Вторник, 06 августа 2024

Редакция

Ищи не в селе, а в себе

Такой рецепт выписал губернатор Сергей Митин тем, кто трудности в АПК считает объективными

Четыре основных и шесть технических вопросов составили повестку вчерашнего (19 февраля) заседания Правительства Новгородской области.

Первым стоял — о задачах органов исполнительной власти и местного самоуправления по развитию агропромышленного комплекса региона в текущем году.

Слово «кризис» неуместно
Ровно год назад, 20 февраля, с этой же трибуны ставил задачи перед отраслью тот же вице-губернатор Александр БОЙЦОВ. Задачи были в основном умеренные, ибо мы преодолевали последствия неурожайного 2013 года. Поэтому план-2014 «НВ» сравнивали с фактом-2012. И выходило, что «в производстве мяса мы планово недоберем 13,8 тыс. т; по яйцу намерены выйти на показатели 2012 года, когда получили 205,2 млн. штук; по картофелю — увеличить сбор на 4 тыс. т, по овощам — на 10,8 тыс. т».

В прошлом феврале мы еще ничего не знали о грядущих потрясениях. Еще не было в лексиконе такого слова, как «импортозамещение».

Остается только сказать банальное: «Год снова был непростым» и обратиться к цифрам. Приведем их по три в каждой «дисциплине»: план на 2015 год, факт за 2014-й и план на 2014-й. Смотрите не запутайтесь!

Итак:

мясо (тыс. т): 140 — 122,3 — 122;

картофель: 368 — 307,4 — 329,3;

овощи: 106 — 97 — 97;

яйцо (млн.шт.): 225 — 205,7 — 205;

молоко: 83 — 82 — 88,1;

зерновые: 42 — 38,8 — 31.

Предоставляя читателю право самостоятельно сравнивать вторую и третью цифры, нельзя не обратить внимание на высокие рубежи этого года. Первоначально ориентиры были расположены ближе, но губернатор Сергей МИТИН отверг соглашательский (с обстоятельствами) проект плана. И цифры были пересмотрены кардинально. Всего один пример.

По картофелю предлагалось увеличить площадь посадок на 1600 га, в окончательном варианте — на 4000 га. Что-то подобное с мясом, овощами, яйцами…

Сколько ни говори «импортозамещение» — сыт не станешь. Нужно брать быка за рога (корову — за титьки) и — вперед! Не ищи в селе, а ищи в себе. Такую поговорку припомнил Сергей Митин в ходе обсуждения доклада своего заместителя. При этом он имел в виду два момента. Конечно, их больше, которые надо преодолеть. Но два — обязательно.

Первый. Содействовать расширению крестьянско-фермерского сектора (по плану с 736 КФХ до 814) и активировать личные подсобные хозяйства. У нас в регионе (не поверите!) — 90 838 ЛПХ. Точно учесть, сколько там производится продукции, невозможно. Но по официальной статистике на долю частника приходится всего 5% аграрного производства. Скорее всего, это объем заготовок, помноженный на некую величину.

И тут вы еще раз можете не поверить. «В 1996 г. на долю личных подсобных хозяйств приходилось 90% всего производства картофеля, 77% овощей, 79% плодов и ягод, 48% мяса скота и птицы, 45% молока, 31% яиц» — это из пояснительной записки к проекту федерального закона «О личном подсобном хозяйстве».

Мы согласны, 96-й год не очень показательный: множество сельхозпредприятий тогда лежали на боку. Но не до такой же степени мы должны сдавать позиции, чтобы за год произвести из 21 млрд. рублей (общая для регионального АПК цифра в 2014 году) всего-то мяса, овощей, молока и пр. на 1 млрд. Иными словами: каждое подсобное хозяйство (из почти 91 000) расстаралось за год примерно на 1100 рублей. Поделите сами, чтоб узнать, сколько производится в месяц.

Теперь уж мы и сами не верим в свою арифметику. Но, комментируя ситуацию, губернатор отметил:

— В слабости и пассивности подсобных хозяйств граждан значительная доля вины лежит на руководителях сельских поселений и районных властей, которые не создают условий ни для трудовой деятельности крестьян, ни для торговли произведенной продукцией. Сектор развивается сам по себе. А так быть не должно.

Почему так быть не должно, понятно. Но нельзя упускать и второй момент, который контекстуально к первому тесно примыкает. Изъятие неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения остается в регионе задачей № 1. Кто-то оформил на себя надел земли и исчез. Земля зарастает, хозяина не ищут (чтоб судебным порядком изъять), время идет. Такой земли у нас 230 тыс. га. Это чуть меньше Люксембурга (259 тыс.), но там еще и 420 тыс. человек живут, а не только хлеб растят да коров пасут.

