Вторник, 24 декабря 2024

Редакция

При наличности публичности

В администрации Великого Новгорода обсудили выполнение прошлогоднего бюджета

Модерировала встречу, как и в прошлом году, вице-мэр Екатерина Красновидова. Ей удалось свести к минимуму бессодержательные речи завсегдатаев таких мероприятий, что позволило уложиться в полтора часа.
На мой взгляд (уже повторяюсь), нет никакого практического смысла в так называемых публичных бюджетных чтениях. Да, федеральное законодательство эту норму предписало, а на местах приходится выполнять. Но что значит слово «бюджет»? В одном финансовом словаре вот так «нескучно» говорится: «Это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенная для финансирования задач и функций государства и местного самоуправления»...

Бюджет состоит из строчек доходов и расходов, в нем налоги и неналоговые сборы, трансферы, субсидии, субвенции... В этом подчас сложно разобраться даже финансистам, которые и спорят в основном на публичных слушаниях. Депутаты же, по моим многолетним наблюдениям, ориентируются в бюджетных хитросплетениях на уровне «образованию дали меньше, а спорту прибавили». И что с того?

Чтобы делать толковый анализ бюджета, требуется понимание всех социально-экономических процессов на территории, что не под силу горожанину. Ему это просто и не нужно. Что же тогда скрывается за прилагательным «публичные»?

Но вернемся к городским слушаниям о казне, состоявшимся 15 мая. Абсолютно по делу и внятно разложила прошлогодний бюджетный кошелек председатель городского комитета финансов Елена Медеева. Даже удивительно, как сухие цифры умеет она подать человеческим языком...

Итак, в 2014 году доходы Великого Новгорода составили 4697 млн. рублей, а расходы — 4884 млн. рублей. Большинство показателей социально-экономического развития дали рост. Это говорит что-то новгородцам, из тех, что можно встретить на улице? Да ничего. Но после долгого рассказа про то, сколько и откуда пришло рублей, куда их потратили (если внимательно слушал), возникло что-то более-менее понятное каждому: казна расходовалась преимущественно на социальную политику. В частности, образование получило более 2 млрд. рублей. Второе место занимают расходы на социальные нужды — 1,1 млрд. рублей, на третьем — ЖКХ с 810 млн. рублей.

Дефицит бюджета (разрыв между доходами и расходами) удалось сократить до 186,6 млн. рублей с 261 млн. в 2013 году. На дорожное хозяйство было направлено 272 млн. рублей. Траты на благоустройство составили 356,2 млн. рублей, из которых на уборку городских территорий направлено 191,7 млн. рублей, на уличное освещение — 54,8 млн. рублей.

А вот, наконец-то, и факт, к которому любят цепляться критики мэра: муниципальный долг в областном центре на 1 января 2015 года составил 1383 млн. рублей. Однако, как пояснила Медеева, это меньше предельных 10% и абсолютно в рамках бюджетного кодекса. Есть в нём, конечно, тревожная деталь: только 27% долга приходятся на дешевые бюджетные кредиты, а 73% составляют кредиты коммерческие. Впрочем, отметила глава комитета, заёмные средства позволили-таки исполнить долговые обязательства Новгорода и... сократить дефицит бюджета.

Вот тут бы и задуматься новгородским общественникам! Но их на слушаниях, как всегда, было немного (в зале доминировали чиновники), и говорил от имени городского сообщества преимущественно общественник Василий Машкетов. Он бросил следующие обвинения в адрес мэрии: муниципальные предприятия, в частности, «Теплоэнерго», в «долговой яме»; долги по судебным искам нарастают, что говорит о неэффективном расходовании денег; нет инвестиций в промышленность по примеру Калуги; плохо собираются налоги...

Ответ держал вначале вице-мэр Павел Морозов: в «Теплоэнерго» и «Новгородский водоканал» будут привлечены «серьёзные суммы». За инвестиции эмоционально вступился председатель комитета экономики Александр Григорьев: в прошлом году инвестировано в экономику города 20,5 млрд. рублей, а это больше 2013 года на 10%. Сейчас в работе 32 инвестиционных проекта на 77 миллиардов. За последние два года открылись НПО «Стеклопластик», «Радекс Техно», «Невский трансформаторный завод»... Григорьев язвительно парировал и про Калугу: там уже два автозавода закрылись. Ответ налоговой инспекции также был: налога на доходы физических лиц собрали на уровне 2013 года, было бы больше, но граждане на 66 млн. получили налоговые вычеты.

Сторонники мэрии — председатель городского совета ветеранов Юрий Левков и бюджетница Ольга Смирнова — были немногословны. Они просто поблагодарили городскую администрацию за проделанную в прошлом году работу. И за щедрую социальную политику, и за финансирование дошкольного образования.

Не так складно, но вполне искренне выразил признательность мэрии многодетный отец (11 детей!) Юрий Новолодский, вспомнив также добрым словом и губернатора Сергея Митина, и городского депутата Владимира Еремина, которые ему помогли с транспортом, спортивным снаряжением для детей, с покупкой квартиры, освободили от налога на землю...

И уже совсем не по теме бюджета-2014 горячо высказалась 80-летняя Анна Богданова из поселка Волховский. Она представляет категорию «Дети войны». Женщина жаловалась на низкую пенсию (10 тыс. рублей), на стоимость проездного билета, плохое качество хлеба, грубых врачей и пообещала «пугачевский бунт». Екатерина Красновидова бунт погасила на корню, пообещав выслать в Волховский сотрудников Роспотребнадзора и предложив немедленную встречу с руководителем комитета соцзащиты Алексеем Звягловым.

Бдительный Машкетов вернул всех к действительности: а что думает про бюджет счетная палата города? Глава палаты Александр Ломоносов лаконично ответил: все в пределах закона, и можно рекомендовать депутатам утвердить отчет на ближайшем заседании городской думы.

Против был только Машкетов.

Вот такие публичные слушания...