Транспортная доступность и коммунальные неплатежи оказались в центре внимания областного правительства на этот раз
На очередном заседании укороченной до девяти вопросов повестки дня темы обсуждались серьезные, однако не все выступающие смогли доложить их сразу строго по существу.
И время от времени губернатору Сергею МИТИНУ приходилось останавливать поток ненужных перечислений названий законов и нормативных документов, за частоколом которых нередко теряется суть и проблематика. Еще одна привычка чиновников-докладчиков — тараторить. В этом случае даже хорошо написанный доклад не впечатляет аудиторию...
Не упустить сезон
Временами включал форсаж и руководитель департамента строительства и дорожного хозяйства Владимир Петров, представивший обзор самой актуальной проблемы — дорожной. Он сообщил, что из 15 тыс. км дорог, что на территории области, 76% нельзя отнести к идеальным. Причем 8,5 тыс. км из них — это региональные дороги, а 6,5 тыс. — местные. Вот последние — самые проблемные... В этом году дорожный фонд запланирован в размере 2750 млн. рублей, но чтобы рассчитывать на большую долю из этого сейфа, районы должны были поставить на кадастровый учет все свои дороги.
Однако даже такой денежный «пряник» не простимулировал, например, Солецкий район. В этом году он получит всего 2,7 млн. рублей, хотя еще в прошлом сумма была больше — 5,5 млн. рублей. «Муниципалитет вовремя не поставил дороги на кадастровый учет», — пояснил Владимир Петров.
Он привел позитивный пример с Пестовским районом, который благодаря более ответственному отношению местных властей увеличил дорожное финансирование с 20 млн. рублей в 2013 году до 27 млн. рублей в нынешнем. Москва выделяет регионам деньги в зависимости от объема паспортизации дорог, поскольку Солецкий район оказался не единственным отстающим, то Новгородская область, по словам Петрова, недополучила 600 млн. рублей.
Глава дорожно-строительного департамента пожаловался и на Чудовский район: тот тоже «не очень хорошо выглядит», имея теперь всего 9 млн. рублей вместо прошлогодних 18 млн. На вопрос губернатора: что ж так? — первый заместитель главы муниципалитета Александр Горбачев произнес нечто сложносочиненное: «Работа проделана, но с опозданием, поэтому и снижение. Не все поселения сработали. Сейчас подтянем...». Это возмутило Сергея Митина, воскликнувшего: «Вам самому не смешно? Если бы речь шла о строительстве или ремонте. Но поставить дорогу на учет — это же работа бумажная!».
Особенно главу региона задела недополученная сумма в 600 млн. рублей. «А потом люди бунтуют, как в Окуловском районе, губернатору пишут. Приходится принимать экстренные решения только из-за того, что какой-то местный чиновник вовремя не выполнил свою работу!» — сурово произнес глава региона и потребовал обнародовать результаты внесения муниципальных дорог в кадастровый реестр.
Не знаю, услышали ли главы совет Сергея Митина насчет того, что в их кабинетах должны висеть списки и графики по ремонту муниципальных дорог, но мне эта идея понравилась. Мировая цивилизация всегда развивалась благодаря путям сообщения, и если не будет нормальных дорог, не только местной бабушке не выбраться к врачу, но и любому инвестору бездорожье невыгодно.
Между тем прозвучал и позитив из уст Владимира Петрова: будут устроены три весовые площадки, что наведет порядок с большегрузами, а запланированные ремонты дорожных артерий региона уже выполнены на 38% от плана. Только не заладилось в Батецком, Марёвском и Поддорском районах — подрядчик попался безответственный. «Будем думать о расторжении контракта», — произнес глава департамента. На такую медлительность среагировала первый вице-губернатор Вероника Минина, заявившая о безотлагательном отказе от услуг фирмы и объявлении нового аукциона. «Тянуть нельзя — мы упустим сезон», — предупредила Минина.
