Заметки с заседания Правительства Новгородской области
Трижды Правительство Новгородской области собиралось в ноябре на пленарные заседания. 10 ноября — обсудить бюджет на 2016 год, чтобы облдума могла рассмотреть его в этом месяце. 13 ноября разбиралось в многолетней проблеме строительства полигона ТБО в Великом Новгороде. Это были внеочередные заседания.
Законы, которые мы принимаем
Очередное состоялось, как и обычно, в третий четверг, 19 ноября. И поскольку именно 19-го завершалась кампания конкурсных выборов шести глав районов, стартовавшая 27 октября, и все шестеро участвовали в заседании, губернатор Сергей МИТИН в прологе заседания поздравил их, отметив:
— Нам говорили, что, принимая закон о выборах глав муниципалитетов по конкурсу, мы уходим от демократии, но тот интерес, какой проявили к новым выборам население, общественные организации и политические партии, та ответственность, с какой подошли к выборам депутаты и конкурсные комиссии, показали, что закон принят правильно и своевременно. Простые люди признавались мне, что теперь и они почувствовали свое участие в решении судьбы власти, потому что сильно возросла роль депутатов, за которых они голосовали. Я считаю, и ход кампании, и ее результаты это подтверждают, что совсем ничтожной стала вероятность того, что на должность попадет какой-нибудь говорун, случайный человек. Тот факт, что только двое из шести выбранных депутатами глав получили свои должности повторно, — еще одно подтверждение, что выборы были свободны от формализма, что они сопровождались конкуренцией и борьбой...
«Акрон» почти не виден
Повестка заседания включала 11 вопросов. Вопросы эти можно условно разделить на стратегические и оперативные. К первой категории, характеризующей ситуацию не только в текущем периоде, но и на перспективу, относится отчет департамента финансов об исполнении областного бюджета за девять месяцев. Основные параметры доходов и расходов казны представила первый заместитель руководителя департамента Галина ПИТЕРОВА.
За указанный период в бюджет поступило 18,3 млрд. рублей (темп роста — 112,5%). Причем налоговые и неналоговые доходы составили 14,1 млрд. рублей (на 14,1% больше, чем за январь — сентябрь 2014 года). Расходы оказались на уровне 18 млрд. рублей, из которых 11,3 млрд. (62,6%) были направлены на социальную сферу.
Показатели в общем-то обнадеживающие. Но могли бы быть еще лучше. НДФЛ дал бюджету 6 млрд. рублей (на 2,6 млрд. меньше, чем год назад). Это всего на 1,7% больше, чем за тот же период в прошлом году. Однако в разрезе по районам картина весьма пестрая. Окуловский прибавил 56,7%, Парфинский — 45,4%, но 10 муниципалитетов (в том числе — Великий Новгород) имеют показатели «роста» ниже 100%, а шесть — прибавку в пределах 2%. Конечно, кризис дает о себе знать сокращением штатов и рабочей недели на предприятиях. Но не на последнем месте и «серая зарплата», которая уменьшает налогооблагаемую базу. Вот данные роста НДФЛ по отраслям: АПК — 17,5%; обрабатывающие производства — 6%; торговля — 0,3%; транспорт и связь — 0! И общая тенденция не радует: в первом квартале был рост — 4,2%; в третьем — снижение до 98,4%.
Налога на прибыль поступило в бюджет на 20,6% больше прошлогоднего. В абсолютных цифрах — это 4,2 млрд. рублей. Но, обратила внимание правительства Галина Питерова, «Акрон» заплатил в казну из прогнозируемых 1,4 млрд. всего 316 млн. рублей, то есть менее 25%. Но это прогнозы! А по сообщению ИА Finam.Ru от 2 ноября, «чистая прибыль ОАО «Акрон» по РСБУ за 9 месяцев 2015 года составила 13,952 млрд. рублей». В связи с этим губернатор высказался довольно жестко:
— Если предприятие работает успешно, если 80 процентов продукции у него идет на экспорт, оно должно и главную функцию выполнять — платить налоги. Мы не можем мириться с иным положением дел. В четвертом квартале на «Акроне» будет проведена тщательная проверка по поручению министра финансов.
Такие вот нюансы состояния нашего бюджета. Состояние хорошее, но могло бы быть лучше. Объективно.
