Вторник, 24 декабря 2024

Редакция

Вече, вето, вице

В августе Дума Великого Новгорода не будет преодолевать отказ мэра согласовывать назначение вице-мэров

Городской парламент пятого созыва скоро отметит первую годовщину своей деятельности, весьма бурной с самого начала.

Прежде всего думцы укрепили свои позиции, введя должность второго вице-спикера, хотя и с нарушением Устава города и регламента. Но поправить регламент — дело времени, что и было сделано.

Сила есть…
Основная энергия народных избранников была направлена на ревизию городского хозяйства во всех его ипостасях — дороги, благоустройство, уборка мусора и снега, транспорт, муниципальные предприятия, даже велодорожки... Депутаты не допустили, как они считают, банкротства ряда муниципальных предприятий (в том числе бань и троллейбусного депо), ускорили утверждение мэрией списка проблемных дорог для ремонта, будировали общественное мнение по поводу градостроительных и коммунальных провалов мэрии, особенно в связи с незаконным строительством ТЦ «Мармелад»...

Сейчас думцы взялись за «Водоканал» и «Теплоэнерго», находящиеся в предбанкротном положении. Бюджет тоже по мере сил контролируется, хотя это более тонкая и заковыристая материя — цифры туда-сюда не собьют с толку лишь очень опытного финансиста. Поэтому и пришлась кстати помощь сотрудников Счетной палаты.

Гордума стала самостоятельным юрлицом и создала при себе экспертный и общественный советы,  обзавелась интерактивным сайтом. Так что Юрию Бобрышеву и остальным городским чиновникам поневоле пришлось прибавить темпа и публичности.

Ничего личного?
Стартом для нынешних непростых взаимоотношений представительной и исполнительной властей Новгорода, которые хитроумные политтехнологи тут же охарактеризовали как конфликт мэра и губернатора, стали неудовлетворительная оценка думой работы мэра за год и решение парламентариев обязать мэра впредь делать традиционный  отчет в строго обозначенные сроки.

Масла в огонь добавило июньское заседание думы, на котором большинством голосов решено было внести поправки в Устав города, предполагающие согласование с депутатами имен новых вице-мэров. Собственно, эта идея была предложена еще в начале весны членом ЛДПР Владимиром Даниловым и затем горячо обсуждалась на общественных слушаниях. Стоит упомянуть, что коммунисты в областной Думе (в их числе и нынешний городской депутат Ольга Ефимова) в 2012 году по поводу отмены согласования вице-губернаторов голосовали ровно наоборот, заявляя, что отмена согласования не позволит им влиять на кадровую политику...

Мэр Великого Новгорода не подписал решение гордумы о вице-мэрах, настаивая на своем праве единолично определяться с заместителями. А 11 июля в думу от него поступило письмо, в котором отклоняется решение депутатов на основании того, что инициативы думы «ограничивают деятельность мэра Великого Новгорода по самостоятельному осуществлению его полномочий по подбору кандидатур на должность заместителей, чем нарушают принцип единоначалия, установленный Федеральным законом № 131-ФЗ и создают препятствия в самостоятельном решении вопросов, отнесенных к компетенции мэра Великого Новгорода». По его мнению, мэр и без того «подконтролен и подотчетен представительному органу» и существует «достаточная система сдержек и противовесов для обеспечения баланса интересов представительного органа и исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления». Более того, градоначальник счел идею согласования его замов… «коррупциогенным фактором»!

В городской Думе нынче собрались беспокойные люди. Мэрия это уже понялаНужны новые подходы!
Депутаты, в свою очередь, уверены, что корень проблем — в несовременности и неэффективности структуры администрации и не раз предлагали мэру поработать над ее модификацией. «В мэрии есть задублированные функции, и непонятно, где заканчивается ответственность одного заместителя и начинается ответственность другого», — еще весной говорил депутат Владислав Букетов.

А летом даже отпуск не помешал спикеру Владимиру Тимофееву прямо из Крыма, где он отдыхал, еще раз обозначить позицию городского парламента по вице-мэрам, ссылаясь на опыт других городов. Глава представительной власти выразил недоумение, почему вполне мягкая форма согласования назначений (за мэром, мол, все равно — последнее слово) вызвала столь бурную реакцию Юрия Бобрышева.

По мнению Тимофеева, дума впервые в истории города по-настоящему реализует закон о местном самоуправлении, контролируя исполнение администрацией полномочий по решению вопросов местного значения. «Это вызывает в мэрии реакцию сопротивления, поскольку она никогда не работала в подобных условиях», — уверен спикер.

