В Любытине готовятся к «референдуму» по расписанию электричек
Второй выезд рабочей группы регионального правительства в Любытинский район 6 мая собрал в доме культуры в Неболчах не меньше недовольных и несогласных жителей этого края, чем февральский.
Главной темой разговора власти с народом опять стали пригородные поезда.
Пары по парам
В настоящее время в Неболчи электрички ходят по пятницам и воскресеньям, пущена дополнительная пара поездов по вторникам, есть возможность воспользоваться рейсом дальнего следования в среду. Но пришедшие на сход жители выразили дружное несогласие с расписанием.
По их мнению, оно подходит для дачников, работающих в местных карьерах вахтовым способом рабочих, но никак не для неболчских студентов и тех, кому надо на работу или к врачу в Новгород или Петербург. Собравшиеся в зале потребовали вернуть прежнее расписание, согласно которому поезда ходили ежедневно двумя парами.
Как и в первую встречу с властью, активисты выразили недоумение тем, что железнодорожники ездят мимо них на работу, не останавливаясь на станции. «Что бы вагончик ещё один прицепить для нас!» — предлагали они. Начальник отдела транспорта и связи в правительстве области Владимир КАРПУНИН объяснил в очередной раз, что проходящие мимо поезда доставляют рабочих в депо в Хвойной, но не имеют права брать пассажиров — на то у них нет лицензии.
Объяснения руководителя департамента транспорта Анатолия ПОТЕМКИНА зал и вовсе встретил в штыки. «Когда вы ездили по нашим деревням, больше интересовались не нашими пожеланиями по расписанию транспорта, а тем, кто подписывал письмо президенту страны», — обвинила чиновника одна из выступавших. В начале апреля, напомним, в СМИ появились сообщения, что жители Неболчей обратились с письмом к Президенту РФ и губернатору Ленинградской области с просьбой присоединить Неболчское сельское поселение к соседнему региону. В связи с чем высказывалась даже идея проведения здесь референдума по такому вопросу.
Глава района Тимофей ГУСЕВ, комментируя «проблему референдума», сказал, что, конечно же, это был крик о помощи, вызванный желанием жителей достучаться до власти. На самом деле в районе готовится опрос по поводу расписания электричек. «Мнения высказываются разные, часто противоположные, и потому крайне важно опереться на результаты волеизъявления, которые были бы задокументированы», — сказал он.
Первый вице-губернатор Вероника МИНИНА после встречи с жителями и проведения совещания в администрации поселения пришла к заключению, что вопрос транспортного обеспечения в сельской глубинке требует нового рассмотрения. Прежде всего с технической и финансовой точек зрения. Расписание электричек мгновенно изменить невозможно. Заявки в РЖД следует подавать за семь месяцев, процесс этот требует многих согласований.
Железная дорога, заметим, встала в самую выгодную для себя позицию. Не вагоны должны приспосабливаться к потребностям пассажиров, а люди обязаны знать и учитывать все тонкости организации железнодорожных перевозок. Прямо как в коммунальном хозяйстве...
Яма на яме
Автобусное сообщение, к сожалению, во многих случаях не может служить альтернативой железнодорожному. Не проведены ещё асфальтовые дороги у нас к каждой железнодорожной станции. Состояние существующих вызывает крайнюю озабоченность местных жителей.
— Мы тут по весне школьный автобус грейдером таскали, — признался глава района Тимофей Гусев.
Как непросто пробираться по сельским дорогам, членам регионального правительства пришлось испытать и на себе: ямы и ухабы заставляли водителя микроавтобуса постоянно крутить баранку. Один из участников поездки даже не выдержал и попросил сделать по пути внеплановую остановку, чтобы передохнуть — плохо человеку стало.
Руководитель департамента строительства и дорожного хозяйства Владимир ПЕТРОВ доложил неболчанам о планах по реконструкции и строительству дорог. Нынче кровь из носа надо отремонтировать участок дороги из Будогощи, что в Ленинградской области, до деревни Водогон. Трасса не ремонтировалась десятилетиями, и на новое покрытие затратят 102 млн. рублей. Всего в этом году на дороги в Любытинском районе выделяется в три раза больше средств, чем в прошлом.
