Понедельник, 23 декабря 2024

Редакция

Пост принял

Десантника Александра Тарасова сменил десантник Юрий Стадэ

Правда, в отличие от предшественника на посту главы Валдайского района, Юрий Владимирович не кадровый офицер ВДВ. Он служил срочную в Псковской дивизии ВДВ. Участник первой чеченской. Награжден орденом Мужества — вынес с поля боя своего товарища.

Родословная

Перед тем как перейти к сугубо мирным вопросам, на которые нам ответил недавно избранный глава, скажем еще несколько военных слов: фамилия Стадэ в Валдае высечена на плите у Вечного огня. Дед, Владимир Федорович, пропал без вести. Ушел с нашими частями в направлении Демянска, о дальнейшей его судьбе ничего не известно.

Так что внук фронтовика — коренной валдаец. Во власть пришел из бизнеса. До избрания на первую должность в районе возглавлял городскую администрацию. Еще раньше был депутатом горсовета. Его политической карьере — всего несколько лет.

— Мы с моим другом Сергеем Саковниковым в один день вступили в партию, — рассказывает Юрий Стадэ. — Просто сидели, обсуждали то да се. Что мы можем? Не для себя — городу помочь, землякам. Пришли к выводу, что надо быть ближе к центрам принятия решений.

— Еще лучше — в самом центре?

— Нет, таких мыслей не было. Это уже потом сложилось. Сергей, вообще-то, остался в бизнесе. И по-прежнему единоросс, как и я.

— И как ваши с ним теперешние разговоры?

— Очень полезная вещь! И с ним, и с другими предпринимателями. У нас, к счастью, не такой узкий круг людей и деловых, и неравнодушных.

Герб

— В преддверии Дня города, я еще мэром был, состоялась у нас такая встреча. Надо сделать что-то запоминающееся! Валдаю 245 лет как городу и 520 как поселению. А тут как раз пришел ответ из Геральдической палаты: ваш герб включен в реестр... Вот и решили сделать стелу с гербом. С подсветкой, дорожкой. В 400 тысяч рублей обошелся проект. Где бы я нашел столько в бюджете? Бюджетный рубль экономить надо. Кстати, из этих соображений мы с редактором районной газеты Максимом Семеновым сами исправляли эскизы с учетом замечаний специалистов по геральдике. Последнее слово осталось за Максимом Юрьевичем — целую ночь дорабатывал. Только потом, когда эту работу в палате утвердили, я узнал, что его отец — автор советского герба Валдая.

Вы видели нашу стелу? Все говорят, что хорошо получилось. Это на пересечении Комсомольского проспекта и улицы Народной. Мы там теперь хотим аллею городов-побратимов сделать. У нас их шесть, в том числе один город в США.

— Там по нынешним временам могут и не оценить.

— Смотря кто. Простые американцы, уверен, как и мы, никаких конфликтов не хотят.

«Хотелки»

— Вы заметили разницу, перейдя из кабинета мэра в кабинет главы района?

— По большому счету — никакой. Разве что напряженности чуть больше и оборот документов другой. Я вроде и на прежней работе расслабленным не был. Привык принимать решения и за них отвечать.

— Валдай притягивает к себе повышенное внимание. Ощущаете?

— Да, и это дисциплинирует, заставляет держать себя в форме. Здесь бывает глава государства. И Сергей Герасимович частенько нас навещает.

А ощущения? Какие-то ошибки, недоделки — это у всех может быть. Главное — не ошибиться перед нашими жителями, не подвести. Для бабушки, которая пришла к тебе по поводу ручья, затапливающего ее огород, — нет проблемы важнее. Нашли техническое решение, денег пока нет. На днях она зашла ко мне, выслушала и говорит: «А я думала, что вы про меня забыли». Еще на предыдущей работе завел блокнот с «хотелками» — так я эти просьбы называю. Столько набралось, что до сих пор не переделать. Кроме тех, где было больнее. Как у хирурга? Сначала он делает операцию тому, кто в ней нуждается срочно.

