Вторник, 24 декабря 2024

Редакция

Власть шаговой доступности

Госдума дала старт реформе местного самоуправления

15 апреля Госдума утвердила в первом чтении поправки в федеральный закон о «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Накануне в Госдуме по этой теме прошли парламентские слушания, в них участвовали мэр Великого Новгорода Юрий БОБРЫШЕВ и вице-спикер городской Думы Владислав БУКЕТОВ. Их мнения о реализации реформы в областном центре оказались разными...

Близость с народом
Законопроект предполагает создание двухуровневой модели местного самоуправления в районах и крупных городах. Появятся два новых вида муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением и внутригородской район.

Например, Новгород может быть разделен на несколько районов, в каждом из которых горожане выбирают советы депутатов, а уже из районных депутатов ими же самими будет формироваться городская Дума, которая выберет спикера. Глава администрации города (сити-менеджер) будет назначаться по контракту на 2—5 лет. Решение о необходимости деления и числе районов будет приниматься региональной властью и утверждаться на областной Думе. Таким образом, прямые выборы мэров могут уйти в историю.

В сельской местности также останутся два уровня муниципалитетов — поселенческие и районные, но депутаты будут прямым избранием избираться только в поселенческих муниципалитетах. Они и будут делегировать своих представителей в районный муниципалитет, который будет нанимать сити-менеджера.

В пояснительной записке к законопроекту авторы из «Единой России» ссылаются на последнее послание президента Федеральному собранию, в котором тот «обозначил задачу уточнения общих принципов организации местного самоуправления, развития сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах», притом власти, устроенной так, чтобы «любой гражданин мог дотянуться до нее рукой».

Город не делим, мэра выбираем!
Такова вкратце позиция вице-спикера Думы Великого Новгорода Владислава Букетова. Депутат считает, что логика реформы заключается в приближении населения к центрам принятия решений. По его мнению, большая зависимость депутатов от избирателей и, соответственно, исполнительной власти от представительных органов может дать толчок развитию всего города.

— В таких городах, как Великий Новгород, можно продолжать совершенствовать управление в рамках существующей модели. Мое мнение: неправильно делить город на районы, потому что есть единые городские инфраструктуры, единый механизм функционирования городских служб. При правильном делении города на депутатские округа как раз и возможно усилить влияние населения на жизнь областного центра, — уточнил Букетов на брифинге. — Реформа предполагает возврат к исключительно одномандатным округам. Также логичнее оставить модель прямого избрания мэра, который в Великом Новгороде должен быть прежде всего хозяйственником.

По поводу центров работы с населением (так называемых мини-мэрий) в качестве возможной точки отсчета для деления города, если таковое все же решат сделать, Владислав Букетов не обольщается:

— Выражать мнение горожан должна представительная власть — городская дума, а администрация города должна заниматься исключительно хозяйственными функциями, которые  контролируются представительными органами власти. Также депутаты должны принимать участие в формировании структуры исполнительной власти, влиять на решение кадровых вопросов. В этом случае Дума совместно с мэрией будет отвечать перед избирателями за все действия, какие предпримет муниципалитет.

Полномочия отдали, и денег нет
Мэр Великого Новгорода Юрий Бобрышев вносит свою лепту в реформу: он еще три года назад вошел в комиссию по совершенствованию системы российского самоуправления, а 14 апреля выступил на парламентских слушаниях. Для него наболевшее — необходимы изменения в сферах налогообложения и межбюджетных трансфертов.

Сейчас, отметил градоначальник на брифинге, у Великого Новгорода имеется уже 112 полномочий, из них 68 — государственные. А выполнять их часто затруднительно из-за отсутствия необходимых средств. По мнению Юрия Бобрышева, городу нужно оставлять как минимум 30% (а лучше и все 50%) от собираемого им налога на доходы физических лиц, все налоги малого и среднего бизнеса, а также часть прибыли от новых инвестиционных проектов. «На НДС не покушаюсь!» — на всякий случай уточнил мэр. На его взгляд, городу нужно отдать полномочия, связанные с  благоустройством. «Все хотят чистые улицы, а мы не имеем права на отдельное складирование отходов», — привел он пример. Также  город сам должен заниматься тарифообразованием на воду, тепло, проезд в общественном транспорте, потому что в каждом муниципалитете — своя специфика. Дороги — тоже муниципальная сфера ответственности, но на них, по подсчетам Бобрышева, требуется не 250—300 млн. рублей, а все 500!

На брифинге мэр не стал отвечать на вопрос о его личной позиции насчет необходимости деления города на районы, сославшись на то, что каков будет принятый закон да как решит регион, таковы будут и его действия. Однако по предыдущим высказываниям Юрия Бобрышева в СМИ можно понять, что он в принципе за районные звенья: были же у нас Октябрьский и Ленинский районы. Причем, в отличие от Владислава Букетова, он доволен мини-мэриями, которые возможны как «прототип районов».

Выборность мэра глава города не стал отвергать. Юрий Бобрышев против сити-менеджеров, в которые будут «прорываться временщики, не способные выиграть выборы»...

Самоуправление онлайн
На брифинге мэру пришлось отвечать и про дороги, потому что накануне рассерженные горожане вывесили на самых убитых городских дорогах таблички с не очень цензурным текстом. По его словам, аукцион на ямочный ремонт (44 млн. рублей) проведен, и 24—25 апреля пройдут аукционы на асфальтирование.

Насколько это утешило горожан, неизвестно. Потому что каждый год деньги расходуются, а ям все больше...

Про ТРЦ «Мармелад» с его незаконным возведением во время брифинга вообще было как-то неловко слушать. Дескать, мэрия ищет владельца, чтобы убедить сделать парковку на первом этаже или под землей. А что, когда такой крупный инвестор заходил, с ним не встречались?

Незадолго до того, как мэр занимался делами государственной важности, городские депутаты потребовали от мэрии объяснить, почему за уборку снега Новгородскому спецавтохозяйству платили по 22 млн. рублей в месяц, хотя снега зимой практически не было. Ответ держала вице-мэр Марина БЕЛОВА, пояснившая, что по условиям двухгодичного контракта со спецавтохозяйством (явным любимчиком мэрии) сумма определена заранее, а дальше — лотерея. Если снега много — это риски частной компании, а если мало — проигрывает город.

Рисунок  с  сайта  Carikatura.ru