Выхожу я на дорогу
На дорогах вышли и к проблеме собираемости транспортного налога. Дело в том, что по Великому Новгороду ездят автобусы с номерами 76-го региона (Ярославской области). Они там зарегистрированы, туда и деньги платят. Кроме того, есть случаи регистрации на территории Новгородской области тяжелых грузовиков, которые работают в других регионах и вообще уходят от налога. Сергей Митин потребовал разобраться с этим и дал соответствующее поручение вице-губернатору Юрию Маланину: если автотранспорт, взятый в лизинг, используется на новгородских дорогах, то и транспортный налог от него должен поступать в наш бюджет.
Дойти до дома
Основные недоразумения, связанные с реорганизацией маршрутной транспортной сети в начале 2014 года, решены — такой вывод напрашивался из продолжительного выступления руководителя департамента транспорта Анатолия Потемкина, не поленившегося вновь пересказать всем известные перипетии с РЖД, лишившие некоторые населенные пункты возможности выбраться «на большую землю». Так, по просьбам жителей вернули рейсы Малая Вишера — Петербург, Хвойная — Будогощь, Новолисино — Рогавка, Оредеж — Дно и Окуловка — Бологое.
Были оптимизированы и автобусные маршруты. Но некоторые крошечные населенные пункты, где живут по 3–5 человек, все еще остаются без транспортного сообщения. В этом, по мнению Потемкина, есть и вина муниципалитетов, не использующих свои законные полномочия по транспортному обеспечению своего населения. Допустим, жители деревни Татино (их 16 человек) до сих пор ждут, когда решат их локальную проблему. Но глава Новгородского района Анатолий Швецов не стал брать на себя вину, пояснив, что Октябрьская железная дорога закрыла этот участок на ремонт в апреле 2013 года, обещав все сделать к 2014 году, теперь все вновь сдвинулось на год... Другого же выхода нет: строить автодорогу в тех местах накладно, она обошлась бы в 100 млн. рублей, в то время как железнодорожный участок оценен в 1 млн. рублей с небольшим, да и пользоваться им будут также жители Рогавки. Более сложная дилемма с деревней Чадково, где два не прописанных новгородских пенсионера и три дачника-питерца с регистрацией. Вот стоит ли думать о возведении трассы в таких случаях? Этак даже бюджета США не хватит!
Губернатор предложил еще раз проанализировать организацию транспортного обслуживания в регионе и подготовить в течение месяца законопроект, который бы прописал до мелочей весь механизм взаимодействия перевозчиков, региональной и муниципальной власти. «Необходимо найти алгоритм решения точечных проблем, сделать маршрутную сеть более удобной для граждан. Сейчас этим никто как следует не занимается. Ни департамент, ни муниципалитеты», — резюмировал губернатор.
Откройте, ремонт!
Скоро всем живущим в многоквартирных домах придется финансировать их капитальный ремонт. Как область готова к этому непростому процессу, на правительстве докладывала руководитель департамента по ЖКХ и ТЭКу Ирина Николаева. Губернатор некоторое время терпеливо ждал, когда закончится перечисление различных принятых нормативных документов, но не выдержал и попросил изложить суть дела двумя словами, точнее: что-то еще нужно предпринять, чтобы заработал новый порядок? И выяснилось, что граждане по большей части еще не определились с тем, сами ли будут копить средства на специальном счете или доверят это региональному оператору — Региональному фонду капитального ремонта многоквартирных домов.
Так, представительница УК «Общий дом» Наталья Лычкова сообщила, что у них лишь 10% жильцов решили этот вопрос. С 13 июля всеми «молчунами» придется заниматься местному самоуправлению, созывать собрания собственников, принимать за них решения... Но готовы ли муниципалитеты? На этот вопрос губернатора не смогла уверенно ответить ни Ирина Николаева, ни присутствующие главы районов. «Это же главное! Потом начнутся геройские подвиги местной власти, вместо того чтобы заранее все предусмотреть!» — глава региона явно был неудовлетворен. Его не убедил старорусский глава Андрей БЫКОВ, пообещавший, что будет готов. Поэтому вице-губернатору Юрию Маланину тут же было дано поручение провести отдельное совещание по капремонту.
