Вторник, 24 декабря 2024

Редакция

Время профессиональных управленцев

Реформированное местное самоуправление будет работать в интересах всех жителей Новгородской области

Принятый 27 мая Федеральный закон № 136-ФЗ «О внесении изменений в 131-й и 184-й федеральные законы» каждому региону дал право выбора системы местной власти, формы организации местного самоуправления. Цель поправок очевидна: выбрать ту систему, которая в наибольшей степени отвечает интересам граждан.

Ровно год назад (12 декабря) в своем Послании Федеральному собранию Владимир Путин поставил эту проблему: «Сегодня в системе местного самоуправления накопилось немало проблем. Объём ответственности и ресурсы муниципалитетов, к сожалению, не сбалансированы. Отсюда часто неразбериха с полномочиями. Они не только размыты, но и постоянно перекидываются с одного уровня власти на другой: из района — в регион, с поселения — на район и обратно… Считаю важнейшей задачей уточнение общих принципов организации местного самоуправления, развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах». Президент определил и сроки преобразований, которые «мы должны в основном законодательно обеспечить уже в 2014 году».

К истории вопроса
В соответствии со 136-м законом, в течение шести месяцев после вступления его в силу (а именно — до 27 ноября), все субъекты Федерации должны установить порядок формирования и срок полномочий глав муниципалитетов (в Новгородской области — районов, городского округа и поселений) и представительных органов районов.

Подчеркиваю: субъекты! И этот подход полностью соответствует указаниям Президента России, который накануне принятия названного закона еще раз обратил внимание на то, что «только при прямом участии глав субъектов Федерации заработает эффективно и муниципальный уровень руководства. Потому что всё-таки более высокий уровень управления с большими полномочиями и с гораздо большими финансовыми возможностями имеет большое влияние. И при отсутствии внимания со стороны губернаторов ожидать эффективной работы муниципалитетов не приходится». Это было сказано 26 мая на заседании президентского Совета по развитию местного самоуправления.

На этапе подготовки соответствующего проекта областного закона первоочередной задачей Правительства Новгородской области и областной Думы стала организация диалога с муниципальными собраниями, с муниципальным сообществом, изучение лучшего опыта субъектов в части организации местного самоуправления. В течение трех месяцев комитетом государственной гражданской службы и содействия развитию местного самоуправления, Советом муниципальных образований Новгородской области были проведены опросы органов местного самоуправления районов и поселений с целью выявления и обсуждения всех содержательных вопросов, всех нюансов возможных преобразований. Данная тема обсуждалась на заседании рабочих групп при Правительстве области и Новгородской областной Думе с участием глав муниципальных районов, на учебно-методических семинарах в рамках проекта «Школа главы муниципального района», а также на семинарах — с главами всех поселений региона, состоявшихся в Боровичах и Старой Руссе.

Следствием проведенной работы стало рассмотрение возможности введения на территории области института городских управляющих или глав местных администраций. В случае применения данной системы глава района (глава городского округа) будет избираться думой района (городского округа) из своего состава и станет председателем думы. Администрацию района (городского округа) в свою очередь должно будет возглавить лицо, назначаемое на эту должность по контракту, заключаемому после конкурса.

При этом на представительном органе будет лежать ответственность за принятие муниципальных программ развития. Глава местной администрации будет нести ответственность за их исполнение. Иными словами, представительный орган и глава района будут формировать стратегию развития территории, а исполнительный орган  под руководством главы местной администрации займётся её реализацией.

Система глав местных администраций, назначаемых по контракту, существует во многих регионах. С 2005 года она введена в Тюмени и Кургане, с 2006-го — в Перми и Туле, с 2010-го — в Мурманске, Нижнем Новгороде, Челябинске, Екатеринбурге и Орле, с 2011-го — в Костроме, Братске и Элисте. В 2015 году планируется введение института глав местных администраций во всех регионах СЗФО

Особенности нового подхода
Сторонники сохранить демократическую процедуру выбора глав муниципальных районов (городского округа) прямым народным голосованием считают, что назначение глав местных администраций отнимает у граждан это право. Это в корне неверно. Граждане как участвовали в выборах, так и будут участвовать. Только выборы будут одни — в представительный орган городского округа, городского (сельского) поселения.

И это ни в коей мере не искажает идеологию местного самоуправления, но повышает цену голоса каждого избирателя, принимающего решение в пользу  или против того или иного кандидата в депутаты. Ведь избранный парламентарий будет работать в непосредственном контакте, на виду у своих избирателей. Это и есть представитель той власти, до которой, по словам Президента РФ, каждый может дотянуться рукой.