Собираемых с жителей района по линии дорожного налога денег, конечно же, не хватает. По оценке главы департамента, чтобы привести в порядок дороги района, надо около 500 млн. рублей в год, а собирается только 10 млн., что хватит на 6–7 км асфальтового покрытия. На каждого жителя Любытинского района приходится в несколько раз больше километров автомобильных дорог, чем в той же Ленинградской области с высокой плотностью населения. Такова специфика сельской глубинки…
Между тем большегрузная техника сильно портит настроение как дорожникам, так и автолюбителям. «Что толку от того, что щебня подсыпят и грейдер пройдет, если фура на 40 тонн после этого напрочь разбивает полотно?» — резонно замечали жители. Борьбу с перевесами на тяжеловозах должно вести подразделение ГИБДД, и оно борется с нарушителями, но «шофёрное братство» тоже не дремлет. Стоит появиться на обочине автомобилю госавтоинспекции, как дальнобойщики по рации передают предупреждения коллегам.
…и другие проблемы
Депутат областной Думы Валерий ГАЙДЫМ второй раз принимает участие в правительственном десанте в Неболчах. Район интересен ему тем, что в сельском поселении главой избран Павел Ермилов, выдвиженец от КПРФ — партии, региональную структуру которой он возглавляет. В создавшейся ситуации единороссы плечом к плечу работают с коммунистами. По-другому нельзя, потому как обнаруживаемые одна за другой проблемы всё сложнее.
Вот, к примеру, Диана ДУРОВА на собрании в ДК заявляет: «Меня в Неболчах всё устраивает: прекрасная природа, прекрасные люди, но вот с жильем...». Молодой стоматолог — очень ценный специалист для района. Делает протезы старикам, при необходимости оказывает терапевтические услуги взрослым и детям. Будь побольше таких специалистов в районе — глядишь, и необходимость в электричках уменьшится, ведь люди ездят решать свои социальные проблемы, а не просто катаются.
По федеральной программе «Земский доктор» молодому специалисту положен 1 млн. рублей на строительство жилья. Сруб семья в Неболчах уже купила, а вот подъемный миллион застрял. Ограниченность бюджета не позволяет удовлетворить всю очередь нуждающихся в срок. «Не можем мы передвинуть вас в очереди вперед или назад, не можем пока и денег больше выделить на программу», — разводит руками Вероника Минина.
И совсем уж обескураживающе прозвучал на сходе граждан случай с захоронением. О нем рассказала представитель местного коммунального предприятия ООО «НМПЖКХ» Майя Шоргина. По её словам, согласно распоряжению главы района предприятию приходится возить умерших на вскрытие за 100 км — в Боровичи. «При этом дороги плохие, спецтранспорта нет, и никто нам не возмещает расходы», — пожаловалась мастер райкомхоза. Глава района сразу пояснил, что не может отказать полиции и прокуратуре: «Таковы новые требования».
Особо резонансно прозвучала информация, что не так давно, в конце апреля, жители одной из деревень не дождались «труповозки». На третий день по христианскому обычаю, но без разрешения официальных органов, похоронили 87-летнюю женщину, которая давно уже была не в состоянии ухаживать за собой и умерла, по всей очевидности, от старости. 26-го похоронили, а 30-го апреля приехали рабочие, выкопали гроб и отвезли в Боровичи. Патологоанатомы не обнаружили следов насильственной смерти. Тело вернули на кладбище и закопали на том же самом месте.
Жители очень возмущены случившимся и считают, что с усопшими так обращаться нельзя. Случаев, когда патологоанатомы обнаруживают следы насильственной смерти, в Новгородской области крайне мало — 0,4% от всех обследований, но они всё же есть, причем и в отношении престарелых.
Вместо эпилога
Подводя итоги поездки, первый вице-губернатор Вероника Минина отметила, что региональная власть, так получается, решая один пласт проблем, натыкается и на другие, которые также требуют вмешательства. Случай с повторным погребением её очень озадачил.
Кстати, во время визита в Неболчи члены правительства посетили пустующее, но крепкое ещё здание бывшей школы-интерната. Один из вариантов — устроить здесь приют для престарелых. Руководитель департамента социальной защиты населения Александр АЛИСИЕВИЧ после осмотра цокольного этажа сказал, что цена вопроса — до 30 млн. рублей. Приют смог бы принимать старых людей не только Любытинского, но и близлежащих районов.
Побывали члены правительства и на месте строительства новой поликлиники с дневным стационаром в Любытине. Этот долгострой, похоже, ожил, и кирпичная кладка уже поднялась до третьего этажа. Объект находится под общественным контролем, потому что любытинцы придают стройке особую значимость.
Владимир БОГДАНОВ (фото)