Кручу-верчу как хочу
Но прежде Юрию Маланину предстоял отчет о платежной дисциплине при расчетах за энергоресурсы. И это был, пожалуй, самый драматический момент, напоминающий сказку про репку. Потому что одна ресурсоснабжающая организация должна другой, а та — третьей... Общий же долг за газ по региону составляет 1 млрд. 470 млн. рублей, за электроэнергию — 684 млн. рублей, за тепло — 1 млрд. 253 млн. Причем «Теплоэнерго» и ТК «Новгородская» накопили огромные долги за газ, потому что им потребители не платят за тепло. «Новгородский водоканал» тоже в долгах... А вот миф о виновности населения был развеян: допустим, за газ граждане задолжали всего лишь 3% от общей суммы. В основном же друг друга подводят организации ЖКХ. Цепочку неплатежей тянут-потянут весь этот год на различных совещаниях, но вытянуть не могут. Крепкая репка выросла...
Еще одна из причин долгов — недостаточно эффективная и непрозрачная деятельности управляющих компаний, исправно собирающих деньги с населения, которые потом куда-то исчезают. Как, например, в «Системе Город», получившей в управление лучшие дома в Великом Новгороде. И теперь по настоянию губернатора этим крутежом денег займутся правоохранительные органы, а вице-губернатор Игорь Верходанов проведет координационное совещание именно по управляющим компаниям, чтобы разработать меры по контролю за ними. Кроме того, как сообщил Юрий Маланин, готов федеральный законопроект, обязывающий УК проходить лицензирование. Один метод вытягивания долговой репки лежит на поверхности, его изложила домоуправ в фильме «Бриллиантовая рука»: отключим газ! Так и сделали недавно в Боровичском районе. Как результат — деньги сразу нашлись.
Кроме того, на правительстве был заслушан доклад управляющего новгородским отделением Сбербанка Дмитрия Жорова. Он вначале долго рекламировал деятельность самого мощного российского банка, а потом пообещал внедрить в районах проект «Деревня Онлайн» (как это понравится все тем же бабушкам, бог весть), не сокращать, а наращивать число банкоматов, взять на работу 100 новых сотрудников, проследить за благоустройством своих отделений в глубинке. Но главное, Сбербанк готов по настоятельной просьбе губернатора возродить проект по единой социальной карте, который начинался четыре года назад в Хвойнинском районе, да потом был свернут.
Дружина как оберег
Для любителей общественного порядка упомяну, что областное правительство одобрило идею областного закона о дружинниках. Уже на августовском заседании областная Дума может его утвердить — в соответствии с вступающим в силу со 2 июля 2014 года федеральным законом «Об участии граждан в охране общественного порядка».
По данным заместителя начальника полиции области УВД Анатолия Ласкова, сейчас в Новгородской области на территории 15 муниципалитетов из 22 (включая Новгород) действуют 24 добровольных формирования граждан по охране общественного порядка. Они помогают полицейским во время проведения праздничных, культурных и спортивных мероприятий. Так, при участии дружинников за пять месяцев в Старой Руссе выявлено 31 административное правонарушение. Но наиболее мощное подразделение народной дружины существует в Боровичах, где предусмотрена оплата за час несения дежурства в размере 250 рублей. В целом на деятельность народных дружин в 2014 году в городском бюджете предусмотрено 100 тыс. рублей.
Готовящийся законопроект должен утвердить необходимость изготовления удостоверений и специальных жилеток. Примерная стоимость удостоверения — до 300 рублей, нашивного нагрудного знака — до 300 рублей, форменной жилетки — до 2000 рублей. Средние затраты на одного дружинника составят 2500–3000 рублей. Также обсуждается возможность материального стимулирования и страхования жизни и здоровья на случай причинения вреда здоровью или смерти члена ДНД при осуществлении деятельности по охране общественного порядка. Ежегодное страхование будет обходиться в 40–45 тысяч рублей на человека.
Губернатор одобрил идею участия граждан в охране общественного порядка, а также необходимость соответствующей экипировки и наличия страховки, а вот материальное вознаграждение поставил под сомнение. По его мнению, в этом случае теряется смысл понятия «на общественных началах».