Вторник, 06 августа 2024

Редакция

Ключ с правом передачи

Для чего и как органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями

Конституция Российской Федерации и Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» предоставили органам государственной власти право наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, то есть передавать на исполнение в органы местного самоуправления часть своих функций. В Новгородской области этот процесс начался 10 лет назад и продолжается по сей день.

Так, в 2004 году областным законом № 252-ОЗ на исполнение органам местного самоуправления были переданы всего три государственных полномочия Новгородской области в сфере труда. В 2009 году направленных на это законов стало 34, а количество переданных полномочий расширилось до 63. В нынешнем  году в соответствии с 37 областными законами органы местного самоуправления области наделены 76 полномочиями.

Практика применения
Наибольший объем переданных полномочий приходится на сферу труда и социальной защиты населения (57,8%), далее идёт образование (23,6%), жилищно-коммунальное хозяйство (6,5%). На сферу финансов, регистрации актов гражданского состояния, административных правоотношений, профилактики правонарушений несовершеннолетних приходятся по 2,6%, менее всего (1,3%) — это полномочия в сфере культуры и туризма, физкультуры и спорта, транспорта и материально-технического обеспечения выборов в органы местного самоуправления.

Увеличение количества государственных полномочий области, которые передаются на исполнение в органы местного самоуправления, обосновано прежде всего тем, что государственные услуги области, предоставляемые органами местного самоуправления, становятся ближе к населению, проживающему в муниципальных районах. Кроме того, вместе с полномочиями на места передаются штатные единицы, а значит, решается вопрос трудоустройства квалифицированных специалистов в районах.

Для сравнения: в 2008 году на осуществление переданных государственных полномочий был заложен штат из расчета 335 работников органов местного самоуправления области (8,5% от общего числа); в 2013 году — 381 (10,3 %); в 2014 году — 415 штатных единиц. Это 12,4% от общего количества работников органов местного самоуправления.

Следует отметить, что штатная численность ежегодно утверждается областным законом об областном бюджете на предстоящий год, но может меняться. Так, например,  утвержденная на начало года нормативная штатная численность работников, осуществляющих государственные полномочия в 2014 году,  увеличилась в течение года на 11 единиц в связи с вступлением в силу областного закона, наделяющего органы местного самоуправления полномочиями по созданию административных комиссий.

Система взаимодействия
При этом нужно понимать, что, передавая государственные полномочия на уровень муниципалитетов и поселений, субъект несет ответственность за качественное их исполнение, а потому органы исполнительной власти контролируют  исполнение переданных полномочий, оказывают методическую и консультационную помощь органам местного самоуправления по их исполнению.

Для того чтобы указанные мероприятия проводились регулярно, правительством Новгородской области сформирована чёткая система взаимодействия органов исполнительной власти и местного самоуправления, которая включает в себя:

- комитет государственной гражданской службы и содействия развитию местного самоуправления Новгородской области;

- рабочую группу, созданную в целях решения проблемных вопросов (распоряжение правительства Новгородской области от 22.04.2014 № 104-рг). В нее входят руководители органов исполнительной власти области и представители органов местного самоуправления;

- специалистов органов исполнительной власти, определенных ответственными за взаимодействие с органами местного самоуправления в части реализации государственных полномочий;

- специалистов органов местного самоуправления, определенных ответственными за исполнение государственных полномочий.

При принятии областных законов, наделяющих органы местного самоуправления государственными полномочиями, применяется алгоритм взаимодействия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Первым шагом здесь является мониторинг и анализ мнения органов местного самоуправления о целесообразности наделения их государственными полномочиями.

Дело в том, что Федеральный закон № 131 не предусматривает обязательного согласия муниципальной власти на передачу ей отдельных государственных полномочий. Между тем такая передача без согласия муниципалитета не способствует повышению эффективности их исполнения. На этом заостряет внимание и Президент России Владимир Путин: «Волюнтаристского перебрасывания полномочий с одного уровня на другой быть не должно. Так, решения о перераспределении полномочий в отношении конкретного муниципалитета должны закрепляться соответствующим законом субъекта Федерации, а сами полномочия передаваться только вместе с финансовыми средствами на их реализацию. При этом регион обязан гарантировать муниципалитету стабильность установленных правил».

Закон передачи
Отмечу, что обязательное согласование проектов областных законов о передаче госполномочий проходит с комитетом государственной гражданской службы и содействия развитию местного самоуправления, который является уполномоченным органом по координации деятельности в сфере осуществления органами местного самоуправления переданных госполномочий и по ведению реестра областных законов в этой части. Реестр размещен на сайте комитета (kgs.novreg.ru) и поддерживается в актуальном состоянии.

После принятия закона о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями работа строится по следующей схеме:

- в положение об органе исполнительной власти вносятся изменения, наделяющие его правами контроля за исполнением переданных полномочий;

- назначаются работники органа исполнительной власти, ответственные за взаимодействие с органами местного самоуправления в сфере осуществления переданных госполномочий. Причем эти работники включены в состав комиссий по аттестации муниципальных служащих как независимые эксперты. Предусмотрена возможность их включения и в состав конкурсной комиссии при проведении конкурса на замещение соответствующей вакантной должности муниципальной службы;

- структурные подразделения органов местного самоуправления (отделы и комитеты) наделяются функциями по исполнению переданных государственных полномочий;

- определяются показатели эффективности и результативности деятельности работников органов местного самоуправления, осуществляющих переданные государственные полномочия;

- органами исполнительной власти области организуется контроль и  проводится мониторинг осуществления органами местного самоуправления переданных государственных полномочий. 

По результатам контрольных мероприятий правительством Новгородской области или уполномоченным им органом может быть, к примеру,  принято решение о неудовлетворительном исполнении переданных государственных полномочий и о прекращении их исполнения конкретным органом местного самоуправления. Справедливо будет отметить, что подобных случаев в регионе не было.

Условие эффективной работы
Говоря о работниках, осуществляющих переданные государственные полномочия, нельзя не сказать, что важным условием их эффективной работы является высокий уровень профессиональной компетенции. В целях решения данной задачи для этих работников систематически проводятся совещания и учебные семинары.

Так, в 2014 году был организован обучающий семинар для 25 работников, осуществляющих переданные государственные полномочия в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних. 59 работников, осуществляющих переданные государственные полномочия в сфере опеки и попечительства несовершеннолетних граждан, пройдут обучение в рамках информационно-методического семинара в ноябре.

Кроме того, в рамках государственной программы, утвержденной постановлением правительства Новгородской области от 17.10.2013 № 274 «Совершенствование системы государственного управления и государственная поддержка местного самоуправления в Новгородской области на 2012—2016 годы» в сентябре проведены курсы подготовки и повышения квалификации работников, осуществляющих переданные государственные полномочия в сфере социальной защиты населения. Таким образом, в 2014 году 25% из числа работников органов местного самоуправления, осуществляющих переданные государственные полномочия,  повысили уровень своих профессиональных знаний.

*   *   *

В заключение необходимо подчеркнуть, что благодаря совместной работе органов исполнительной власти и местного самоуправления в 2014 году удалось немало сделать в сфере совершенствования деятельности, связанной с принятием и  реализацией на территории области законов, наделяющих органы местного самоуправления государственными полномочиями. Успешным результатом можно считать то, что опыт Новгородской области отмечен Полномочным представителем Президента Российской Федерации в Северо-Западном  Федеральном округе  и направлен для изучения и использования в работе в другие субъекты СЗФО.

Сергей МИТИН,
губернатор
Новгородской области