Вторник, 24 декабря 2024

Редакция

Актуально

Доклад о результатах деятельности правительства Новгородской области за 2013 год и Послание губернатора С.Г. Митина к областной Думе о положении в Новгородской области и основных направлениях экономической и социальной политики

Великий Новгород,
23 апреля 2014 г.

В 2013 году в условиях экономического кризиса, отрицательно влияющего на экономику области, основной задачей правительства области было: недопущение экономического спада и роста безработицы, создание нормальных, стабильных условий производства и привлечение инвестиций. С этой задачей удалось справиться. Причем по темпам роста промышленного производства мы заняли первое место в СЗФО и 25-е в Российской Федерации.

Объем инвестиций в основной капитал составил рекордное для области значение в 52,6 млрд. рублей, с темпом роста 108,8%, что значительно опережает показатель по РФ — 99,8%. По темпам роста объема инвестиций мы заняли первое место в СЗФО и 16-е в стране. Объем инвестиций в расчете на душу населения составил 84,3 тыс. рублей. Это 22-е место в РФ.

Валовой региональный продукт
ВРП в 2013 году составил 182 млрд. рублей (+1,7%) в сопоставимых ценах, что выше среднероссийского показателя. Объем ВРП на душу населения составил 291,6 тыс. рублей (30-е место в стране). Однако этот показатель очень разнится в разрезе муниципалитетов: от 552,7 тыс. рублей в Великом Новгороде до 62,5–83 тыс. рублей в Демянском, Маревском, Мошенском, Парфинском, Холмском районах. Ставлю задачу в 2015 году по объему ВРП на душу населения подойти вплотную к среднероссийскому уровню. Правительству Новгородской области, Агентству развития, главам муниципальных районов в 2014 году определить для каждого района базовый приоритетный инвестиционный проект, позволяющий значительно увеличить объем инвестиций и вклад в ВРП.

Рост в основных секторах экономики, рост объема инвестиций, создание новых производств и рабочих мест позволили сохранить на минимальном уровне безработицу. Она составила 1,0%. В условиях экономического кризиса это будет одним из главных показателей, определяющих социальную стабильность в области и в каждом муниципальном районе. Ставлю задачу сохранить на таком же уровне безработицу в 2014 году.

Благосостояние населения
Заработная плата в экономике области составила 23 244 рубля (+11,8%). Причем средняя зарплата работников крупных и средних организаций области выросла на 12,4%. Впервые за пять лет заработная плата в бюджетной сфере превысила среднюю в экономике области и составила 23 535 рублей (+17,4%).

Рост заработной платы, увеличение пенсий сделали возможным увеличение среднедушевых денежных доходов населения области на 6,9%, они составили 2 111 рублей. Нам удалось до 11,6% снизить долю населения с доходами ниже прожиточного минимума. Объем платных услуг составил 29 млрд. рублей, увеличился на 7,3%. На душу населения оказано услуг в сумме 46,5 тыс. рублей, это выше, чем по стране, на 2,4%.

Строительство детсадов
В соответствии с указом Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» к 2016 году мы должны обеспечить всех детей в возрасте от трех до семи лет местами в детских садах. В истекшем году создано 1 528 мест в дошкольных учреждениях. Область входит в число немногих субъектов России, где очереди не существует.

В 2014 году мы приступили к строительству детсадов в Малой Вишере, Хвойной. Проведём капремонты в действующих учреждениях. Это позволит создать 450 новых мест. На эти цели будет направлено 390,2 млн. рублей, в т.ч. из федерального бюджета — 272,2 млн. рублей.

Жилищное строительство
В 2013 году был достигнут лучший за последние 22 года показатель по строительству жилья — 323,1 тыс. кв. м. В 2014 году нам предстоит построить 350 тыс. кв. м жилья. Улучшили жилищные условия 902 человека, относящиеся к отдельным категориям граждан, и 88 молодых семей.

В соответствии с указом Президента важнейшей задачей для нас является расселение жителей области из ветхого и аварийного жилья, признанного таковым на 1 января 2012 года. До 1 сентября 2017 года в области нужно расселить 3 478 человек и предоставить им аналогичное жилье общей площадью 88,5 тыс. кв. м.