— А как насчет «хотелок» самого главы?

— У меня немножко фантазийное желание, но реальное. Я хочу, чтобы Валдай был образцово ухоженным. Не обязательно, чтобы все тротуары были вымощены плиткой. Пусть это будет асфальт. Но ровный и чистый. Есть домовладельцы, у которых заборы скоро упадут. Хочу, чтобы у них включилось сознание. Нельзя опускать руки. Хочу, чтобы город был безопасным, нам тут есть еще над чем поработать вместе с полицией.

Строй-ка!

— Забор поправить — не дом построить.

— Так мы и строимся. У нас сейчас самое популярное направление — микрорайон «Северный». Там и многоэтажки, и частные дома. Сейчас, рынок, к сожалению, притормозил. Но об остановке речи нет.

— При этом немалую долю жилья, надо полагать, приобретают иногородние и приезжие. К примеру, переселенцы с севера. При том, что своя молодежь...

— Да, она смотрит в сторону Новгорода, Питера, Москвы. Нельзя сказать, что у нас нет работы. Находят себе место, неплохие деньги получают и здесь. Есть вакансии. Допустим, на «Юпитере» не хватает оптиков. Работают плодоовощной завод, механический.

— Что еще можно предложить? Туризм?

— Это на одном из первых мест. У нас уже столько баз, что я сам не все еще видел. На Валдае можно заработать даже благодаря сеновалу. Вы не удивляйтесь, я знаю семьи, которые сдают летом гостям из столиц «номера» в сараях. Ну, там прилично все сделано, но фишка-то в том, что людям хочется спать именно на сене. Что касается производств... Есть ведь и экологически чистые, которые можно было бы внедрять. Хотя это и не просто, ведь мы на территории национального парка. Но главное сейчас — поддержка имеющихся предприятий. В рамках наших возможностей и полномочий. Одновременно работаем, ищем новых инвесторов. Хотел бы привести пример какого-нибудь перспективного крупного проекта, но зачем бросать слова на ветер? Конечно, броское имя, фирма — все это было бы хорошо, но... У нас многие деревушки стоят как безымянные. Нет дорожных табличек! Будем ставить и их, и указатели.

— Для туристов?

— Мы это и для самих себя должны были бы сделать. Но есть и коммерческий интерес. Вот ехал человек, посмотрел — хорошее место дом построить. А где это? Будет надпись — отложится. Еще и знакомым в Москве расскажет. Да, я про дачников. Но они в летний сезон хороший доход дают нашему бизнесу, а он платит налоги.

Метро

— С вашего позволения, еще пару транспортных вопросов. Куда подевался трамвай, курсировавший по Валдайскому озеру?

— Никуда. Просто в свете перемен в законодательстве и ужесточившихся требований владелец поставил судно на прикол. Он не в состоянии произвести дорогостоящее переоборудование. Тут пока — один большой вопросительный знак. Видимо, надо будет перейти к использованию маломерных судов. Но замена ли это? Группу экскурсантов на катере не разместишь.

— Перед встречей с вами я разговаривал с вашим предшественником. Кстати, Александр Александрович очень хорошо отозвался о вас и вашей с ним совместной работе.

— Согласен, у нас с ним был хороший тандем. Александр Александрович — это, знаете, моторчик. Не признает никаких долгих ящиков. Мы с ним в этом похожи.

— Так вот он сказал мне, что является счастливым обладателем жетона валдайского метро.

— Ах, вот оно что! История такая: у нас есть блогер Тимофей Шутов, который разработал схему валдайского метро. Просто путеводитель по городу сделал в виде такой схемы. Посмеялись, забываться уже стало. Но потом мы решили эту идею развить. И вот уже несколько станций «построено». Первая была сделана механическим заводом. Отлили большую букву «М» и прикрепили на магазине: станция «Зимогорье». Потом появилась станция «Город», потом еще и люк на дороге с той же литерой «М». Туристы смеются, фотографируются. Так что у нас есть все, даже метро. И то ли еще будет!

Фото valday.com