Вторник, 24 декабря 2024

Редакция

Муниципальный вектор

На вопросы политического обозревателя «НВ» отвечает председатель Новгородской областной Думы Елена ПИСАРЕВА

Стартовавшая минувшей весной реформа местного самоуправления, пока ещё не очень понятная для жителей городов и весей, может поменять конфигурацию местной власти.

Во всяком случае, она усилит роль муниципальных депутатов. О том, как областная Дума выстроила взаимодействие с депутатским корпусом в районах и Великом Новгороде, — разговор с Еленой ПИСАРЕВОЙ.

— Елена Владимировна, на августовском заседании Думы приняты поправки в областной закон «О взаимодействии органов государственной власти Новгородской области с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Новгородской области». Коль скоро Совет может теперь активнее привлекаться к обсуждению законопроектов, участвовать в различных экспертных и рабочих группах, следовательно, усилится влияние муниципальных депутатов на жизнь региона?

— Полномочия и порядок взаимодействия органов власти субъекта Российской Федерации с Советом муниципальных образований определяются законами регионов согласно федеральному законодательству. Принятые поправки уточняют полномочия органов государственной власти Новгородской области по взаимодействию с ассоциацией.

Я напомню, что смысл деятельности ассоциации — это правовая, информационная и методическая помощь органам местного самоуправления. В работу самих муниципальных образований она не вправе вмешиваться. Ассоциация имеет право законодательной инициативы, и это действительно важно для социально-экономического развития муниципальных образований.

— Стоит ли Совету по местному самоуправлению при областной Думе чаще собираться, чтобы областные депутаты оперативнее реагировали на проблемы в глубинке?

— Совет по местному самоуправлению был создан в 1998 году как раз с целью повышения роли представительных органов муниципальных образований. За эти годы он стал важнейшей площадкой для обмена опытом и выработки общей позиции муниципалитетов по актуальным вопросам развития территорий. Заседания совета назначаются в соответствии с ежегодно утверждаемым планом работы, в котором учитываются все предложения районных представителей. Думаю, что существующая периодичность заседаний позволяет оперативно влиять на возникающие проблемы. Тем более что заседания проводятся по определенной теме в формате «круглого стола». Также практикуются выездные заседания, позволяющие депутатам знакомиться с жизнью и предприятиями других муниципальных районов.

Не думаю, что о проблемах глубинки депутаты узнают только на заседаниях совета, ведь каждый депутат ведёт постоянную работу в своём избирательном округе.

— Во время поездок по районам вы встречаетесь не только с местными депутатами, но и с жителями, бываете на предприятиях, в школах, больницах, вам хорошо известны сильные и слабые стороны этих территорий. На какие рычаги могут нажимать муниципальные депутаты, чтобы их избиратели почувствовали позитивные перемены в своих городах, сёлах?

— Да, я часто выезжаю в районы области для проведения приемов граждан, встреч с трудовыми коллективами и депутатами. И могу заверить, что большинство муниципальных депутатов — это ответственные, состоявшиеся в жизни люди, своей трудовой и общественной деятельностью завоевавшие доверие граждан. Они способны грамотно и эффективно решать жизненно важные вопросы своих территорий.

А рычаги, которые могут использовать депутаты, определены федеральным законом о местном самоуправлении. Прежде всего — это утверждение местных бюджетов и отчётов об их исполнении, контроль за выполнением программ и планов социально-экономического развития, за исполнением органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Ещё одним рычагом муниципальных депутатов является право внесения законодательной инициативы в областную Думу. Например, депутаты Пестовского района предложили законопроект «О внесении изменений в областной закон «О заготовке гражданами древесины для собственных нужд». Инициатива была поддержана региональными депутатами. Активно в последнее время пользуется этим правом Дума Великого Новгорода. В частности, в областную Думу городские депутаты обратились с проектами поправок в законы «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Новгородской области» и «Об утверждении предельных сроков заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций». Такую активность мы приветствуем, но стоит сказать, что инициативы должны быть точно выверенными с правовой точки зрения.

— Имеются ли какие-то общие проблемы у муниципальных советов?