В прошлом году нам удалось расселить 341 человека. Переселение завершили в Окуловке, Холме, Пестове. В настоящее время завершено строительство домов в Маловишерском районе и с. Мошенское. В Батецком, Крестецком, Старорусском районах и Великом Новгороде ведется строительство жилья. В этом году мы должны переселить в новое жилье 2 026 человек, или 58% от числа подлежащих переселению. Набранные темпы позволят нам справиться с этими задачами. Однако в отдельных муниципальных образованиях средства, выделенные на эти цели, осваиваются несвоевременно. Так, в г. Старая Русса не введены в эксплуатацию два дома площадью 2,5 тыс. кв. м, которые должны были быть сданы еще в 2012 году.

В Великом Новгороде не завершен капитальный ремонт восьми домов, который должен быть закончен в 2013 году. Это привело к тому, что Фонд содействия реформированию ЖКХ приостановил финансовую поддержку области до завершения программ.

Считаю подобные действия в условиях, когда при всей ограниченности финансовых ресурсов деньги в полном объеме из федерального и областного бюджетов были выделены, недопустимыми. Делаю серьезное замечание главе Старорусского района и мэру Великого Новгорода за допущенные нарушения. Мы должны до 10 мая завершить все работы и отчитаться перед фондом. Прошу установить депутатский контроль за своевременным расселением аварийного жилья и предоставлением квартир для детей-сирот. Предлагаю разработать программу Новгородской области, предусматривающую обеспечение жильем граждан, проживающих в аварийных домах, не включенных в программы Фонда содействия реформированию ЖКХ. Поручаю разработать эту программу правительству области и надеюсь на депутатскую поддержку.

Совместными действиями правительства области, администраций Великого Новгорода и Новгородского района решена задача выделения и закрепления за городским округом земельных участков Новгородского района. Это позволило выделить дополнительные земельные участки льготным категориям жителей Новгорода. Хорошо сработали по предоставлению земельных участков гражданам льготных категорий в этом направлении Маловишерский, Чудовский, Окуловский, Шимский, Новгородский районы. В Валдайском, Старорусском, Пестовском районах участками обеспечено от 30 до 45% граждан, включенных в списки. Ставлю задачу в текущем году дополнительно изыскать землю для полного удовлетворения потребности в земельных участках для льготных категорий граждан. На себя берем задачу совместно с органами местного самоуправления по строительству дорог и будем оказывать всяческую помощь в развитии жилищно-строительных кооперативов.

Демография и здоровье
В 2013 году демографическая ситуация по области сохранила положительную тенденцию. Мы достигли максимальной рождаемости за последние 23 года (12,1 родившихся на 1 000 населения). Снижена смертность до наименьшего значения показателя за последние 15 лет. Частично естественные потери населения компенсирует миграционный прирост. За последние 7 лет общий миграционный прирост в области составил около 3 тысяч человек. Миграционная убыль, наблюдавшаяся в 2012 году, в прошлом году сменилась миграционным приростом, составившим 314 человек, но компенсировала естественную убыль лишь на 8,6%. Необходимо приложить все усилия, чтобы максимально снизить количество уезжающих и увеличить число приезжающих к нам людей.

В то же время беспокойство вызывает то, что из общего числа выезжающих 27% — это молодежь. Так, в 2013 году число выбывших молодых людей превысило число прибывших на 375 человек. В связи с этим правительству области необходимо разработать план мероприятий (программу), который позволит прекратить отток кадров.

Отдельно отмечу подготовку медицинских кадров. Лишь 60% выпускников Новгородского университета, получивших медицинское образование, остаются на Новгородчине. Сегодня региону не хватает 233 врачей. Мы практически решили кадровую проблему на селе. Большое беспокойство вызывает дефицит врачей в Великом Новгороде, Боровичах, Старой Руссе, Валдае. Считаю, что ответственность за это целиком лежит на руководстве вуза, департаменте здравоохранения. Ставлю задачу перед правительством области совместно с НовГУ увеличить квоту целевого приема на медицинские специальности. Департаменту здравоохранения — обеспечить заключение договоров по целевому обучению с абитуриентами с финансовым подкреплением для осуществления механизма возврата «целевиков» на работу в медицинские организации области. Департаменту образования и НовГУ необходимо выработать четкий алгоритм госзаказа, а также более активно работать в вопросе увеличения бюджетных мест на медицинские специальности.