Продаётся дворец. Недорого
Вплотную к бюджетной теме стоит вопрос о программе приватизации госимущества в 2016 году, который докладывала руководитель департамента имущественных отношений Ирина АРСЕНЬЕВА. Доходы от продажи госимущества — это неналоговые доходы казны. Пока (за девять месяцев) они составляют всего 1,3% (396 млн. рублей) общих доходов бюджета. Цифра не очень-то впечатляет, хотя приватизировано было имущества на 44,1 млн. рублей (на 9% — 5,2 млн. — больше, чем в 2014 году).
В следующем году планируется увеличить показатель до 59 млн. рублей. Это 126 объектов (вместе с земельными участками, на которых они расположены). Что тут было сказать докладчику? Приватизация сегодня — не та, что 20 лет назад. Некоторые объекты выставляются на аукционы по 5, 10, 15 раз. А например, путевой дворец в Едрове (Валдайский район) с 2012 года предлагали покупателям 22 раза и безуспешно.
Ирина Арсеньева отметила низкий интерес инвесторов к нашим неликвидам. Но рассчитывает, что с выходом на открытые аукционные площадки в Интернете доступ потенциальных инвесторов к информации упростится, и это станет импульсом к росту продаж.
Мы едем, едем, едем...
Импульсация не помешает и транспортникам. Это следовало из доклада главы транспортного департамента Владимира ПЕТРОВА.
После передачи полномочий по организации транспортного обслуживания населения на областной уровень экономические показатели в этой сфере деятельности улучшились. Например, убытки новгородского ОАО «Автобусный парк» сократились с 12 млн. рублей в месяц до 2,5 млн. Но радости от того, что убытки стали меньше, нет. Эффективная работа — это работа с прибылью.
Как сообщил Владимир Петров, начатая в прошлом году оптимизация маршрутной сети составляет основу перестройки отрасли. Что ж, сделать нам еще предстоит больше, чем сделано. В Новгородской области сейчас действуют более 570 городских, пригородных и межмуниципальных маршрутов. Сколько их станет, когда будет готов Комплексный план транспортного обслуживания населения Новгородской области до 2030 года, — сказать сегодня невозможно. Но работа над этим стратегическим документом уже подходит к концу, и есть все основания полагать, что мы одними из первых представим его в Минтранс РФ на согласование.
Замечу, что транспортники регулярно вызывают огонь на себя. Как со стороны населения, так и властей. Может быть, виной тому слишком долгое существование в условиях «либерального рынка с мощной господдержкой»?
Сейчас на слуху у всех 40-процентное повышение тарифа на пригородных маршрутах. Почему такой скачок? До 19 ноября никто честного ответа дать не хотел (или не знал). 19 ноября объяснил Сергей Митин:
— Мы очень долго работали, игнорируя законы экономики, которые действуют и в условиях рынка. Относительно пригородных перевозок я имею в виду экономически обоснованную стоимость проезда, то есть билета. У нас была принята ошибочная модель, при которой мы, сдерживая рост тарифа, компенсировали перевозчикам выпадающие доходы из бюджета. Расчет строился на том, что бюджетные субсидии будут направлены на обновление автопарков, на мероприятия по повышению качества обслуживания. Однако расчеты не оправдались, хотя в прошлом году стоимость субсидий составила 104 миллиона рублей, в этом — уже 176 миллионов.
Теперь мы установили тариф, максимально близкий к экономически обоснованному, а сэкономленные на субсидиях средства будем целевым назначением направлять на покупку автобусов, на ремонт, на совершенствование производственной базы отрасли.
Естественно, смену подхода не все перевозчики приветствовали. На правительстве было озвучено, что в Любытинском, Хвойнинском, Пестовском (а всего — в девяти) районах руководители транспортных предприятий уже обратились в райадминистрации с заявлениями об отказах от перевозок пассажиров на пригородных маршрутах. Для губернатора это известие не стало неожиданным. Он парировал: в помощь перевозчикам направлено 74 млн. рублей, которые позволят снять текущие проблемы.
