывался, что не хочет и не должен принимать на себя функции градоначальника. Но если глава региона переходит-таки на ручное управление, это вынужденное вмешательство. Как с тем же списком подлежащих ремонту дорог. Все муниципалитеты сдали списки, Новгород — нет. При том, что наличие списка гарантирует городу дополнительно 100 млн. рублей.
Тут любой занервничает. Дума собирается 27 марта, а в начале недели списка еще нет. Деньги дать под честное слово нельзя, только — под программу. Перенести решение на месяц нельзя: сдвинутся сроки начала работ. Юрий Иванович идет в телевизор и «успокаивает» всех: «Список у меня в голове, могу перечислить все улицы и дороги». Ну это же «Уральские пельмени», ребята!
И наконец о муниципальной реформе. Пусть она заработает до конца года (Юрий Бобрышев в комиссии по подготовке — ему лучше знать). Но разве это означает, что с печи до той поры можно не слезать?
Людмила ТИМОФЕЕВА,
Геннадий РЯВКИН
Сергей ГРИДНЕВ (фото)