Суббота, 23 ноября 2024

Редакция

Прямые ответы

Общение президента с журналистами длилось 3 часа 10 минут

17 декабря Владимир ПУТИН провёл большую пресс-конференцию

Год назад президент начал разговор с обзора социально-экономического положения страны. Но на сей раз, сославшись на то, что всё только что сказал в Послании Федеральному собранию РФ, предложил перейти к вопросам без вступительной фазы.

Тем не менее журналист «Комсомольской правды», которому предоставили слово, вернул главу государства в 14-й год.

— Год назад вы говорили о сложной ситуации, которая складывается в экономике России и что при самом плохом раскладе мы будем выходить из нее года два. Сейчас у Вас настроение изменилось по поводу выхода из кризиса?

— Мы исходили из того, что средняя цена на нашу нефть будет 100 долларов за баррель. Минэкономразвития выстраивало в зависимости от этих всех параметров и планы развития в конце прошлого года. А в конце этого года были вынуждены всё пересчитывать, потому что цена упала в два раза: была 100 долларов за баррель, а стала 50. Мы посчитали бюджет следующего года как раз из этой цифры — 50 долларов за баррель. Но сейчас сколько она уже — 38? Поэтому мы вынуждены будем, наверное, что-то корректировать. Хотя не будем спешить с корректировками, правительство готовит варианты на любое развитие событий.

Да, после падения цен на наши основные энергоносители «поползли» все наши показатели. Это сокращение ВВП на 3,7%. На 7 декабря инфляция с начала года — 12,3%. Реальные доходы населения, инвестиции в основной капитал сократились. Вместе с тем статистика показывает, что российская экономика миновала пик кризиса. Со второго квартала наблюдаются признаки стабилизации деловой активности. Зафиксирован небольшой рост промпроизводства — 0,2—0,1%. Рост сельского хозяйства — не менее 3%. Урожай зерновых второй год подряд — 103,4 млн. тонн. В текущем году мы задействовали резервный фонд. При этом суверенные фонды в целом сегодня находятся на хорошем уровне — 11,8% ВВП. Резервный фонд — 3931 млрд. рублей, а Фонд нацблагосостояния — 4777 млрд...

— Вы довольны работой правительства?

— Считаю, что кадровая чехарда, как правило, не нужна, она мешает. И если что-то у кого-то не получается, за что я тоже несу ответственность, здесь есть и моя вина. Никаких существенных изменений не предвидится. В целом считаю, что работа правительства удовлетворительная. Стратегически правительство делает нужные шаги и действует эффективно.

— Что будет в наших отношениях с Турцией?

— С действующим турецким руководством, как показала практика, нам практически невозможно договориться. Когда мы говорим: да, мы согласны, они сбоку или в спину наносят нам удары. На межгосударственном уровне я не вижу перспектив. Мы фиксируем, что в Турции находятся боевики, выходцы, допустим, из Северного Кавказа. Они там сидят, лечатся, их охраняют. Потом они, используя безвизовый въезд, въезжают и растворяются, и мы должны их вылавливать.

Допускаю, что Анкара решила показать США и ЕС, что турки — «свои» исламисты. Но если кто-то в турецком руководстве решил лизнуть американцев в одно место, то не знаю, правильно они поступили или нет. Можно себе представить, что на каком-то уровне были договоренности о том, что вот мы здесь навернем российский самолет, а вы закроете глаза, что мы войдем на территорию Ирака и оккупируем часть Ирака. Я не знаю, может быть, такой размен и был. Нам об этом неизвестно...

— База в Латакии должна остаться у нас, чтобы гарантировать стабильность?

— База — инфраструктура достаточно существенная, деньги надо вкладывать. Там есть наша авиация, есть временные модули для питания и отдыха. Мы это собрали за два дня — и всё: уже на своих аэродромах. А база — совсем другая история. Некоторые считают: да, нужно иметь базу. У меня нет такой уверенности. Нам зачем там база? Если кого-то надо достать, мы и так достанем. Нет необходимости пускать туда корни.

— Когда будут введены санкции против Украины?