Рабочий визит в Волотовский район. Для Елены Писаревой приём граждан — важнейшая часть депутатской работы— Интересы избирателей в нашей области представляют более 1500 депутатов. На профессиональной постоянной основе работают председатели дум Боровичского, Валдайского и Старорусского районов, председатель и заместитель председателя Думы Великого Новгорода, остальные депутаты выполняют свои обязанности без отрыва от основной деятельности.

В работе каждого представительного органа есть своя изюминка. Например, в Боровичском районе практикуются выездные заседания постоянных комиссий и проведение в школах «урока с властью»: депутаты рассказывают старшеклассникам о порядке формирования и полномочиях органов местного самоуправления. В Пестовском районе успешно проходят совместные заседания сразу всех постоянных депутатских комиссий.

Областная Дума ежегодно проводит анализ деятельности представительных органов районов, обобщая лучшие практики и помогая устранить недостатки. Например, была общая для всех районов проблема по проведению отчета депутата представительного органа муниципального образования перед избирателями. Её обсудили на заседании совета по местному самоуправлению, затем были подготовлены рекомендации по форме депутатского отчёта.

Хотелось бы среди депутатов местного самоуправления видеть больше молодых людей. Сейчас из полутора тысяч депутатов органов местного самоуправления только 146 моложе 35 лет. Больше всего молодых депутатов в Демянском, Хвойнинском, Чудовском районах.

Надеюсь, что молодёжный парламент при областной Думе станет кузницей политиков, в первую очередь на муниципальном уровне. Но для этого ребята должны быть более инициативными и активизировать работу молодёжного парламента.

— Позволит ли муниципальная реформа усилить местное самоуправление?

— 10 лет назад с принятием федерального законодательства начался новый этап развития местного самоуправления в нашей стране. Реальная жизнь внесла в него коррективы. Майские изменения в законодательстве можно разделить на несколько частей: политическую (возможна корректировка системы выборов глав районов и городских округов), институциональную (перераспределение полномочий между уровнями власти в соответствии с финансовым и кадровым потенциалом) и экономическую (наделение территорий финансовой самостоятельностью и функционалом развития).

Нужно понимать, что одним лишь перераспределением налогов финансовая реформа местного самоуправления ограничиваться не должна. Необходимо усиливать функционал муниципалитетов по развитию территорий.

— Хотелось бы узнать ваше мнение о перспективах муниципального устройства в Новгородской области и в Великом Новгороде, ведь согласно федеральному закону решение будет приниматься региональной властью.

— Сейчас видение муниципального уровня в нашем регионе обсуждается рабочими группами в областной Думе и в правительстве области. И, вероятно, на октябрьском заседании областной Думы мы утвердим окончательный вариант формирования местного самоуправления Новгородской области. Что касается Новгорода, то 26 августа на заседании общественного совета при городской Думе обсуждались модели организации местного самоуправления в областном центре. Совет пришел к выводу, что в Новгороде глава муниципального образования и депутаты Думы должны избираться прямым волеизъявлением горожан. В этой модели нет деления Великого Новгорода на внутригородские образования — районы.

Совсем недавно рабочие группы по вопросу реформирования местного самоуправления на семинаре в Старой Руссе также обсудили новый порядок выборов в муниципальные органы власти. В частности, в Новгородской области предполагается оставить прямые выборы глав районов, а также глав и депутатов сельских поселений. В то же время предложено формировать думы муниципальных районов из числа депутатов и глав городских и сельских поселений. Но окончательное решение ещё формируется.

— Елена Владимировна, завершается избирательная кампания. Она охватила только часть местных советов, но уже видно, что в 2015 году выборы и на этом уровне будут острыми — муниципальные управление и хозяйствование становятся интересными для политиков…

— Очень важно, чтобы каждый житель Новгородской области использовал своё право, данное ему Конституцией, — избирать и быть избранным. Не приходить на выборы — это пассивная позиция. Напомню, что гражданам предстоит выбрать шестерых глав районов, глав и депутатов сельских поселений, а по округу № 9, в который входят Демянский, Валдайский и Марёвский районы, — депутата Новгородской областной Думы. Я неоднократно бывала в этих трёх районах, встречалась с депутатским корпусом, с населением. Конечно, там есть нерешённые вопросы, поэтому важно, чтобы у этой территории появился свой депутат в областной Думе, который будет достойно представлять интересы избирателей.

Фото  Пресс-центра
Новгородской областной Думы