Суббота, 23 ноября 2024

Редакция

Пусть говорят

В регионе стартовала агитационная кампания по муниципальным выборам

Если быть точными, то агитация в соответствии с избирательным законодательством началась за 28 дней до единого дня голосования (13 сентября), то есть 15 августа. В газетах, на радио и телевидении прошли жеребьевки бесплатной и платной печатной площади и эфирного времени, дав отсчет одному из самых сложных этапов предвыборной гонки, во время которого нужно держать ухо востро как избирателям, так и кандидатам.

Тем более, учитывая, что в Новгородской области проходит сразу 190 избирательных кампаний. 183 из них — это плановые выборы глав сельских поселений, советов депутатов сельских поселений. Еще шесть — досрочные выборы глав городских и сельских поселений. И еще одна избирательная кампания — дополнительные выборы в Совет депутатов Старой Руссы и Старорусского района.

Пожалуй, первое, на что нужно обратить внимание наблюдателям, кандидатам и избирателям, — то, что среди участников предвыборной гонки есть и такие, кто принимает участие сразу в нескольких избирательных кампаниях. Речь идет о выборах глав сельских поселений и сельских советов депутатов. По словам Татьяны ЛЕБЕДЕВОЙ, заместителя председателя облизбиркома, есть случаи, когда кандидат в пределах одного района участвует в 3—5 выборах на пост главы сельского поселения, а некоторые умудрились зарегистрироваться и на 20 предвыборных кампаниях. Закон это разрешает.

Однако это не означает, что такой кандидат при жеребьёвке получит и кратное количество площади под агитационные материалы. Лишь место (или эфир) из расчета на одного кандидата. И если одержит победу сразу в нескольких поселениях, ему придется выбирать: какой именно мандат занимать. Ну а остальным своим избирателям он просто скажет «спасибо» и сделает ручкой, и на их территории будут назначены повторные выборы.

К правилам агиткампании это уже не имеет отношения, но есть повод задуматься: для чего такая партия участвует в выборах — только для того, чтобы в очередной раз засветиться, или работать на результат? Да и каким может быть этот результат, если кандидат толком и представить себя не сможет.

Одна из прописных истин предвыборной кампании — ни федеральные, ни областные, ни местные чиновники не имеют права рассказывать о кандидатах и политических партиях. Исключение — только случаи, когда речь идет о профессиональной деятельности кандидата, — тут уж никуда не деться. Помимо чиновников, в список тех, кому запрещено говорить о претендентах на мандаты, также входят служащие воинских частей, деятели благотворительных, религиозных и международных организаций, иностранные граждане, журналисты, а также молодые люди в возрасте до 18 лет. Такое право принадлежит только самим кандидатам и избирательным объединениям.

Для журналистов во время агитационной кампании главное правило — соблюдать равенство кандидатов. Скажем, информационные блоки с рассказом о них должны быть одинакового размера (или одно и то же эфирное время), с одинаковым шрифтом, фотографиями, идентичными по масштабу. Без каких-либо комментариев.

Главный вопрос любой избирательной кампании: что можно считать предвыборной агитацией?

— Это — призывы голосовать за кандидата либо против него, выражение предпочтения к кому-либо из кандидатов, — напомнила Татьяна Лебедева, — а также распространение информации с явным преобладанием сведений о кандидате и сведений, не связанных с его профессиональной деятельностью, или деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного мнения у избирателей о нем. Для СМИ эти правила действуют в период, когда журналисты осуществляют свою профессиональную деятельность. За пределами редакции, что называется, не на работе, — пожалуйста.

Все материалы должны быть оплачены из избирательного фонда кандидата, — соответствующую приписку читатели должны искать под платными агитационными материалами.

Напоследок стоит напомнить, что 12 сентября станет днем тишины, когда какая бы то ни было агитация запрещена. Как и в единый день голосования.

Фото из архива "НВ"