На внеочередном заседании областного правительства разбирались с мусором в Великом Новгороде
Второе за неделю внеочередное заседание Правительства Новгородской области началось с рассмотрения отложенного (из-за плохой подготовки) вопроса о бюджете ФОМС на 2016 год. Директор Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новгородской области Ирина ЕКИМОВА на сей раз была более конкретна в своем докладе. Однако полной картины все же не получилось, отчего главе региона пришлось задавать уточняющие вопросы.
Вторая попытка
Бюджет ФОМС на 2016 год составит 5 445 млн. рублей (рост к 2015 году на 3%). Он складывается из субвенций федерального центра (98%) и межбюджетных трансфертов. Расходы запланированы на ту же немалую сумму. На скорую помощь предусмотрено 6,2% бюджета, на амбулаторную медпомощь — 32,3%, на дневные стационары — 8,2%, на круглосуточные — 46,9%.
В региональной системе ОМС задействованы две страховые компании — «РОСНО-МС» и «Сибирь». Всё охотнее в ней участвует частная медицина. Если в 2014 году было 14 частных медцентров, то на 2016 год заявились 22. По словам Екимовой, это «увеличивает доступность медуслуг для населения».
Сергей Митин внимательно выслушал, а затем попросил докладчицу пояснить — почему на ведение дел страховыми компаниями нужно 76,6 млн. рублей, то есть 1,5% бюджета. Руководитель департамента здравоохранения Галина МИХАЙЛОВА заметила, что можно и снизить. Ко второму чтению.
«Прочие расходы» потянули в проекте на 8%. Что это? Оказалось, стирка, коммунальные услуги... Губернатор счёл, что и здесь есть резерв для экономии, если задаться, к примеру, проблемой энергосбережения, поставить счетчики. Глава департамента по ЖКХ и ТЭКу Ирина НИКОЛАЕВА согласилась: есть чем заняться.
История с продолжением
О ситуации с размещением бытовых отходов в Великом Новгороде с большой тревогой доложил руководитель департамента природных ресурсов и экологии Владимир КОРОЛЁВ. Он напомнил предысторию: единственный оператор по сбору и утилизации мусора в областном центре ОАО «Новгородское спецавтохозяйство» с 29 октября не имеет права на такой вид деятельности: не продлили лицензию.
В июне управление Росприроднадзора провело внеплановую проверку полигона для ТБО, расположенного в деревне Нащи, так называемой первой очереди. По словам Королёва, экспертиза показала превышение мусора по площади на 12%, по высоте — на 11%. Она также выявила влияние полигона на загрязнение подземных вод.
В общем, первая очередь — под завязку, а вторая — отсутствует, хотя предписания правоохранительных органов появились еще в 2011 году. В 2013 году суд вынес решение в адрес мэрии о немедленном строительстве второй очереди. Мэрия с тех пор лишь просила отсрочить время ввода, ничего, как отметил Владимир Королёв, не предпринимая. Последняя отсрочка была до 1 августа 2015 года. А теперь нависла угроза экологическому и санитарному благополучию населения.
Глава департамента природных ресурсов и экологии уверен, что упования городской администрации на полигоны Маловишерского и Шимского районов не решат проблемы, тем более что маловишерский глава Николай МАСЛОВ заявил, что его район не в состоянии забрать весь мусор областного центра, он опасается, что «Великий Новгород закидает нас своими отходами. После 23-го мы их перестанем принимать».
Как известно, сейчас петербургский институт Урбанистики завершает работу над новым проектом второй очереди новгородского полигона, ввод в строй которого намечен на середину 2017 года. Но, задал вопрос губернатор Сергей Митин, как прожить городу полтора года?
Суд — да, дело — нет
Отвечать взялся мэр Юрий Бобрышев. По его словам получалось, что город все держит на контроле и решает задачу должным образом. Договор с Малой Вишерой действует до 31 декабря с возможностью пролонгации. Дескать, не слушайте Маслова!
Еще козырь — создать временную площадку под складирование мусора. Мол, федеральное законодательство позволяет так делать в течение 11 месяцев.
Этот миф развеял руководитель регионального управления Роспотребнадзора Анатолий Росоловский: временная площадка может быть создана только для отходов отдельного предприятия, но не муниципалитета. А вывоз мусора за пределы региона допустим при соответствии Градостроительному кодексу.