В качестве меры социальной поддержки в I полугодии 2015 года планируется закончить строительство дома для врачей на территории Новгородской областной больницы. На эти цели в текущем году будет выделено 20 млн. рублей, в 2015 году — 25 млн. рублей. Для сохранения дальнейшей положительной динамики миграционного прироста правительству области поручаю разработать концепцию миграционной политики области на период до 2025 года, предусмотрев в ней мероприятия по поддержке граждан Украины.

Серьезной причиной выезда молодых людей является получение профессионального образования за пределами области. На территории области подготовкой специалистов занимаются 20 профессиональных образовательных организаций. Однако сегодня обучение, можно сказать, не «заточено» на работодателя. Считаю, что нам необходимо пересмотреть систему подготовки кадров среднего звена, и решение этой проблемы вижу в привлечении предприятий и организаций к формированию заказа по подготовке кадров, с учётом потребностей на рынке труда. Предлагаю переподчинить образовательные организации по отраслевому принципу. Например: департаменту строительства и дорожного хозяйства — техникумы, готовящие специалистов для строительства; департаменту экономического развития и торговли — техникумы, которые ведут подготовку специалистов для промышленного сектора, экономики и торговли. И так далее.

Совместно с университетом, музеем и Новгородской митрополией мы планируем создать культурно-просветительско-образовательный центр «Антоново» в расположении бывшего Антониева монастыря. На реконструкцию этого объекта (на создание центра монументальной живописи) только в этом году из федерального бюджета выделено 170 млн. рублей.

Налоги и льготы
В 2013 году в консолидированный бюджет поступило 21,9 млрд. рублей налоговых и неналоговых доходов, или 95,7% годового плана и 97% к уровню 2012 года. Все налоговые доходы, за исключением налога на прибыль организаций, поступили в запланированных объемах и были выше, чем в 2012 году. Поступление налога на прибыль снизилось на 1,8 млрд. рублей, или 27,1%. При этом в стране снижение составило только 13,1%. Сложившаяся ситуация с уплатой налога на прибыль неоднократно рассматривалась на заседаниях правительства Новгородской области. Отмечены внешние факторы, повлиявшие на снижение прибыли: изменение цен на мировых рынках, рост курса валют, а также изменение российского законодательства. При этом выявлены и наши недоработки, в первую очередь в налогообложении имущества, земли, определении ее кадастровой стоимости. Отмечена неэффективная работа по сокращению недоимки.

Темпы роста налога на доходы физических лиц сегодня отстают от темпов роста заработной платы в экономике области. До сих пор имеет место занижение зарплаты в отдельных отраслях и на предприятиях, а иногда и выплата ее по «серым» схемам. Особенно это касается торговли. Поручаю правительству области разработать законопроект, стимулирующий вывод заработной платы из тени.

Доля убыточных организаций за 2013 год составила 32% при средней по стране 27%. С этим нужно тщательно разобраться. В первую очередь это задача правоохранительных и налоговых органов. В конце прошлого года нами совместно с депутатами принято решение о том, что льготами будут пользоваться организации при условии достижения ими положительных темпов роста по объему производства и инвестиций не менее 5%, по заработной плате и созданию новых рабочих мест. Учитывая продолжающееся состояние экономического кризиса, считаю особое внимание уделить отраслям экономики, ориентированным на внутреннее потребление. К ним относятся прежде всего сельское хозяйство, строительство, торговля, услуги, обеспечение конкурентными промышленными товарами.

Сельское хозяйство
К сожалению, в 2013 году мы не достигли плановых показателей по сельскохозяйственному производству. Объем продукции сельскохозяйственного производства составил 16,5 млрд. рублей с индексом 91,5%. Причины такого падения, на наш взгляд, носят как объективный, так и субъективный характер.

К объективным причинам можно отнести неблагоприятные погодные условия в пяти районах (Новгородский, Волотовский, Солецкий, Старорусский и Шимский), на территории которых был введен режим ЧС, что не позволило достичь планируемых объемов производства картофеля и зерновых культур. Субъективные причины связаны с остановкой производства на птицефабриках, входящих в группу компаний «Рубеж». Были снижены объемы производства яйца на ЗАО «Гвардеец». Недостаточно внимания было уделено развитию крестьянско-фермерских и личных подсобных хозяйств, доля которых в общем объеме производства мяса скота и птицы составляет 5%, тогда как по России этот показатель составляет 33,1%.