В пользу новой системы есть следующие веские аргументы:

Возрастет роль депутатов. От них будет зависеть выбор кандидатуры на должность главы местной администрации, ибо конкурсная комиссия по выбору главы наполовину формируется представительным органом района (городского округа), другая половина — высшим должностным лицом субъекта. При этом в состав комиссии могут быть назначены представители различных политических партий.

Гарантированный уровень профессиональной пригодности главы местной администрации. В отличие от избираемого населением главы, к кандидатам на должность главы местной администрации по контракту будут применяться такие квалификационные требования, как стаж работы, в том числе — на руководящих должностях, наличие высшего образования в определенных сферах деятельности, возраст.

Контракт определяет компетенцию главы местной администрации. За ее рамки он выйти не сможет. Кроме того, в контракте будет прописана ответственность главы за эффективное решение вопросов местного значения. А значит, появится возможность применения к нему системы поощрений и взысканий. Как на муниципального служащего на главу местной администрации будут распространяться все ограничения и запреты, предусмотренные федеральным законом «О муниципальной службе», в том числе в области противодействия коррупции.

Назначенный глава местной администрации не будет заниматься политикой, так как будет обязан профессионально исполнять «хозяйственные» вопросы и вопросы жизнеобеспечения населения, возложенные на администрацию.

Проведение конкурса на должность главы сокращает бюджетные расходы. Это существенное отличие от прямых выборов глав. К тому же при расторжении контракта на должность главы будет вновь проведен конкурс. При этом контракт может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления:

- представительного органа или главы муниципалитета — в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения;

- высшего должностного лица субъекта РФ — в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления переданных государственных полномочий;

- главы местной администрации — в связи с нарушениями условий контракта органами местного самоуправления и (или) органами государственной власти субъекта РФ.

Возрастет уровень ответственности  руководителей на местах, так как действующая сегодня система, когда глава муниципалитета по должности является главой местной администрации, делает его практически неуязвимым для отрешения от должности или удаления в отставку.

«Новый закон ничего не навязывает, это не императивная норма, она не означает, что нужно все остальные имеющиеся инструменты выбросить на свалку истории. Но если чего-то не хватает в плане выстраивания отношений между муниципальным уровнем власти и губернатором, тогда можно использовать то, что предлагается в новом законе»
Владимир ПУТИН
26 мая 2014 года

Депутатские полномочия
Обязан сказать несколько слов и о порядке формирования представительных органов муниципальных районов. Согласно проекту областного закона их формирование планируется из числа глав поселений, входящих в состав района, и депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых поселенческими парламентами из своего состава. Именно такой вариант назвали наиболее приемлемым около 70% муниципальных районов в ходе мониторинга и анализа мнения органов местного самоуправления. При этом в Батецком, Волотовском, Любытинском, Парфинском, Поддорском и Шимском районах будет применяться система равного представительства поселений, в остальных районах — пропорционального (в зависимости от численности населения поселения).

Применение указанного принципа обеспечит присутствие в районной думе представителей всех поселений, а при принятии нормативных правовых актов — учет мнений всех поселений района и равенство возможностей влияния представителей поселений на принятие решений. Сократятся затраты из областного бюджета на проведение выборов депутатов представительных органов муниципальных районов. В том числе — при замещении депутатского мандата в районной думе в случае выбытия депутата.

Понимаю, что у действующих депутатов есть сомнения в целесообразности применения такой системы формирования представительного органа. И прежде всего они обусловлены наличием некоторого конфликта интересов. Возможно, депутаты боятся в дальнейшем лишиться своих мандатов. Однако что мешает им избираться на уровне поселений? Ведь в настоящее время избирательные округа затрагивают в том числе территории поселений. Кроме того, нормы данного областного закона (в случае его одобрения областной Думой) начнут действовать по окончании срока полномочий районных дум и глав муниципальных образований.

Нужно сказать, что представленный порядок формирования органов местного самоуправления области поддержан 14 ноября 2014 года Общественной палатой Новгородской области.

Проект областного закона «О сроке полномочий представительных органов муниципальных образований Новгородской области и порядке формирования представительных органов муниципальных районов Новгородской области, сроке полномочий и порядке избрания глав муниципальных образований Новгородской области» будет рассматриваться депутатами во втором чтении на очередном заседании Новгородской областной Думы 26 ноября. В этот день будет принято окончательное решение по важнейшему вопросу реформирования системы местного самоуправления.

Сергей МИТИН,
губернатор Новгородской области