— А если кто-то думает, что мы вернемся к старой схеме и будем накачивать транспортников бюджетными деньгами, так это напрасно. Мы не бросим тех, кто хочет работать. А тем, кто надеется коротать век на бюджетных субсидиях, придут на смену другие. Нам нужен механизм управления отраслью. Запустить его как можно быстрее — задача профильного департамента. Таковы реалии сегодняшнего дня.
К слову, о контурах проблемы. В настоящее время в Новгороде (220 тыс. человек) работают 39 автобусных маршрутов, в Вологде (296 тыс.) — 38, в Череповце (313 тыс.) — 42, в Пскове (203 тыс.) — 21. 39 маршрутов — это много или мало для Новгорода? Или столько, сколько нужно?
Проводится работа по началу работы
Среди оперативных вопросов заседания значились отчеты о строительстве детского сада на 220 мест в Малой Вишере, поликлиники в Любытине, физкультурно-оздоровительных комплексов в Новгороде, Окуловке и Малой Вишере, подъездной дороги к Аркажской слободе.
Началось, правда, с сообщения о ситуации с тремя многоквартирными домами в Боровичах (ул. Транзитная, 24 и 26, и пр. Титова, 2, куда переехали переселенцы из аварийного жилья. Выяснилось, что в домах полно недоделок.
Возня (иначе не назовешь) вокруг этой проблемы идет уже больше года. Недавно стали известны результаты экспертизы, которую провели специалисты НовГУ: дома пригодны для проживания. Что дальше?
Первый заместитель главы Боровичского района Виктор СЮГИН сообщил, что в настоящее время «проводится работа по определению финансирования работ» по устранению недоделок на домах по Транзитной, и «до 1 декабря информация будет направлена в адрес собственников этих домов». М-да, чиновник у нас скажет так скажет. Но понятно, что в Боровичах администрация никуда не спешит. К 1 декабря сообщит жильцам, что на исправление недоделок нужно столько-то денег. Этим наверняка обнадёжат людей. А сами, видимо, начнут «работу над определением сроков работы».
С подтекстом была информация и по дому в проезде Титова: «с 16 по 20 ноября будет организована выездная проверка по устранению выявленных недостатков». Вот и пойми: там уже работают или только собираются?
Ответ экспертов в администрацию пришел 13 ноября. Если после его получения могло хватить двух дней (14—15 ноября) для «устранения выявленных недостатков», то чем занимались органы местного самоуправления до сих пор? Нужна ли была экспертиза как таковая?
Если только хотят установить недостатки, почему это не сделали эксперты. Чудны дела боровичские...
О ситуации на детсаде доложил глава Маловишерского района Николай МАСЛОВ: «20 декабря хотим пригласить всех на новоселье. Акт приемки утвердим 30 ноября». Он же сказал и про ФОК: «Идут работы на наружных сетях. Сдадим объект до конца года».
Готовность любытинского ФОКа составляет 68%. Надеются сдать. На строительстве поликлиники ежедневно работают без малого 50 человек. Готовность — 87%. К концу года общестроительные работы глава района Тимофей ГУСЕВ обещает завершить.
Новгородский ФОК — особая статья. Но мэр Юрий БОБРЫШЕВ напрямую признать, что сдача будет сорвана, не хочет (не может). Потому что тогда нужно признать, что он просто исключит Новгородскую область из ФЦП по строительству спортивных объектов в 2016—2020 гг. Интересно, какие объективные причины такому фиаско найдет мэр? А он будет искать, ибо не было прецедента, чтобы в неудачах городского головы не были виноваты обстоятельства или третьи лица.
Зато окончанию первого этапа строительства дороги к Аркажам Юрий Иванович назвал конкретный срок — 5 декабря. Это на два месяца позже последней корректировки в плане...
Вместо эпитафии
Завершалось заседание важным для многих жителей областной глубинки сообщением об изменениях в порядке проведения вскрытия умерших граждан. Как известно, до сих пор для всех эта процедура была обязательной. Теперь, если человек скончался вне стационара, но на нем нет признаков насильственной смерти, ему больше 60 лет и у него было опасное для жизни заболевание, к прозектору его не повезут. Для доставки прочих несчастных создается спецслужба с диспетчерской и 60 единицами транспорта, которая и будет перевозить тела. Работу она должна начать 1 февраля 2016 года.
Фото Владимира МАЛЫГИНА