— Мы не собираемся вводить санкции, мы просто переходим на режим, когда никакими льготами и преференциями Украина пользоваться не будет. На практике это означает, что сегодня нулевые тарифы в торговле между РФ и Украиной, а будет 6%, где-то — 3, 8, 10%. Это не наш выбор. Я вам искренне говорю: мы не заинтересованы в обострении конфликта. Наоборот. Киевские власти не хотят учитывать настроения и ожидания своего собственного народа.

— Вы уже 15 лет у власти. За это время выросло очень опасное второе поколение элитки: молодой Ротенберг, молодой Турчак, молодые дети Чайки. И прочие дети, которые никогда не смогут ни возродить Россию, ни сберечь Россию. Когда вы приходили в 2000-м к власти, вы таких итогов ожидали?

— Если мы хотим быть объективными, должны признать, что итоги не только в этом. Итоги — прежде всего в увеличении доходов населения, укреплении экономики, которая почти в два раза выросла, в укреплении обороноспособности страны, наращивании возможностей вооруженных сил, усилении борьбы с терроризмом — хребет точно переломили. Вещи побочного характера — они возможны практически везде. Что касается детей высшего руководства в различных отраслях. Ротенберг молодой. Его отец нигде в госорганах не работает. Я знаю, что в СМИ, в Интернете появляются информации, что Турчак, допустим, причастен к избиению журналистов. Он сам или его отец? Нужно понять, дети генерального прокурора нарушили закон или нет? Есть в работе генпрокурора какие-то элементы конфликта интересов? Для этого есть контрольное управление президента. Это не значит, что мы этим не занимаемся.

— Руководители регионов говорят, что средняя зарплата — 20—40 тысяч. Жители — что 7—8 у многих. Может, пора вмешаться государству, чтобы доля платы за ЖКХ не превышала определенный процент в реальных доходах?

— Это один из ключевых вопросов, который беспокоит миллионы наших людей. Начнем с доходов пенсионеров. Вы знаете, что мы проиндексировали пенсии по инфляции прошлого года, это 11 с лишним процентов. Почти невозможно было это сделать, но все-таки мы на это пошли. В следующем году запланирована индексация на 4 процента по всем категориям. Мне бы очень хотелось, чтобы мы по фактической инфляции 16-го хотя бы смогли решить этот вопрос. По поводу ЖКХ. В этом году средний рост тарифов был примерно 8,7%. В следующем году предусмотрено 4%. Исходим из того, что мы сможем этот платеж сократить, что федеральное законодательство предусматривает право на получение субсидий. Нужно смотреть внимательно за управляющими компаниями. Многое нужно сделать для совершенствования этой системы. Без сомнений, это будет находиться в центре внимания правительства РФ, региональных властей. Этот вопрос еще далек от решения.

— Очень серьезно растет задолженность регионов. Денег на развитие экономики не остается. Каким вы видите выход?

— По большому счету, задача региональных властей заключается в исполнении соцобязательств перед населением. Сейчас федеральное законодательство предоставляет налоговые каникулы, по ТОРам, и так далее. Очень много преференций, которые регион может предоставить бизнесу для развития. Конечно, чтобы развивать инфраструктуру под возможные инвестиции, нужны деньги в региональных бюджетах. Есть проблема с перекредитованностью ряда регионов. В текущем году выделено дополнительно из федерального бюджета для региональных 160 млрд., всего — 310 млрд., чтобы изменить структуру долгов регионов. И в следующем году предусмотрены в федеральном бюджете на эти же цели еще 310 млрд. рублей. Главное, чтобы средства направлялись туда, где будут созданы новые рабочие места, условия, чтобы возникали новые производства, новые технологии, новая инфраструктура.

— Что вы думаете про коррупционный скандал в ФИФА?

— Есть ли элементы коррупции в ФИФА — должно показать расследование, пока результатов нет. Кто-то дает признательные показания, кто-то отказывается от них. Что касается Блаттера — это уважаемый человек, очень много сделал для развития мирового футбола. Его вклад в гуманитарную сферу в мире колоссальный. Он пытался использовать футбол как элемент сотрудничества между странами и народами. Вот кому нужно давать Нобелевскую премию мира...

Полную стенограмму пресс-конференции читайте на сайте Президента РФ http://www.kremlin.ru.

Фото РИА «Новости»