Понедельник, 23 декабря 2024

Редакция

Время остановить нельзя

О реформе местного самоуправления в Великом Новгороде

29 мая 2015 года вступил в силу те положения нового Устава Великого Новгорода, в соответствии с которым реализуется, так называемая «двуглавая» модель местного самоуправления, когда председатель городской Думы является Главой города, а ответственность за городское хозяйство возлагается на Главу администрации.

Президент России Владимир Путин заявил об этом еще год назад — 26 мая в ходе заседания Совета при Президенте по развитию местного самоуправления, прошедшем в Иваново. Речь шла о поправках, внесенных в 131-й Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Напомню, документ не предусматривает прямых выборов глав городского округа с внутригородским делением, а также ликвидирует прямые выборы глав городских округов, не имеющих внутригородского деления, городских поселениях, муниципальных районах. Согласно закону решением бюджетных и хозяйственных вопросов будет заниматься назначаемый по конкурсу глава администрации. Глава муниципального образования, избираемого из числа депутатов будет выполнять представительскую функцию.

Необходимо отметить, что реализация новой модели в полной мере соответствует общероссийскому тренду. В 66 административных центрах России уже отменены прямые выборы мэров региональных столиц.

Разработчики данной реформы уверены, что в результате ее реализации повысится эффективность управляемости хозяйством и снижение политической конфронтации разных уровней власти на территориях, особенно в нынешнее непростое время, когда наша страна стоит перед многочисленными вызовами современности.

Оппоненты ссылаются на мировой опыт и пытаются тем самым обосновать прямые выборы градоначальников. Но в Европейской Хартии местного самоуправления, принятой членами Совета Европы ещё в 1985 году, местное самоуправление определяется как право и реальная способность регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ими, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Данное право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путём свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Как показывает мировой опыт именно советы составляют основу местного самоуправления.

Данный подход в полной мере нашел свое отражение и в 131-ом федеральном законе, где определено, что глава исполнительного органа муниципального образования полностью подконтролен и подотчетен населению и органу представительному.

Следует отметить и еще одну особенность развития политической ситуации в России – это построение выраженной вертикали власти, когда президент страны требует от губернаторов эффективного функционирования и развития вверенной им территории. А губернаторы, в свою очередь, требуют от глав муниципальных образований безусловного решения вопросов местного значения и исполнения переданных отдельных государственных полномочий.

Чтобы понять насколько эффективна новая модель местного самоуправления следует обратить внимание на уже имеющийся опыт её реализации у наших ближайших соседей - во Пскове.В результате своего визита в Великий Новгород на празднование Дня города 13 июня этого года Иван Цецерский, который в 2012 году депутатами Псковской городской Думы был избран Главой города, совмещая обязанности председателя Думы, в моей беседе с ним полностью подтвердил эффективность принятой модели управления. городом. И хотя в начальный период действительно были проблемы с назначаемым Главой администрации города, то очень скоро был найден оптимальный вариант, который позволил объединить усилия представительного и исполнительного органов Пскова при поддержке губернатора в интересах развития городского округа и горожан.

Все это можно было бы оценивать, как некое субъективное мнение городского Главы, желающего приукрасить действительность, если бы не сравнительно недавний визит делегации областного Правительства во Псков. Общий вывод членов делегации состоял в том, что Псков за последние несколько лет сделал значительный скачок вперед и сегодня это современный ухоженный город с явно выраженной политической стабильностью.

Разве мы с вами не этого добиваемся. Просто представители органов власти Пскова и депутаты гораздо раньше нас поняли федеральные тренды и встали на путь реформирования местного самоуправления. Результаты не замедлили сказаться.

Депутаты Думы Великого Новгорода, приступив к исполнению своих обязанностей в сентябре 2013 года, в рамках полномочий сразу стали ставить вопросы о многочисленных несоответствиях в деятельности городской администрации и градоначальника. Результатом этого стала неудовлетворительная оценка его деятельности по итогам 2013 года.

Учитывая общероссийскую тенденцию, решение Новгородской областной Думы о новой модели местного самоуправления в Великом Новгороде, а также многочисленные факты ненадлежащего исполнения администрацией своих полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, городские депутаты видели единственным выходом из сложившейся ситуации – скорейший старт реформы местного самоуправления.

Надо признать, что бывший мэр с пониманием относился к данной ситуации, обсуждая конкретные сроки начала реформы в феврале-марте 2015 года, и его заявление на февральском заседании Думы, что он не будет «камнем преткновения для проведения муниципальной реформы» дало основание депутатам положительно оценить деятельность администрации и мэра. Однако очень скоро градоначальник отказался от своих обещаний, вовлекая тем самым наш город в политическую нестабильность и экономический упадок. Ситуация в корне изменилась, когда 29 мая на своем заседании 23 депутата удалили мэра в отставку.

Однако это не остановило бывшего градоначальника, и он обратился в суд с просьбой отменить решение Думы. Дальнейшее судебное разбирательство подтвердило, что судом не ставятся под сомнения полномочия депутатов самостоятельно оценивать деятельность мэра при принятии решения, поскольку такая оценка со стороны иных органов, в том числе и суда, привела бы к ограничению прав представительного органа на самостоятельное решение вопросов местного значения. Суд усмотрел лишь процедурные нарушения при удалении мэра в отставку. Эти выводы носят спорный характер, и решение суда будет обжаловано в установленном порядке. В данной ситуации важно, что прокуратура полностью поддержала позицию депутатского корпуса как в процедурном, так и в содержательном аспекте.

Итак, несмотря ни на что, в Великом Новгороде муниципальная реформа уже реализуется. Пусть даже пока путем исполнения обязанностей Главы города и Главы администрации. Первые итоги показывают, что сняты барьеры между представительным и исполнительным органами местного самоуправления. Налажен конструктивный диалог с правительством области, чиновники которого активно и главное эффективного участвуют в решении городских проблем, поскольку видят адекватную реакцию со стороны руководства города. Социологические опросы показывают, что абсолютное большинство горожан желают скорейшего разрешения сложившейся ситуации и ждут положительных результатов от муниципальной реформы.

Искренне убежден, что, убрав «камень преткновения» на пути реформы местного самоуправления, объединив усилия представительного и исполнительного органов местного самоуправления Великого Новгорода при поддержке областного Правительства, можно добиться качественного повышения уровня благосостояния горожан, сделав наш город одним из самых благоустроенных городов России, сохраняя политическую стабильность в обществе и доверие горожан к власти.

Владимир ТИМОФЕЕВ, председатель Думы, и.о. главы Великого Новгорода.