Напомним: ровно год назад на правительстве Александр Бойцов ставил задачу завершить работу по изъятию земли к 31 декабря. Тогда она была сделана только в Батецком районе. За год к нему присоединились Валдайский, Хвойнинский и Чудовский. Прочие не догоняют...

— Это не только сдерживает рост сельхозпроизводства, — отметил Сергей Митин, — но и негативным образом влияет на инвестиционный климат. Кроме того, мы теряем значительные средства от невыплаченного земельного налога. Сравните: В Белгородской области земельный налог составил в прошлом году 5 млрд. рублей, а у нас — 500 млн. Территория Белгородской области — 27 тысяч кв. км, нашей — 55 тысяч.

Иными словами: мы собираем земельного налога приблизительно в 20 раз меньше, чем могли бы. А это около 40% бюджетных доходов, если примерить к казне 2015 года.

Вообще, земельный вопрос опять формирует революционную ситуацию. И мы вернемся к нему в «НВ» от 27 февраля. Без спешки…

Не в деньгах счастье...
Доклад главы департамента образования и молодежной политики Анатолия ОСИПОВА назывался «О реализации проекта модернизации региональной системы дошкольного образования в Новгородской области в 2014 году и задачах на 2015 год», но на деле выступающий говорил о завершении строительства детских садов в Маловишерском, Хвойнинском и Шимском районах.

В прошлом году благодаря ремонтам в области появилось более 650 новых мест, но без новостроек не обойтись. Как сообщил глава департамента, Малая Вишера была не однажды предметом обсуждения в областном правительстве, на стройку лично выезжал губернатор... Теперь, как заявил Анатолий Осипов, дошкольное учреждение должно быть готово к лету. Если строителям напрячься, использовав все светлое время суток.

Губернатор напомнил присутствующим главам муниципалитетов, что детские сады — это их полномочия. «Но как получается? Государство дает деньги местному самоуправлению, которое их с трудом осваивает. Почему? Потому что муниципалитет небрежно подходит к формированию аукционной документации, не организует жесткий контроль за исполнением. В итоге приходят непонятные фирмы, которые только после административных санкций начинают нормально работать», — прокомментировал глава региона задержку с открытием муниципальных детсадов.

Анатолий Осипов дал очередной повод для недовольства главы региона местными властями, сообщив об итогах инспекционных визитов накануне ЕГЭ в четыре школы Великого Новгорода вместе с вице-губернатором Александром Смирновым. Чиновники пообщались с учащимися, и вывод таков: где обшарпанные стены, как в школе № 22, там и выпускники хотят получать высшее образование в столицах. А вот где уютно и красиво, там дети намерены остаться в Новгороде. В доказательство своего вывода руководитель департамента даже показал телевизионный репортаж, посвященный инспекции школ.

Губернатор не замедлил уточнить ситуацию по 22-й школе у первого вице-мэра Антона ЗЕМЛЯКА, который с готовностью сообщил, что директора решено уволить.

— Я хотел бы с вас спросить. В городе — 30 школ, и никак не навести порядок? Школу № 17 пришлось лично брать на контроль, чтобы она могла быть открыта в должном состоянии 1 сентября. Та же картина в Кречевицах. Новгород примером должен быть, а пока Старая Русса впереди, — заметил Сергей Митин.

Вице-мэру оставалось только согласиться...

По губернатору, кризис — это время, когда нужно очень много работать Это сыр или рыба?
О том, насколько безопасно покупать продукты в розничной торговле, рассказал правительству руководитель новгородского управления Роспотребнадзора Анатолий РОСОЛОВСКИЙ. Тема как никогда актуальная в условиях смены поставщиков из-за санкций и роста цен. А вот выводы из доклада Росоловского можно было сделать неоднозначные.

Управление постоянно мониторит ситуацию с помощью проверок. Так, в 2014 году специалисты взяли 1184 пробы на соответствие санитарным нормам, 27 оказались неудовлетворительными (2,28%, в то время как по России — 3,94%). Вроде бы хорошо, если не стать жертвой этих 2,28%...

С мясными и рыбными продуктами в области, напротив, хуже — 11% из 8 тысяч проб оказались неутешительными, а это выше общероссийских показателей. Молочная продукция и вовсе подкачала: 26% проб не соответствует микробиологическим показателям. Почему? Потому что перевозят с нарушениями, хранят с нарушениями. Как сообщил руководитель Роспотребнадзора, участились случаи продажи сыроподобных сыров (внимание, покупатели!), это когда вместо животного масла используется нечто растительное. Подобная продукция идет к нам из Пскова и Литвы.

Особую тревогу вызывает рыбная еда. Рыба имеет слишком много «глазури», проще говоря, льда — до 36%. Поэтому и исчезает в кастрюле... Роспотребнадзор борется с негативными явлениями на продовольственном рынке с помощью административных протоколов и штрафов: более 5 млн. рублей получено (но сопоставимо ли это с прибылью торговцев?).