Можно возить свои отходы в другие регионы, нашелся Юрий Иванович. Вот Гатчина вроде бы не против.
Вице-губернатор Александр БОЙЦОВ сообщил печальный вердикт: Ленобласть отказывается принимать новгородский мусор. Юрий Бобрышев попытался парировать: «Мы понимаем проблему и приложим все усилия».
Заключение экспертизы на проект второй очереди, разработанный институтом Урбанистики, должно быть положительным, что позволит начать строить вторую очередь в 2016 году. Из выступления Юрия Бобрышева следовало, что эта очередь будет состоять из четырех этапов, и уже в октябре (менее чем через год!) первый этап будет завершен, можно будет захоранивать отходы даже из других районов. Эта новость никак не вдохновила членов правительства, а только напомнила известные мечты помещика Манилова.
Главный федеральный инспектор в Новгородской области Вадим НЕПРЯХИН усомнился: сможете ли самостоятельно, без помощи области справиться? Градоначальник вновь вспомнил про 2005 год, когда мэрия заказала проект второй очереди москвичам, но тут изменилось экологическое законодательство, и проект стал бесполезной бумажкой. Но ведь не сидели сложа руки! А «Новгородское спецавтохозяйство», еще будучи муниципальным, изменило углы откосов действующего полигона, чтобы увеличить срок его эксплуатации. И все там было в порядке, так что Роспотребнадзор отозвал лицензию незаконно, «будем оспаривать, и есть перспектива отмены решения». Однако руководитель управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Новгородской области Андрей ПЕТРОВ охладил мэра: лицензию могут выдать только на вторую очередь после включения ее в государственный реестр.
Юрий Бобрышев заверил, что войти в мусорный бизнес Великого Новгорода готовы бизнесмены из других городов: дело-то прибыльное, так что «нарисовалось много желающих». Стало быть — город в состоянии решить проблему! Даже не повышая тарифы на вывоз мусора...
Эти мечты «заземлила» руководитель департамента архитектуры и градостроительной политики Валентина ЗАХАРКИНА, выразившая опасения по срокам ввода второй очереди полигона, поскольку никаких шагов не предпринято: просто ждем проект из Петербурга. Договора со спецавтохозяйством на вторую очередь нет, а выделение земельного участка, торги, проектно-сметная документация, разрешение на строительство, публичные слушания, госэкспертиза и прочее — все это займет минимум полтора года.
Губернатор тоже усомнился в реальности названных мэром сроков, посоветовав быть ответственнее.
— Первый этап в октябре 2016 года — полный абсурд. Не надо никого обманывать. При всех усилиях раньше лета 2017 года вторую очередь не построить, — резюмировал глава региона.
И подвел итог под жарким обсуждением: надо руководствоваться решением Новгородского районного суда, требующего введения в строй второй очереди полигона. Но необходим план действий, позволяющий Великому Новгороду не зарасти мусором до 2017 года. Для этого будет создана рабочая группа под руководством вице-губернатора Александра Бойцова. Мэрии Великого Новгорода было рекомендовано немедленно, в соответствии с нормативными документами, провести тщательную экспертизу первой очереди полигона ТБО — чтобы поставить точку в споре, можно или нет вывозить туда мусор.
У последней черты
— На протяжении последних 3—4 лет шел спор администрации областного центра с природоохранными и контролирующими органами о необходимости строительства второй очереди полигона ТБО. Теперь мусор вывозить фактически некуда. И каких-то реальных планов на заседании правительства мэрией предложено не было, — подчеркнул Сергей Митин.
Вину за острую ситуацию с вывозом отходов глава региона возложил на администрацию Новгорода. «Сейчас мы будем совместно искать пути выхода, рассматривать все возможные варианты, чтобы не пострадали ни жители, ни экология. Думаю, мы сумеем обеспечить нормальное функционирование городского хозяйства до лета 2017 года. В частности, договоримся с Малой Вишерой на какое-то время», — резюмировал Сергей Митин.
Комментируя журналистам итоги заседания, губернатор заметил, что не обязательно тратить на полигон бюджетные деньги. В федеральном законе об основах местного самоуправления не прописано, что эта деятельность должна финансироваться из бюджета: муниципальная власть организует процесс сбора, вывоза, захоронения и утилизации отходов. Это можно делать и с привлечением бизнеса.
Рисунок Михаила ЛАРИЧЕВА