Сегодня в нашей области используется только 47% пашни. В связи с этим ставлю задачу перед муниципальными районами в 2014 году оформить и зарегистрировать 100% невостребованных земельных долей, что даст возможность ежегодно вводить в оборот земли за счет привлечения инвесторов и хозяйств всех форм собственности. Ставлю задачу выйти на объемы производства уровня 2012 года и произвести 125 тыс. т мяса, 210 млн. штук яйца, 350 тыс. т картофеля и 100 тыс. т овощей. Необходимо продолжить реализацию программы откорма сельскохозяйственных животных в личных подсобных хозяйствах, поставив на откорм 30 тыс. голов.

Считаем важнейшей задачей развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и сельских территорий. На селе будет построено 136,5 тыс. кв. м жилья, расселено из ветхого и аварийного жилья — 918 человек. Будет реконструировано 54 км дорог, осуществлен капитальный ремонт 96 км дорог, проведен текущий ремонт 171 км дорог. На эти цели в бюджете области до 2016 года предусмотрено 1 992 млн. рублей.

Учитывая экономическую и эпизоотическую ситуацию в стране и в мире нам необходимо развивать собственный продовольственный сектор, наполнив его товарами собственного производства. Общий объем государственных и областных средств, выделяемых на сельскохозяйственное производство (включая строительство дорог, газификацию, строительство водопроводных сетей, строительство жилья, в т.ч. для детей-сирот), в 2014 году составит 2,4 млрд. рублей. Ставлю задачу достичь объема сельскохозяйственного производства на уровне 18,5 млрд. рублей.

Малый и средний бизнес
Особое место в экономике области занимает малый и средний бизнес, который сегодня приобретает особую актуальность. Доля малого предпринимательства в ВРП региона составляет 13,3% (по России — 12,1%). Оборот малого бизнеса в 2013 году впервые превысил 100 млрд. рублей. Ставлю задачу — по итогам 2014 года обеспечить темпы роста оборота малых предприятий и индивидуальных предпринимателей не менее 10%.

Для упрощения ведения бизнеса в области введена патентная система налогообложения. Однако широкого применения она не нашла. Предлагаю снизить стоимость патента по 13 видам деятельности из 47, а также установить стоимость патента в зависимости от численности наемных работников, количества транспортных средств и сдаваемых в аренду площадей.

Торговля
Вклад отрасли в ВРП составляет 11,5%, это второе место после обрабатывающих производств, динамика развития отрасли положительная, но товарооборот на душу населения отстаёт от среднероссийского уровня. Если по России он равен 165 тысяч рублей, то по области это 136,4 тыс. рублей.

На рыночную торговлю приходится более 10% товарооборота области. На территории региона действуют 29 розничных рынков. Но число торговых мест на этих рынках постоянно сокращается, падает товарооборот. Постоянно слышу от муниципалитетов, что сети душат местную торговлю. Уважаемые главы районов, вы сами в этом и виноваты. Даете сетевой торговле зеленый свет, а рынки, где ваши же сельхозпроизводители могут реализовать свою качественную, свежайшую и недорогую продукцию, не развиваете. Кроме того, этим вы губите всю систему потребкооперации. Ставлю задачу — в текущем году современный сельскохозяйственный рынок должен работать на территории каждого района.

Инвестиции
Системная работа по улучшению инвестиционного климата в регионе в 2014 году будет направлена на поддержку предпринимательской активности. Ставлю задачу в 2014 году обеспечить прирост инвестиций в основной капитал не менее 6%. Правительству области вместе с главами муниципальных районов до конца текущего года завершить работу по созданию кластеров в АПК и в области электроники и информационных технологий. До конца первого полугодия 2014 года в области должен быть создан координационный совет по информатизации Новгородской области и проведена работа по созданию индустриального парка, инжинирингового центра и регионального венчурного фонда.

*   *   *

Истекший год был богат на различные политические, социально-экономические события. Начало работу правительство Новгородской области. Это был важный шаг на пути формирования открытости власти, обеспечения ее максимальной доступности для населения. Считаю этот пример заслуживающим адаптации в муниципальных районах. Муниципальная власть на местах должна быть такой же прозрачной и открытой. Впереди у нас много работы, много задач, совместное решение которых, не сомневаюсь, будет способствовать формированию высочайшего авторитета Новгородской области на федеральном уровне!

Публикуется в сокращении. Полный текст доклада читайте на сайте Правительства Новгородской области и в официальном выпуске «Новгородских ведомостей» от 25 апреля с.г.