Председателю Боровичской районной думы предложено уйти в отставку
4 и 5 февраля в Боровичах прошли публичные слушания по внесению изменений в уставы города и района в связи с отменой прямых выборов глав районов.
Если на слушания по уставу города пришли всего несколько человек и изменения были приняты без особых проволочек, то слушания районные собрали полный зал.
Как показали слушания, многие пришли с одной целью — сохранить устав района в прежнем виде. Пояснения председателя думы Владимира АЛЕКСЕЕВА, что данное мероприятие неправомочно менять областные законы, вызвало только негодование.
— Федерация предоставила право выбора субъекту. Конечно, мы как депутаты не удовлетворены таким решением, — говорил Владимир Алексеев. — Когда обсуждался областной закон, мы направляли туда свои предложения. По ним было голосование, но наша поправка не прошла. Поэтому мы сформировали изменения в устав в рамках того закона, который был принят. Мы исполняем закон. Мы должны провести публичные слушания. К сожалению, недовольных много. Но мы выполняем ту процедуру, которую обязаны выполнять.
Люди отказывались соглашаться с такой позицией и вслепую голосовать за поправки. Собравшиеся буквально перекрикивали друг друга: «А зачем мы тогда здесь собрались, если всё за нас решено? Власть должна к нам прислушаться!». Упрёки сыпались и в адрес областных депутатов Владимира Можжерина и Любови Мурашовой, которые, к слову, не пришли на эти слушания. А главное — не посоветовавшись с избирателями, проголосовали на областной думе за отмену прямых выборов.
Масла в огонь подлил директор НП «Культурно-просветительский центр» Марк МАСАРСКИЙ. На трибуну он вышел с Конституцией РФ в руках и заявил, что законы 136-й РФ и областной противоречат Конституции.
— Статья 32 говорит о том, что граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Статья 55, пункт 2, указывает, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Глава 8-я вся посвящена местному самоуправлению, которое обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью через своего представителя путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, — говорил он.
Г-н Масарский, отмечая конституционное право граждан РФ «избирать и быть избранными», не вспомнил, что согласно статье 2 Федерального закона № 131 муниципальный район — это территория, «в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления». В данном случае граждане избирают представительный орган власти (думу), который из своего состава выберет главу района. Администрация же района и прежде не была выборным органом (кроме главы), а теперь (с главой по контракту) станет стопроцентно «иным органом местного самоуправления».
Кроме того, оратор ничего не сказал о статье 4 «Правовая основа местного самоуправления» Федерального закона РФ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ. В этой статье, в частности, записано:
«1. Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты» (выделено редакцией).
А областной закон принят. И принят на основе изменений, внесенных в федеральный закон, что предусматривает пункт 2 названного закона о местном самоуправлении: «2. Изменение общих принципов организации местного само-управления, установленных настоящим Федеральным законом, допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон».
Однако аудиторией никто, похоже, не управлял. Некто Михаил с места предложил депутатам района самораспуститься. Военный пенсионер Евгений Туманский предложил уйти в отставку председателю думы района, чтобы не принимать такой устав…
— Позиция несогласия с областным законом внесена в протокол, — наконец вспомнил о своих обязанностях председателя собрания спикер думы Алексеев. — На сегодня мы вынуждены объяснять людям, почему всё это происходит, а объяснить не можем. Обращение в Конституционный суд на соответствие законов — один из вариантов.
Невольно возникла мысль: а хорошо ли знают областной и федеральный законы организаторы слушаний? Или это их задумка — взбудоражить народ, сославшись на то, что «объяснить не могут»? Тогда план удался: люди расходились в смешанных чувствах. Но теперь все предложения будут рассмотрены 26 февраля на заседании районной думы.
Елена ЗИМИНОВА,
Геннадий РЯВКИН