Только что прибывший федеральный инспектор Вадим НЕПРЯХИН включился в местные реалии, спросив у Анатолия Росоловского, как служба будет справляться со своими задачами в условиях сокращения проверок бизнеса. Руководитель Роспотребнадзора, похоже, думал над этой проблемой, потому что план действий был тут же предъявлен: более тесное взаимодействие с предпринимательскими объединениями и профильными департаментами. И (на всякий случай?) добавил, что в регионе не зарегистрировано ни одного факта пищевых отравлений, а уровень кишечных инфекций ниже, чем по стране.

Еще более конкретен был губернатор Сергей МИТИН, заметивший, что любые качественные продукты, попадающие в ларьки, где нет необходимых условий хранения, станут негодным товаром. «Кто дает разрешение на размещение этих ларьков? Где пожарные, всегда охотно контролирующие школы да детские сады? Где местная власть? Пусть ваши службы наведут порядок, задайте правильный импульс всем структурам», — потребовал глава региона.

Фанера — не панацея
Как Парфинскому району дальше жить и развиваться — об антикризисном плане муниципалитета доложили сам его глава Николай ХАТУНЦЕВ и вице-губернатор Виктор НЕЧАЕВ. Но, как выяснилось по ходу обсуждения, план придется дорабатывать.

Напомним: отчет руководителя администрации района депутаты оценили на «неудовлетворительно», а курирующий территорию вице-губернатор Виктор Нечаев предложил разработать план прорывного развития.

— Районы стенают по поводу нехватки денег, но на самом деле главное — это управленческая команда, — так начал свое выступление Нечаев.

По его словам, в администрации муниципалитета есть дублирующие функции, но нет ответственных по ряду направлений и «движущей силы в области экономики». В общем, нужно «привлечь человека из бизнеса, который бы вел это направление». Кроме того, вице-губернатор видел бы полезным создание экономического совета при главе муниципалитета. Вот 35 инвестиционных площадок формально-то есть, но какой инвестор пойдет туда, где нет никакой инфраструктуры? А еще малый бизнес совсем забыт...

Спасательным кругом парфинской экономики, убежден Нечаев, должна стать диверсификация производства фанерного комбината, а то одна лишь фанера предлагается на рынок... Тогда бы и новые специалисты потребовались, а им нужны квартиры, стало быть, жилищное строительство можно было бы оживить... Среди минусов района — слабое освоение лесосеки, отсталое сельское хозяйство. Но, завершил Нечаев, если навалиться на все эти проблемы, то район скоро выйдет в середнячки!

Губернатор такой оптимистический напор выдержал, но заметил, что областная власть много сил вложила в реанимацию фанерного комбината, а он пока дает 6% роста в год, хотя надо — 25%.

Николай Хатунцев, похоже, в сжатом виде повторил свой отчет за 2014 год, например, он рассказал про рост НДФЛ в районе и успехи социальной политики (жителей, обращающихся за материальной помощью, стало меньше на 26%). План его действий: управленческая модернизация, инвестиции, малый бизнес, жилищное строительство, инженерная инфраструктура... Это было созвучно тезисам Виктора Нечаева...

Вице-губернатор Александр СМИРНОВ не зря спросил: а есть ли у района антикризисный план? Глава района покивал головой: по каждому направлению!

Другой вице-губернатор, Юрий МАЛАНИН, продолжил сомнения коллеги: «У вас до сих пор нет муниципального жилищного контроля. Говорите о водоснабжении территории, но не разработали техзадание, нет инвестиционных программ и по воде, и по теплу, хотя еще год назад нужно было их сделать». Маланин посоветовал эти «мелочи» включить в районный антикризисный план.

— Объем промышленного производства и другие экономические показатели — это важно. Но федеральный закон о местном самоуправлении возлагает на вас задачи по газоснабжению, водоснабжению, дорогам, парковкам, жилищному строительству, формированию инвестиционных программ ваших территорий, — в который уже раз пришлось губернатору напоминать представителям местной власти.

Антикризисный план Парфинского района окончательно сдулся после реплики главы департамента архитектуры и градостроительной политики Валентины ЗАХАРКИНОЙ, напомнившей Николаю Хатунцеву, что район не строит и не планирует строить жилье экономкласса, отказался от участия в областной программе выделения жилья молодым семьям, не выделяет земельные участки, в том числе и под инфраструктуру...

Выслушав внимательно все мнения, губернатор предложил продлить срок утверждения антикризисного плана парфинского главы до 1 марта. Чтобы учесть в нем все возникшие нюансы. Более того, главе региона хотелось бы, чтобы этот план стал образцовым для других районов. В эту работу он попросил включиться и главного муниципала Сергея Яковлева.

Геннадий РЯВКИН,
Людмила ТИМОФЕЕВА
Фото с сайта Правительства НО