Суббота, 23 ноября 2024

Редакция

Чья земля, того и хлеб

Пожары чаще случаются там, где администрации муниципалитетов вовремя не ликвидируют сухостой и свалки

Ассоциация «Совет муниципальных образований области» впервые обсудила ситуацию с памятниками культурного наследия, но актуальными для муниципалов темами стали лес, пожары и земля

Прежде всего по заведенному порядку после приветствия спикера областной Думы Елены ПИСАРЕВОЙ муниципалы разобрались с уставными вопросами. В частности, был утвержден отчет президента Ассоциации Сергея ЯКОВЛЕВА о работе в 2014 году.

Также произошли рокировки в составе правления и ревизионной комиссии.

Пока петух не клюнул

Бесснежная зима и ранняя весна означают большую вероятность возникновения пожаров. О том, насколько районы готовы к борьбе с огнем, сообщила целая команда докладчиков со стороны: начальник по надзору за соблюдением федерального законодательства областной прокуратуры Виталий НОВИКОВ, заместитель начальника ГУ МЧС по Новгородской области Алексей КУПИН, руководитель управления Росприроднадзора Андрей ПЕТРОВ и председатель комитета лесного хозяйства и лесной промышленности области Валерий МЕЛЬНИКОВ. Их выступления модерировал (и, надо признать, умело) заместитель областного прокурора Константин СОМОВ. Он сразу сообщил, что недавно Генпрокуратура указала: в Новгородской области в этом году высок риск пожароопасности.

По данным Новикова, тренд тревожный: в 2014 году в области зафиксирован 61 лесной пожар, а в 2013-м их было 13. Между тем до сих пор не во всех районах имеются звуковые сигнализации для оповещения о пожаре, нет добровольных пожарных дружин, пожарные водоемы замусорены, к ним нет нормальных подъездов. Так что нужно срочно создавать защитные противопожарные полосы, очистить территории от сухого мусора и сухой растительности... Также важно не забывать о патрулировании, как это делается в Рдейском и Валдайском парках.

Представители муниципалитетов посетовали, что только 22 видеокамеры установлены в новгородских лесах, а, например, в Неболчах, где много сухих деревьев, видеокамеры нет. Оказалось, что проблема не только в финансах, но и в технических возможностях мобильных операторов. Но «Мегафон» обещает ускориться... А пока есть шанс только на две дополнительные видеокамеры.

МЧС готовится к пожароопасному периоду в регионе, официально стартующему 13 апреля. Но уже с начала года пришлось 500 раз выезжать по тревоге. Алексей Купин предупредил, что ситуация с противопожарной работой на контроле в полпредстве, так как область признана частично готовой. Из-за отдельных муниципальных образований... Главы районов молча выслушали информацию, в том числе и про создание регионального противопожарного центра уже нынешней весной.

Земля когда есть, её сразу нет

Наболевший муниципальный земельный вопрос также был заслушан без активного участия зала. Его докладывали межрайонный природоохранный прокурор Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ и заместитель руководителя управления Росссельхознадзора Рашид ВАЛИЕВ. На молчание муниципалов прокурор Сомов отреагировал репликой: «Вижу безучастность в ваших глазах, хотя при действенном муниципальном контроле многие вопросы проще решаются. А сейчас его просто нет!».

Не секрет, что многие земельные участки брошены собственниками или используются не по назначению. По словам Рашида Валиева, особенно печально дела обстоят с землей сельхозназначения: треть ее зарастает, даже применяется под свалки. Новая угроза — разработчики полезных ископаемых, после которых остаются карьеры. «А муниципальный земельный контроль молчит», — не скрывал своего недоумения Валиев. Он привел такой факт: 127 администраций сельских поселений в 2013 году при всех безобразиях, творимых с землей, выявили только 2 нарушения, а в 2014 году и вовсе одно!».

Глава Любытинского района Тимофей ГУСЕВ попытался сместить акценты — попросил направлять предписания по поводу свалок собственникам, а не администрации района, тому же «Автодору». Константин Сомов не принял такой «передачи» и прямо заявил главам, что они прекрасно знают обо всех беззакониях, например, что у них на полях предприимчивые граждане роют искусственные пруды. По мнению прокурора, это уже становится «фишкой Новгородской области — искусственный пруд посреди поля, где его быть не должно».

Вот не знаю, усилится ли земельный контроль в районах после этого заседания, но дело явно государственное. Потому как порядок на земле — это основа развития сельскохозяйственных территорий.
Тем более что недавние поправки в Земельный кодекс, о которых доложил заместитель главы департамента имущественных отношений и госзакупок Руслан ТАРУСОВ, еще более усложнят ситуацию в земельных отношениях. Именно поэтому было решено создать специальную рабочую группу, иначе, как заметил Сергей ЯКОВЛЕВ, может «возникнуть паралич». Одна лишь деталь: земли под строительство будут отдаваться только в аренду. Причем на 3 года. Если не справился в срок — участок уйдет на торги. Продление возможно только до марта 2018 года и только один раз. И, конечно же, в областную Думу будет внесен законопроект, учитывающий новшества в Земельном кодексе.

И зал наконец-то загудел: ведь земельный налог идет в муниципальные бюджеты...

Дитя без глазу

Когда пришел черед выступать руководителю комитета охраны культурного наследия Светлане КУЗЬМЕНКО, то внимание аудитории опять угасло. И доклад скучно изложен, и тема не трогает сердца муниципалов... А на территории области 4701 объект культурного наследия!

Представителям муниципальной власти также не понравился исключительно обвинительный тон докладчика. И категорию объекта охраны (федеральная, региональная) путают с формой собственности (частная, муниципальная, региональная). И действия на этих объектах не согласовывают с комитетом, что «априори заставляет задуматься о чем-то незаконном на территории». Только 19% объектов имеют охранные обязательства. Кроме того, именно муниципальные органы власти должны провести паспортизацию выявленных в 80-х годах памятников. Реплика любытинского главы о том, что есть уже среди таких утраченные, не была воспринята. А сидящие в зале явно ждали от докладчика разъяснения алгоритма действий с этими сомнительными строениями, на волне исторического патриотизма записанными в культурные памятники. Светлана Кузьменко категорично стояла на своем: снять с учета можно только через Минкультуры. Можно — только уже уничтоженные объекты. Эта фраза спровоцировала реплики о сжигании как методе. А когда от мэра Валдая последовали упреки по поводу ненормального взаимодействия комитета с муниципалитетами даже по банальным памятным доскам (одобренный прежде вариант запрещается, хотя казенные деньги уже израсходованы), стало очевидно: взаимопонимание между муниципалами и хранителями культурного наследия напрочь отсутствует.

Возможно, что-то изменится после того, как будут заключены двусторонние соглашения комитета с каждым районом, но они должны быть как четкая инструкция к действию. Иначе памятники истории, включая воинские захоронения (тоже больная тема), так и будут оставаться на периферии муниципального сознания.

Фото из архива «НВ»