В ответ он поручил экспертному совету при думе (его возглавляет Людмила Киркорова) дать юридическую оценку возражений второй стороны. И только после того как будет получена независимая правовая экспертиза (при участии и специалистов НовГУ), депутаты вновь вернутся к рассмотрению вопроса на думе. Возможно, уже в сентябре.

Вето — не приговор
Как прокомментировал «НВ» перспективы этого состязания юрист по образованию, председатель думской комиссии по законодательству и местному самоуправлению Константин ДЕМИДОВ, дума может рассмотреть свою инициативу повторно. И если вновь наберется большинство голосов, поправка будет обнародована и направлена на регистрацию в органы юстиции. В этом случае мэр не сможет вновь применить вето. По мнению известного юриста, аргументы администрации, повторенные слово в слово в одной из публикаций в городской газете, несостоятельны, а депутаты в своей правоте убеждены.

Те из народных избранников, что не согласны с расширением полномочий думы, остаются тоже при своем мнении. Главный его выразитель лидер фракции КПРФ Ольга ЕФИМОВА не видит  смысла в согласовании вице-мэров и считает, что толчком послужила предстоящая реформа местного самоуправления, позволяющая менять конфигурацию местной власти.

Напомним: города могут быть поделены на районы, где будут выбираться свои депутаты, которые и выберут из своих рядов городского главу. Но речь пока идет о городах, насчитывающих более 300 тысяч жителей. А Новгород — меньше. Решение будет принимать региональная власть, и вряд ли что-нибудь изменится до следующих выборов, которые пройдут через четыре года.

Кстати, согласование вице-мэров, из-за которого ныне ломаются копья и даже перья журналистов, в случае его принятия будет распространяться как раз на следующий состав думы и на вновь избранного мэра.

Ольга Ефимова ставит в вину единороссам, голосами которых преимущественно и прошло предложение о согласовании, расхваливание нынешнего мэра в ходе прошлогодней избирательной кампании — мол, что ж такое за год случилось? Как она помнит, никто «не обещал тягаться в полномочиях с органами исполнительной власти и выяснять, кто круче». К тому же нет никакой гарантии, что новый состав думцев захочет этих самых полномочий...

— Какая ответственность будет перед нами у заместителей мэра, ведь они подчиняются напрямую мэру? Разве нет у нас возможности влиять на мэрию? Депутаты входят в различные комиссии администрации, ни один чиновник не закрыл дверь перед депутатом. Что касается бюджета, то администрация не в состоянии сделать что-то, минуя депутатов. Это и есть контроль! — пояснила Ольга Ефимова «НВ» свою точку зрения.

По ее словам, главная проблема — это отсутствие в мэрии профессиональных кадров и противоречие законов. А депутатам «надо сосредоточиться на решении социально значимых вопросов избирателей, а не узко корпоративных целях и удовлетворении политических амбиций».

Сопротивление материалам
Однако Константину Демидову непонятно это настойчивое сопротивление предложению депутатов знакомиться с управленцами первого звена еще до заключения с ними контракта.

— Эти люди будут влиять на жизнь города. Сейчас нас ставят перед фактом, замы появляются как черт из табакерки. И часто выясняется, что выбор был ошибочный... Нужен механизм, позволяющий вице-мэрам изложить свою программу действий по решению проблем курируемой отрасли, чтобы они не работали потом по принципу «куда кривая вывезет». Механизм согласования как раз на это и направлен: сделать власть более прозрачной для горожан, следовательно, более ответственной.

Да, это право появится лишь у следующего созыва, но мы хотим заложить основу эффективной власти на будущее. Приведу последний пример: прокуратура разослала депутатам информацию, что вице-мэр Марина Белова предупреждена об уголовной ответственности из-за затягивания выполнения судебных предписаний по капитальным ремонтам домов. Не понимаю, почему мэрии проще было заплатить 600 тысяч рублей штрафов, чем ремонтировать дома? — недоумевает депутат.

Но при этом Демидов полагает, что не стоит политизировать ситуацию, потому что «ее суть — недостатки хозяйствования».

В сентябре депутаты хотят провести слушания по внесению изменений в городской Устав, обязывающий мэра отчитываться о работе сразу после окончания очередного года. Это означает, что в случае положительного исхода уже через полгода градоначальнику придется отчитываться. А если второй неуд?

Вместо эпилога
Как ни крути, а исполнительная власть обладает огромными полномочиями, следовательно, возможностями для совершения разного рода злоупотреблений. Не случайно же исторически контрольная функция парламента возникла первой.

Так, в 1215 году в ходе политической борьбы бароны и высшее духовенство заставили английского короля Иоанна Безземельного подписать Великую хартию вольностей. По ней никакой налог не взимался без согласия Совета королевства (прототип Палаты лордов). Тем и был установлен контроль над королевскими расходами.

Фото предоставлено
пресс-службой городской Думы